Что лучше, турбонаддув или высокооборотный атмосферный мотор? Эту задачу решают для себя многие производители — каждый по-своему. И только Porsche предпочитает не идти на компромисс, предлагая топ-версии своего 911-го сразу в двух вариантах.
Когда-то формула успеха автомобилей Porsche имела две составляющих: сверхлегкий кузов и высокофорсированный атмосферный мотор. Но в 1974 году появился Porsche 911 Turbo, навсегда поменявший образ суперкаров из Цуффенхаузена. Годом раньше была представлена специальная версия, сверхлегкая Carrera RS с 2,7-литровым 210-сильным мотором, по степени форсировки не уступавшим турбированному. Но… Направление RS уступило место более модному в то время Turbo. Вес отныне перестал быть краеугольным камнем, а самые быстрые Porsche стали немыслимы без турбонаддува.
Только в 2000 году появилась реинкарнация знаменитого RS — форсированное атмосферное купе 911 GT3. Облегченная модификация с мощным мотором снискала самые теплые отзывы журналистов и энтузиастов марки. От обычных версий 911-го она отличалась еще и жесткой настройкой шасси, идеально подходившей для любительских выездов на гоночные трассы, — трек-дней. А сегодня Porsche представляет уже второе поколение полугоночного 911 GT3.
Автомобиль получил новую версию знаменитого шестицилиндрового «оппозита» с системой изменения фаз газораспределения VarioCam. В высокооборотном двигателе доработаны важнейшие детали. Облегчены поршни (за счет уменьшения высоты юбки) и полированные шатуны, поршневые пальцы изготовлены из более прочной стали. Масса клапанов — что очень важно для работы на высоких оборотах — уменьшена на 19 процентов. Мощность 3,6-литрового агрегата составляет 381 л.с. и достигается при 7400 об/мин. Предельными для мотора являются 8200 об/мин. Крутящий момент — 385 Нм при 5000 об/мин.
По динамике новый GT3 практически не уступает модификации Turbo. До 100 км/ч купе разгоняется за 4,5 секунды, скоростной потолок — 306 км/ч. Для быстрой езды по гоночной трассе мощные тормоза, не склонные к перегреву, едва ли не важнее чем характеристики мотора. А с тормозами у GT3 все более чем в порядке. Диски — вентилируемые, перфорированные — изготовлены из керамического композита, выдерживающего куда большую температуру, чем стальные.
Кроме того, применение нового материала дает выигрыш в неподрессоренных массах в общей сложности на восемнадцать килограммов! Спереди установлены 350-миллиметровые диски с шестипоршневыми суппортами, сзади — 330-миллиметровые с четырехпоршневыми. Как принято в гоночных машинах, контуры передних и задних тормозов раздельные.
Подвески, как и вся остальная конструкция, разработаны с оглядкой на возможную переделку машины в гоночную или на использование во время трек-дней. Для понижения центра тяжести клиренс уменьшен на 30 мм, стабилизаторы поперечной устойчивости выполнены регулируемыми, расширен диапазон регулировки углов установки колес, а часть соединений усилена или заменена на сферические шарниры.
Внешне этот полугоночный аппарат не так уж сильно отличается от обычного 911-го, хотя аэродинамическое оперение совершенно другое. Самое характерное отличие — крупное антикрыло на крышке моторного отсека. А вот расширенный передний бампер с измененной аэродинамикой нижней части, сложно спрофилированные пороги и элегантные многоспицевые легкосплавные диски заметит только наметанный глаз. Несмотря на то, что колеса ощутимо шире использовавшихся на предыдущем GT3, каждое в сборе получилось на один килограмм легче. Словом, все для гонок, все для победы.
А для тех покупателей, которые предпочтут использовать 911 GT3 только на гоночных трассах, предназначена версия Clubsport. В ее салоне установлен каркас безопасности и единственное — водительское — сиденье.
(Автоспорт №5’2003)
PORSCHE 911 GT3 (данные производителя) | |
ДВИГАТЕЛЬ | оппозитный, шестицилиндровый |
Расположение | продольно, за задней осью |
Количество клапанов | 24 |
Рабочий объем, куб.см | 3600 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 100/76,4 |
Степень сжатия | 11,7:1 |
Макс. мощность, л.с. | 381 при 7400 об/мин |
Макс. крутящий момент, Нм | 385 при 5000 об/мин |
ТРАНСМИССИЯ | — |
Привод | задний |
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая |
Передаточные числа | — |
I | 3,82 |
II | 2,15 |
III | 1,56 |
IV | 1,21 |
V | 1,00 |
VI | 0,85 |
З.х. | 2,86 |
гл. пара | 3,44 |
ПОДВЕСКА | с возможностью регулировки клиренса и регулир. стабилизаторами поперечной устойчивости |
Передняя | стойки МакФерсон |
Задняя | многорычажная |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА | с разделен. передним и задним контурами, АБС и вакуумным усилителем тормозов |
cпереди | керамические вентил. перфорир. тормозные диски 380 мм, шестипорш.суппорты |
cзади | керамические вентил. перфор. тормозные диски 330 мм, четырехпорш. суппорты |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | — |
длина/ширина/высота, мм | 4435/1770/1275 |
Колесная база, мм | 2355 |
Колея | — |
Передняя, мм | 1485 |
Задняя, мм | 1495 |
Снаряженная масса, кг | 1380 |
Время разгона | — |
0—100 км/ч, с | 4,5 |
0—160 км/ч, с | 9,4 |
0—200 км/ч, с | 14,3 |
на пути 1000 м, с | 22,8 |
Макс. скорость, км/ч | 306 |
Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно также приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а