Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Интервью с Юрием Кимом

Сейчас Юрий Ким — один из самых известных и богатых людей в российском автоспорте. Правда, еще пару лет назад о нем знали, только как о президенте компании АККС — крупнейшей в России фирмы по продаже запчастей. Но все изменилось, когда в прошлом году он организовал свою гоночную серию — Формулу Русь, которая уже в этом сезоне обрела статус чемпионата России.

Юрий Ким дал нашему сайту эксклюзивное интервью, в котором поделился впечатлениями о своем чемпионате и о ситуации в российском автоспорте в целом…

-Формула Русь завершает свой второй сезон. На первый взгляд дела в вашем чемпионате идут очень хорошо – появились новые команды, молодые талантливые спортсмены, а по уровню организации чемпионат и вовсе – лучший в стране. Как вы сами оцениваете этот год – насколько он совпал с вашими предсезонными ожиданиями?
-В целом, то, что я ожидал получить от этого сезона, я получил. Вы совершенно правы, чемпионат стал популярным, уровень пилотов значительно вырос, и Формула Русь стала интересна инвесторам и рекламодателям. На телевидении появились программы, посвященные Формуле Русь, которые имеют высокие рейтинги. По большому счету, мы наконец пришли к тому, что наша серия стала очень привлекательными товаром на рынке рекламы – а в автоспорте это самое важное…
С другой стороны, я ожидал большего. Надеялся что к концу сезона у нас появится генеральный спонсор, Рассчитывал, что команды Лукойл или Динамо ОМХ Ассти тоже принесут нам какие-то деньги – ведь они в какой-то мере поддерживают проведение этапов. Но, в целом, я настроен оптимистично и могу сказать, что появилось очень много партнеров заинтересованных в поддержке нашего чемпионата.
-Есть шанс, что в следующем году Формула Русь обретет наконец титульного спонсора?
-Шанс есть. Но не факт, что нам удастся договориться с каждым, кто захочет нас поддерживать. Например, некоторые потенциальные спонсоры хотят, чтобы им «принадлежала» вся Формула Русь, а я этого не хочу.
-Изначально планировалось, что на финальных этапах нынешнего сезона участникам будет разрешено настраивать свой автомобиль. Однако в последний момент от «демократических» требований вы решили отказаться, и командам было позволено менять только давление в шинах…
-Это решение было принято совместно с командами, но стало, тем не менее, очень непростым для меня…
-Почему непростым?
-Потому что я давно работаю в бизнесе и прекрасно понимаю — за свои слова всегда надо отвечать. Перед началом сезона мы действительно собирались из двух последних гонок сделать супер-финал, в котором гонщики и команды смогут соревноваться не только в скорости, но и в умении работать с машиной. Но по ходу сезона стало ясно, что большинство из пилотов пока не готовы работать с настройками. К тому же демократизация регламента на деле привела бы к росту расходов…
-Цены на Формулу Русь по сравнению с прошлым годом остались на том же уровне или они выросли?
-Сама машина стала дороже. Во многом из-за того, что выросли цены российских поставщиков (и это несмотря на то, что курс доллара к рублю остается на одном уровне!). Если вы хотите конкретных цифр, то могу сказать, что машина подорожала по сравнению с прошлым годом примерно на 20 процентов. Но при этом, прейскурант для пилотов остался прежним. Хотя, даже такие деньги пилотам собрать тяжело.
-Перед началом сезона вы учредили многомиллионный приз самому быстрому гонщику чемпионата. Это что — рекламный ход или забота о молодых гонщиках?
-Рекламный ход конечно имел место — но не для прессы, а для самих участников. Мы надеялись, что призовой фонд привлечет в нашу серию большое количество сильных гонщиков. Правда, никакого наплыва желающих после учреждения этого приза, не наблюдалось.
-Может быть, стоит делать как в Штатах – давать деньги не только победителям, но и всем гонщикам, вышедшим на старт?
-Я очень долго изучал американский поход к автоспорту. Но то, о чем вы говорите – слишком дорого для нас. Мы не в состоянии платить призовые деньги абсолютно всем. А если распределить эти три миллиона среди тридцати участников, то какой в этом смысл? На полученные деньги пилоты смогут купить себе только магнитофон, или телевизор. Зато гонщик, который выиграет эти 100 тысяч долларов, сможет продолжить свои выступления в более сильных зарубежных чемпионатах и получит возможность развиваться как пилоту дальше. Ведь все мы хотим, чтобы за чемпионство в CART, Формуле-1 или IRL через некоторое время боролся русский пилот, который начинал свой путь в Формуле Русь.
-Вы упомянули в разговоре чемпионат IRL. Сразу хочется провести аналогии между вами и главой Indy Racing League Тони Джорджем. Оба, когда создавали свои чемпионаты, сталкивались с огромной долей критики, и оба на первых порах ругались в автоспорте со всеми подряд…
-Да не ругался я ни с кем! Просто в какой-то момент перестал объяснять окружающим почему я делаю именно так, а не иначе. Вы правы, первое время я был многими не понят. Меня называли чуть ли не предателем и говорили, что я разрушаю автоспорт. Мы ощущали жесткий прессинг со стороны окружающих и вынуждены были давать адекватный отпор.
-На московском Автосалоне на стенде АвтоВАЗа был показан новый гоночный автомобиль Lada Revolution. В перспективе, на таких автомобилях планируется проводить чемпионат – еще один монокласс. Не боитесь конкуренции?
-Сейчас не может быть никакой конкуренции – потому что нет как таковой автоспортивной «площадки» — об автоспорте в стране у нас мало кто знает. Мне кажется, что половина жителей России не имеет представления что у нас в стране вообщеесть автоспорт и тем более – кольцевой. Уверен, Формула Русь сделала для популяризации автоспорта за минувший год столько же, сколько все остальные классы за последние несколько лет.
-Гонки Формулы Русь проходят только на двух трассах – в Мячково и Санкт-Петербурге. Планируете вы проводить этапы в Тольятти или в Лужниках?
-Мы с радостью включим в календарь и Тольятти, и Лужники. Но в Тольятти, например, мы поедем только в том случае, если нас туда пригласят. А мы не раз слышали, что тольяттинцы в Формуле Русь не заинтересованы – их волнуют только свои проекты, как например Кубок Лада. Ну и вдобавок ко всему, эта трасса плохо приспособлена к гонкам Формул.
Что касается Лужников, то мы — двумя руками «за». Гонка в Москве очень важна и нужна. Но я не имею таких денег, чтобы привести трассу в тот вид, в котором, она стала бы безопасной для Формул. А сейчас мы просто не может проводить гонки — тем более с такой плотной борьбой, что у нас складывается в этом году… Нужно найти лиц и спонсоров, заинтересованных в модернизации этой трассы.
-Мы уже сравнивали вас с Тони Джорджем. Но он никогда не садился за руль машины IRL, а вы уже проехали несколько гонок в Руси. Зачем?
-В прошлом сезоне я своими стартами пытался вызвать у журналистов интерес к серии, а в этом году… Сергей Пан в свое время точно заметил: двадцать минут в гоночной машине это то время когда ты можешь жить своей жизнью. А представляете какая у меня жизнь – я с работы порой ухожу в 4 часа утра и месяцами сплю по три-по четыре часа! К слову, некоторые компании хотели даже быть спонсорами моей машины, но я им говорил – у Вас денег столько нет, чтобы спонсировать мое участие! Как вы знаете, я, как глава компании АККС, представляю в России несколько мировых брендов, и могло возникнуть непонимание, если бы я поехал в машине, раскрашенной под какого-то конкретного спонсора – тем более, если он не представлен в АККС.
-В этом году совместно с этапами Формулы Русь проводятся гонки Кубка Honda Civic. Создается впечатление, что глава Кубка Андрей Артюшин просто использует в своих интересах популярность Руси.
-Не могу сказать, что он пользуется мной. Я пользуюсь им так же — гонки Формулы Русь без Кубка Сивик смотрелись бы не так зрелищно. Работать с Андреем оказалось лучше, чем с АвтоВАЗом например. Артюшин очень порядочный партнер. Единственное замечание к нему в том, что перед началом сезона он обещал больше машин на старте. Но я понимаю насколько ему тяжело – и если кубок Хонда сможет выжить, я буду горд, потому что помог Андрею в этом.
-Все ли так плохо в россиийском кольце? Может быть Турингу и другим классам не хватает такого промоутера, как вы?
-С одной стороны, да — не хватает промоутера. Команды не могут управлять процессом и всегда стараются «тянуть одеяло» на себя. С другой стороны, мы возвращаемся к тому, о чем я уже говорил – автоспорт должен быть рекламной площадкой. С самого начала я уяснил себе одну вещь – автоспорт сможет развиваться только в том случае, если он будет привлекательным для спонсоров. Мы живем в капиталистическом обществе – если не все, то почти все измеряется деньгами, и автоспорт сможет существовать только если в него будут приходить деньги. В середине прошлого сезона уже было понятно, что мы делаем лучший, на мой взгляд, чемпионат в стране, но Русь тогда еще не являлась тем товаром, который можно предложить или продать – той самой рекламной площадкой, на которой можно было «собирать» деньги. Нами были сделаны определенные выводы. В этом году, например, очень большие деньги уходят на телевизионные проекты, потому что прошлый год показал, что публикации в печатных СМИ не могут окупить всей стоимости чемпионата…
-Русь – чемпионат, где машины не продаются участникам, а даются в аренду. Почему?
-Вы же знаете, продавать машины участникам (а это — гораздо выгоднее) пробовали руководители многих моноклассов. И пока победить «химиков» там не смогли. Такие прецеденты можно видеть достаточно часто.
— Тут можно посмотреть с другой точки зрения – не продавая машины, вы все равно можете «помогать» кому-то из спортсменов.
-Теоретически да, практически – в этом нет никакого смысла. Нам не нужно самих себя «хоронить». У нас такая структура, что механик, выезжая на гонку, не знает – какую машину будет обслуживать.
— Какой бизнес для вас важнее в жизни – Формула Русь или сама фирма АККС?
-Ну, Формула Русь — это пока сплошные траты. По большому счету, я на Руси не смогу заработать никогда. Если чемпионат станет еще популярнее, то заработанные деньги мне не удастся положить в карман — придется вкладывать в дальнейшее развитие серии.

Беседовал Иван Коваленко

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.