Мы продолжаем публиковать гоночный дневник известного российского гонщика Бориса Шульмейстера. На этот раз один из лучших пилотов страны рассказывает о прошедшем в минувшие выходные в эстонском Пярну заключительном этапе Кубка ВосточнойЕвропы по кольцевым гонкам. Из Эстонии Шульмейстер вернулся в прекрасном настроении – в Кубке Борис занял второе место, уступив только признанному лидеру, пилоту команды Корус-Моторспорт Михаилу Ухову…
«Начну с того, что Эстония произвела на нас самое лучшее впечатление: прекрасные пейзажи, прекрасные люди. Очень приятно, что не ощущалось никакого негативного отношения к россиянам. Это напрямую относилось и к местным гонщикам, которые всегда были рады нам помочь. Как-то я подошел к одному пилоту и спросил, где мне купить запчасти для своей Хонды, а он отвечают: «сейчас я тебе покажу»! Достаточно сказать, что в Эстонии я нашел такие запчасти, которые мой технический партнер Олег Кессельман не мог найти даже в Германии!
Организаторы тоже оказались очень любезны и профессионально походили к своему делу.
Если благие намерения удастся претворить в жизнь и количество этапов Кубка в следующем году станет больше, то я, не задумываясь, переключу все свои усилия именно на него и на чемпионате России не буду стартовать вообще. Ведь, все мы знаем, что у нас есть только один нормальный автодром – Невское Кольцо, да и тот очень опасен. Стоящие прямо возле трассы железные отбойники «убили» не одну машину.
Трасса в Пярну, где проходил второй этап Кубка Восточной Европы, совсем не такая. Длина круга чуть больше двух километров и в квалификационном темпе его успеваешь проехать меньше чем за минуту. Трасса очень динамичная – нет ни одного поворота, который проходился бы на первой или второй передаче – только на третьей, четвертой и пятой. Есть несколько профилированных поворотов. Все это мне напомнило один замечательный картодром, который я видел в Египте – только там это было посередине пустыни, а тут посреди зеленого «ковра» из роскошной травы.
От трассы все россияне были в восторге. Единственной неожиданностью стало ее покрытие – в нескольких местах оно было шершавое, что серьезно увеличило изнашиваемость колес. За выходные, например, мне не «хватило» аж шести покрышек. Движение по трассе идет против часовой стрелки, соответственно, левых поворотов на ней больше чем правых. Трек, как я уже говорил, очень быстрый, но при этом очень безопасный — благодаря широким зонам безопасности. Этим Пярну очень напоминает столичную Ходынку, где раньше проходили кольцевые гонки.
Слава богу, организаторы дали нам возможность освоиться на трассе, организовав тесты в четверг и пятницу. И, когда начались тренировки, стало ясно, что мы не «потеряемся» на фоне местных пилотов. Правда, как и ожидалось, очень быстр был эстонец Айвис Охтла на Хонде Сивик.
В квалификации Михаилу Ухову из команды Корус Моторспорт удалось показать первое время, вторым стал Охтла, а третьим, проиграв Мише меньше секунды — я. Четвертым был Индрек Сепп на «четвертом» Гольфе, а пятым – партнер Айвиса Охтлы по команде, молодой и очень талантливый гонщик Мартин Мерисаар.
Первый заезд проходил в субботу. Старт давался не с ходу, как мы привыкли в чемпионате России, а с места, что, на мой взгляд, не так безопасно. К тому же, у стартовой решетки в Пярну есть особенность – прямая достаточно короткая, и поэтому машины на старте располагаются очень близко друг к другу. Более того, было очень мало (около 70-ти метров) расстояние от стартовой черты до первого поворота. Как результат, к первому повороту машины подходят очень плотно, что чревато авариями и что со мной, собственно, и произошло.
Я стартовал чуть лучше, чем Айвис Охтла. К тому моменту, как мы начали подъезжать к первому повороту, Айвис стал перестраиваться на внутреннюю часть траектории и перекрыл мне путь. К сожалению, мне не удалось избежать контакта, и Айвиса развернуло. Вслед за ним развернуло и мою машину, после чего на полном ходу в меня врезался Мартин Мерисаар. Причем, он не просто попал мне в боковую часть машины, а врезался аккурат в заднее левое колесо, погнув рычаг подвески.
По-началу я подумал, что у меня просто пробило колесо. На плохо управляемой машине я доехал до боксов, где механики объяснили, в чем на самом деле заключалась проблема. Поменять рычаг быстро было невозможно, и я, понимая насколько мне необходимы очки в Кубке (а чтобы их набрать нужно прежде всего финишировать), решил продолжить гонку. Через десять кругов я даже приспособился к тому, что машина едет «криво» и проходил круг лишь на две-три секунды медленнее, чем в квалификации. Но, как выяснилось позже, мне было не суждено финишировать в этой гонке – спустя еще несколько кругов, у меня сломался мотор…
К моему большому удивлению, вскоре заехал в боксы и больше оттуда не выезжал Мартин Мерисаар, а еще через несколько кругов сошел мой главный конкурент по Кубку – Айвис Охтла. После этого стало ясно, что очковая ситуация в общем зачете у меня если и ухудшится, то несильно.
Тем нем менее… Второй заезд должен был быть уже на следующий день, а на моей Хонде Интегре не оставалось, буквально, живого места. Нужно было сменить двигатель, каким-то образом сделать так, чтобы правая дверь хотя бы открывалась (иначе меня просто не выпустят на трассу) и сменить рычаг подвески, который пострадал после столкновения с Мерисааром. Как я узнал на следующее утро, механики ушли спать только в четыре часа утра…
Места на старте второго заезда распределялись согласно лучшим кругам в первой гонке. Мне предстояло стартовать с восьмой позиции, так как в субботу я не смог ни одного круга проехать в полную силу. Это не было столь критично, поскольку чтобы финишировать третьим в Кубке нужно было просто приехать на одну позицию впереди Яниса Хореликса и не больше чем на одно место хуже Охтлы. А вот догнать Индрека Сеппа, который в предыдущий день финишировал вторым, как тогда казалось, было нереально – чтобы сохранить второе место, ему достаточно было просто финишировать.
Я начал гонку достаточно удачно – после стартового поворота я был уже пятым. Через пару кругов я догнал шедшего четвертым Индрека Сеппа, и в этот момент он совершив ошибку, вылетел с трассы. Сепп успел вернуться на трассу передо мной, но, «перепрыгивая» через маленький поребрик, он повредил себе поддон картера. Индрек начал поливать всю трассу маслом, и у меня, как ехавшего прямо за ним, все лобовое стекло покрылось пленкой масла. Более того, Сепп, видимо не понимая, что ему предстоит сойти, еще в течение круга перекрывал мне траекторию. Этим он сделал только хуже всем остальным, потому как вся трасса была покрыта маслом. Я тут же связался с командой, попросив предупредить о скользкой трассе лидировавшего Ухова (он шел впереди Сеппа и просто не мог знать, что произошло с эстонцем).
После того как Сепп сошел, я понял, что мое положение в чемпионате значительно улучшилось. Впереди в пятистах метрах от меня ехал Янис Хореликс. Догнать его было крайне сложно, потому что из-за масла на треке приходилось съезжать с оптимальной траектории. Тем не менее, за четыре круга до финиша я его нагнал и последующие два круга пытался его обойти. Это была настоящая и очень жесткая борьба, присущая только «кузовным» классам.
Представляете – два автомобиля заезжают бок-о-бок в скоростной поворот! Для меня решалась судьба второго места в Кубке. Мы несколько раз менялись местами, при этом у нас было несколько контактов. До самого последнего круга я не оставлял попыток обойти Хореликса, но мне это никак не удавалось.
Перед самым последним поворотом Хореликс резко затормозил, причем чуть раньше чем обычно. Моя машина «уткнулась» в его машину, и он чуть-чуть проехал вперед, схъехав с оптимальной траектории. За счет этого инцидента я обошел Яниса, на финише обошел на доли секунды и выполнил свою задачу в Кубке максимум – третье место принесло мне второе место по итогам всего чемпионата.
Мне очень понравились действия судей в этой ситуации, которые рассмотрели эту спорную, как кому-то могло показаться, ситуацию очень объективно.
По эстонским автоспортивным законам, если переднее колесо преследующего оказалось на уровне заднего колеса преследуемого, то последнему надлежит оставить сопернику место для проезда и не перекрывать ему траекторию. Но, поскольку я в такой ситуации с Хореликсом был несколько раз (он неоднократно бил меня и «залхлопывал калитку»), то судьи в любом случае добавили бы ему тридцать секунд штрафа. Но, когда я все-таки смог его пройти и статус-кво был восстановлен, судьи решили Яниса не пенализировать, оставив при этом, без изменений результаты всего заезда.
После финиша мы с Хореликсом обсудили этот инцидент, и теперь, я думаю, между нами не будет никаких проблем…»
Борис Шульмейстер