Недавно Московский Автоспеццентр Audi представил очередную новинку «придворного» тюнинг-ателье Abt. Интерес в ней представляет то, что в доработке двигателя Audi A4 Abt немецкая компания пошла по новому для себя пути.
Текст: Валерий Арутин
В споминаются предыдущие автомобили, подготовленные Автоспеццентром в сотрудничестве с фирмой Abt: Audi TT, AS6, A3, снова ТТ… Машины получали разные оценки, но их роднило одно — ставший уже знаменитым фольксвагеновский мотор 1,8 Turbo. Двигатель идеально подходил для тюнинга и выдерживал даже экстремальную форсировку, вплоть до двукратного увеличения мощности!
Но время 1,8 Turbo уходит. Новая Audi A3 уже не имеет в своей гамме бензиновых двигателей с турбонаддувом, знаменитая S4 Biturbo заменена на модель с восьмицилиндровым «атмосферником», и даже Audi TT в самой мощной версии выпускается с атмосферным мотором большого объема…
Что же делать фирме Abt, приучившей своих клиентов к тому, что после ее тюнинга моторы получают солидную прибавку мощности? Ведь форсировать атмосферный мотор куда сложнее, чем наддувный. Немцы нашли ответ на этот вопрос. Решение не новое — приводной нагнетатель. В отличие от турбо-кита, который часто применяют японские тюнинговые фирмы, компрессор не требует серьезной доработки основ двигателя — коленвала, шатунов, поршней, головки блока. Впрочем, и прибавка от него, как правило, скромнее — из-за меньшего избыточного давления наддува. Но все равно этот способ проще и эффективнее, чем традиционные пути форсировки атмосферных моторов: доработка головки блока цилиндров, замена распределительных валов, чип-тюнинг. Да и установка прямоточного выпуска на моторе с нагнетателем дает больший эффект. Как вы уже, наверное, догадались, именно таким способом доработан двигатель темно-фиолетового седана, представленного на фотографиях.
Набор тюнинговых деталей минимален: собственно нагнетатель, его привод и, конечно, новая программа управления двигателем. Все эти детали позволили, по заверениям фирмы Abt, увеличить мощность шестицилиндрового V-образного двигателя рабочим объемом три литра с 220 до 290 л.с. Выпускную систему трогать не стали, да и доработки самого автомобиля минимальны — традиционная для Abt строгая решетка радиатора, лишенная хромированной окантовки, небольшой спойлер на крышке багажника и опять же традиционные, литые диски большой размерности, обутые в широкие низкопрофильные шины.
Минимализм в доработке внешности, присущий ателье Abt, нами только приветствуется. Взгляните на фото — автомобиль выглядит предельно строгим и солидным, но при этом не остается сомнений в его спортивных амбициях. Из образа немного выпадает только большой дорожный просвет — в отличие от других машин этого ателье, попадавших к нам на тесты, Audi A4 имеет стандартную подвеску, без жестких амортизаторов и коротких пружин.
И слава богу, что обошлись без них! Да, возможно, кому-то Audi покажется излишне мягким, а его поведение в поворотах — не идеальным. Но, согласитесь, что даже несмотря на тюнинг, A4 все же остается солидным седаном, использовать который для жесткого штурма поворотов или гонок по грунтовым «допам» по меньшей мере неразумно. Даже при наличии полного привода. За пятьдесят с лишним тысяч евро, которые стоит Audi A4 Abt, можно купить автомобиль, куда более подходящий для подобных упражнений. Нет, стезя фиолетового седана — максимально быстрое и комфортное движение по загородным трассам. И с этим он справляется прекрасно. Даже на максимальной скорости автомобиль держит траекторию, не требуя подруливаний.
Подвеска поначалу кажется даже жестковатой, особенно на небольших скоростях, излишне подробно передающей на кузов все неровности асфальта. Впрочем, это, скорее, «заслуга» жестких низкопрофильных шин. Зато на этих неровностях машина не делает даже намека на раскачку, преодолевая их по мере роста скорости все более упруго. Главное — при езде по подмосковному шоссе со скоростью 160—180 км/ч не проморгать какой-нибудь крупной колдобины, например, торчащего канализационного люка или глубокой канавы с острыми краями. Недолго покалечить диски, да и возможности подвески все же небезграничны.
А что же форсированный двигатель? Вот вам задача: за сколько секунд разгонится до 100 км/ч Audi A4 Abt весом 1600 кг и мощностью 290 л.с., если Subaru Impreza WRX STi, которая легче на 130 кг и на 25 л.с. слабее, тратит на выполнение этого упражнения 6,63 секунды. (Автоспорт №8, 2002)? Семь секунд? Семь с половиной? Правильный ответ — в таблице измерений: больше 8,5 секунды! Думаете, мотор неисправен или немцы обманули нас с 290 «лошадьми»? Мы, признаться, тоже поначалу так думали. Но потом нашли в архивах наших коллег из газеты Авторевю результаты измерений динамики стандартного Audi A4 тоже с трехлитровым мотором и полным приводом — 10,09 секунды! Полторы секунды, сброшенные с результата серийной машины, вроде бы развеивают сомнения в эффективности тюнинга. Но откуда же такая разница с японским седаном?
Дело в том, что в этой задаче есть еще одно неизвестное, о котором мы не упомянули. Имя ему — Tiptronic. Видимо, дело именно в автоматической коробке передач. Естественно, Tiptronic переключает ступени медленнее, чем опытный водитель на механической КПП. «Ручной» режим ситуацию не исправляет, поскольку нажатием на кнопку на руле или движением рычага водитель задает только момент переключения, а сам процесс исполняется теми же механизмами коробки и с той же скоростью, что и в автоматическом режиме.
И все равно, пользоваться клавишами на руле хочется, особенно при активном движении по шоссе. Во-первых, их эргономика выше всяких похвал. При правильном хвате рулевого колеса («без пятнадцати три») достаточно чуть перенести большой палец одной из рук, положить его на клавишу и легко нажать на ее верхнюю или нижнюю часть, в зависимости от того, какая передача требуется водителю. Во-вторых, для оперирования с передачами при помощи клавиш даже не нужно переходить в «ручной» режим коробки. Двигаясь на «драйве», в любой момент можно переключиться вверх или вниз, не совершая шаманских движений с педалью газа, как на традиционном «автомате», а просто нажав кнопку на руле. При этом в дальнейшем коробка, как и прежде, будет менять передачи автоматически. Не доверяешь машинной логике? Тогда необходимо перевести рычаг коробки в положение Manual и полностью взять переключения передач под свой контроль.
О наличии нагнетателя можно догадаться по едва слышному однотонному шипению впуска, да по хорошей тяге на «низах». Мотор имеет ярко выраженную моментную характеристику, он мощно и ровно разгоняет автомобиль уже с 2000 об/мин, на рубеже 4200—4500 еще немного веселеет, а после 5500 об/мин ощутимо «вянет». Все происходит тихо, ровно и спокойно — в большинстве дорожных ситуаций для хорошего разгона даже не нужно переключаться «вниз».
Что в итоге? В итоге получился автомобиль со своим, нестандартным характером. Назвать его спортивным или азартным нельзя.
Прекрасно продуманный, просторный и качественно отделанный салон, комфортная подвеска и хорошо работающий «автомат»… К Audi А4 больше подходят прилагательные «строгий», «солидный», «удобный». А после доработки в ателье Abt А4 он стал еще и немного быстрее. Вот только стоит ли это «немного» тех 10 тысяч евро, которые берут за установку нагнетателя?
(Автоспорт №8’2003)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ | |||
Автомобиль | Audi A4 Abt | Audi A4 3.0* | |
Макс. скорость, км/ч | 220,1 | 219,7 |
|
Время разгона, с | — | — |
|
0-50 км/ч | 3,33 | —** |
|
0-100 км/ч | 8,64 | 10,09 |
|
0-150 км/ч | 17,96 | 20,85 |
|
0-200 км/ч | 43,67 | 47,89 |
|
на пути 400 м | 16,14 | 17,08 |
|
на пути 1000 м | 29,23 | 30,76 |
|
60-100 км/ч (D) | 5,46 | 5,95 |
|
80-120 км/ч (D) | 5,65 | 6,94 |
|
Выбег, м | — | — |
|
с 50 км/ч | 530 | 529 |
|
130-80 км/ч | 974 | 1043 |
|
160-80 км/ч | 1494 | 1624 |
|
Тормозной путь со скорости 100 км/ч, м | 38,2 | — |
|
Замедление, м/с2 | 10,1 | — |
|
Тормозной путь со скорости 150 км/ч, м | 84,0 | — |
|
Замедление, м/с2 | 10,3 | — |
* результаты измерений газеты Авторевю
** нет данных
ПЕРЕЧЕНЬ ДОРАБОТОК |
Двигатель: 9500 евро |
Установка приводного нагнетателя |
Перепрограммирование блока управления |
Внешность: 3715 евро |
Решетка радиатора Abt |
Спойлер на крышке багажника Abt |
Колесные диски Abt |
Шины Pirelli PZero Rosso 235/40 R18 |
Итого: 13215 евро |
Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а