«Для того, чтобы чувствовать себя звездой мирового уровня, недостаточно быть заводским гонщиком Subaru, — говорит сегодня Маркко Мартин. — Пока я чувствую себя человеком, который на данном этапе просто добился своей цели». С пилотом Subaru World Rally Team я общалась, естественно, на английском — наивно было бы ожидать, что 25-летний эстонец знает великий и могучий. Хотя пару фраз по-русски, вроде «Привет, Россия!» и «Еще не знаю, что делать с новой Субару!», он все же произнес.
Наш разговор состоялся на родине Мартина в Тарту — там, где проходило первое международное ралли Е.О.S.-Subaru Challenge. Что такое E.O.S.? Estonian Oil Service — нефтяная компания, являющаяся генеральным спонсором Мартина на протяжении последних нескольких лет. Именно благодаря ЭОСу эстонский талант добился первых успехов в чемпионате мира на частной Toyota Corolla WRC, после чего и попал в заводскую команду Subaru.
Теперь настало время ответной благодарности — и Маркко Мартин, приняв приглашение организаторов, стал центральной фигурой первого международного E.O.S.-ралли. Гонку специально запланировали на начало августа — то время, когда большинство участников чемпионата мира занято подготовкой к финскому Neste Rally. «Почему бы им в ходе тестов не заглянуть в Эстонию, где дороги и климат очень похожи на финские?» — подумали нефтяники. И не прогадали: уже в дебютной гонке им удалось собрать такой состав участников, о каком не могло и мечтать даже латвийское ралли Курземе — этап чемпионата Европы! Идея оказалась настолько эдравой, а личные связи Мартина — настолько широкими, что, кроме всего цвета эстонского и латышского ралли, в заявочном списке ралли Е.О.S.-Subaru Challenge оказались экс-чемпион Австрии Ахим Мертль и очень сильный поляк Томаш Кухар, а всего в гонке стартовало сразу пять автомобилей WRC — небывалое для маленькой Эстонии количество. Группа N тоже не подкачала — здесь один из лидеров финского чемпионата Юни Ампуя («второй Йоуко Пухакка», как говорят про него сами финны) должен был сразиться с восходящей эстонской звездой Урмо Аавой и нашим Станиславом Грязиным. Причем москвич за свой памятный успех в Курземе получил от организаторов E.O.S.-ралли право стартовать первым в группе N!
Трасса гонки во многом повторяла дистанцию зимнего ралли в Южной Эстонии — Eesti Talv. За одним лишь исключением — открывал E.O.S.-ралли асфальтовый пролог на Певческом поле в центре Тарту. Именно здесь произошла первая сенсация. Хотя… какая же это сенсация? Ахим Мертль, известный любитель твердых покрытий, выиграл на своей «прошлогодней» Subaru Impreza WRC оба суперучастка и возглавил абсолютный зачет. Правда, его преимущество над лидером чемпионата Эстонии Маргусом Муракасом на Toyota Corolla WRC составило всего 2,5 секунды и секунды 3,5 — над Марко Мартином.
Впрочем, во второй день все встало на свои места. Мертль никогда раньше не ездил по гравию, так что эстонцы и поляк — эксперты в данном вопросе — уверенно обошли его. А Мартин, как и следовало ожидать, не отдал соперникам ни одного грунтового допа. Его преимущество было столь очевидным, что… впрочем, каким еще могло быть преимущество заводского гонщика Subaru над «частниками»?
И все же задаю вопрос финишировавшему вторым Муракасу: «Маргус, неужели вы не ставили перед собой задачи хотя бы попытаться объехать Маркко?» Он смеется и кивает в сторону своего штурмана Тоомаса Китсинга, раньше ассистировавшего самому Мартину: «Я называю нашу команду «Том — управляющий». Как он скажет — так и будет. Он сказал, что если мы проиграем Маркко полторы секунды с километра — это нормально. Если секунду — хорошо. Но мы проиграли меньше секунды!» Что ж, таково реальное положение дел, если сравнивать Тойоту Короллу четырехлетней давности с новой Импрезой заводской подготовки.
Россиян же в группе N ждало горькое разочарование. Станислав Грязин, выигравший пролог и первый грунтовый спецучасток, был вынужден покинуть гонку из-за проблем с подачей топлива. Так что судьба призовых мест в «стандартном» классе решилась без участия наших — победил Юни Ампуя, а 20-летний эстонец Урмо Аава всего 13 секунд проиграл другому юному финну — Яри Кетомаа.
Итак, новенькая серебристая Subaru Impreza — главный приз ралли Е.О.S.-Subaru Challenge — пополнит гараж Маркко Мартина. А организаторы уже строят планы на будущий год: провести ралли на неделю позже, еще ближе к финскому этапу чемпионата мира. Официальный статус? Нет, он этой гонке не нужен. Просто короткое международное ралли, с мировым уровнем организации и звездным списком участников…
Екатерина НАЗАРОВА
(Автоспорт №10’2001)
Русский десант
Любовь наших соотечественников к Прибалтике продолжает крепнуть: на Е.О.S.-ралли стартовали семь экипажей из России, шесть из которых представляли северную столицу. Самый высокий результат — у Виктора Балакана и Светланы Лукьяновой (на фото), ставших на своем Ford Escort RS Cosworth двенадцатыми в «абсолюте» и шестыми в своем классе. Алексей Ханович и Сергей Таланцев, только-только начавшие осваивать Мitsubishi Lancer, готовились в Эстонии к старту на Neste Rally. Они — cедьмые в группе N и восемнадцатые в «абсолюте». Олег Котляревский и Максим Шкуров на 16-клапанной «восьмерке» закончили гонку вторыми в классе Е8, а Игорь Громов и Валерий Богатырев, несмотря на то, что часть дистанции проехали на «троящем» моторе, тем не менее добрались до финиша третьими в классе А5. Два обидных схода: Андрей Блинков исключен из гонки, поскольку его «десятка» не смогла стартовать в течение 20 секунд после отмашки судьи на СУ10, а сын губернатора Петербурга Игорь Яковлев завершил свой первый выезд на Mitsubishi Lancer Evo VI, переворотом незадолго до финиша.
Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm