Команда Toyota, которая идет сейчас на втором месте в Кубке конструкторов и личном зачете чемпионата мира, уже четвертый год выступает в Формуле-1 с неправильно оформленными документами на участие в чемпионате.
В пакете документов, обязательных для получения Международной суперлицензии FIA, национальная лицензия автоспортивной ассоциации Германии (база Тойоты находится на территории этой страны) имела просроченную дату. Несмотря на это, FIA из года в год без проблем выдавала Тойоте Суперлицензию, дающую право участия в Формуле-1.
«FIA имеет полное право применить против нас санкции, — признал президент команды Toyota F1 Джон Хоуэтт. — Это была наша ошибка. Мы всегда имели Суперлицензию, но наша национальная лицензия не обновлялась с 2000 года. Мы приносим свои извинения и чувствуем себя очень неловко. Если FIA накажет нас, нам придется принять назначенное наказание. Но я все же надеюсь, что оно будет соизмеримо с проступком. С нашей стороны, это была всего лишь ненамеренная и равнительно небольшая «бумажная» ошибка. Мы уже исправили ее и пытались вести себя с максимальной открытостью».
Toyota действительно исправила замеченную бюрократическую ошибку сразу после ее обнаружения. Национальная немецкая лицензия на участие в гонках была обновлена, и FIA накануне Гран При Испании выписала Тойоте новую Суперлицензию для Формулы-1.
Неясно только, во что выльется эта история, и какие санкции могут быть применены к проштрафившейся команде. FIA объявила, что ведет расследование обстоятельств дела.
Но станет ли Федерация наказывать Тойоту и ее гонщиков лишением очков и исключением их из первых этапов чемпионата? Сомнительно. Ведь тогда придется проделывать то же самое и с предыдущими тремя сезонами. Ведь, если исходить из буквы закона, Toyota все эти годы выступала в Формуле-1 по неправильным документам. То есть, с бюрократической точки зрения, ее как бы не существовало…
Тем более, что как минимум половина вины за этот конфуз лежит на чиновниках FIA, которые обязаны тщательно проверять подаваемые документы, прежде чем выдавать командам Суперлицензию… Но в FIA целых четыре года не замечали ошибки в бумагах Тойоты. Отсутствие нужной «справки» было обнаружено самой командой, причем совершенно случайно, в процессе подготовки документов для апелляции на наказание Ральфа Шумахера в Имоле.
Теперь всем остается ждать, какой выход из этой конфузной ситуации отыщет Федерация. И все же самым вероятным наказанием для Тойоты представляется не лишение очков (в конце концов, отсутствие документа не давало команде никакого преимущества над соперниками и никак не отражалось на ходе соревнований), а большой денежный штраф.