Несколько дней назад в Москве на традиционном ежегодном чествовании победителей всероссийских соревнований по ралли, трековым и кольцевым гонкам известный камазовский автогонщик, мастер спорта международного класса России и заслуженный мастер спорта Татарстана получил золотые медали чемпиона страны чемпиона по трековым гонкам.
В этом самом массовом, интересном и зрелищном виде автомобильных соревнований Фирдаус Кабиров выиграл и зональный этап в Нурлате (Татарстан), и финальные гонки в Омске. “Серебро” и “бронза” также достались татарстанским спортсменам – молодым, но очень талантливым коллегам камазовского аса всех дорог и бездорожья.
— Наверное, нелегко совмещать и внедорожные ралли, и трековые гонки?, — спрашиваем мы у Фирдауса.
— Легковой автомобиль — это увлечение моей молодости. Еще два десятка лет тому назад, будучи студентом Казанского авиационного института, я активно занимался автоспортом – гонялся именно на легковых машинах. Тогда нам было очень тяжело состязаться с гонщиками из Тольятти и Ижевска: все-таки наши возможности в подготовке техники были куда скромнее. Я смог выиграть только последнюю свою гонку перед тем, как сесть за руль грузовика “КамАЗ”, — в столице Удмуртии в 1989 году. Тогда и раллисты, и кольцевики, и кроссовики собирались вместе. Было у кого и чему учиться … В команде “КАМАЗ-мастер” я полностью переключился на внедорожные марафоны.
О трековых гонках снова “вспомнил” только в 1996 году, когда за организацию всероссийских соревнований взялся Татарстан. Сейчас зимние гонки в Набережных Челнах проводит известный эстрадный певец и автогонщик Салават Фатхетдинов. В этом году они состоятся 19 января. Одновременно это будет и второй зональный этап российского чемпионата 2003 года, первый будет проведен еще в декабре в Тольятти. Финал – в конце января в селе Усады, недалеко от Казани, там недавно построили современный авто-дром.
— Получается, что на этом чемпионате России по трековым гонкам вы участвовать не сможете …
— Для камазовских гонщиков, как известно, январь — это пора самого серьезного международного экзамена, внедорожного ралли “Дакар”. В этом году мы участвуем на марафоне двумя боевыми машинами, мне предстоит вести одну из них. Мы серьезно готовимся к этому испытанию, мыслями я уже сейчас в Африке.
— Почему в качестве хобби между марафонами на грузовиках вы выбрали именно зимние трековые гонки “без шипов”?
— Это не хобби или, тем более, не “заполнение паузы”, а вполне самостоятельная часть жизни профессионального автогонщика и водителя-испытателя. Где бы я не находился, на какой бы машине не соревновался, я занимаюсь своей основной работой: бьюсь за спортивный результат и проверяю новую технику, новые конструкторские идеи и разработки. Зимний трек “без шипов” привлек меня тем, что все гонщики в этом классе выходят на старт, имея примерно равные возможности, и соревнуются на автомобилях с практически одинаковыми техническими характеристиками, двигателем и другим оснащением – “на стандарте”, как мы говорим. Борьбы моторов и другой технической “крутизны” — как, например, в кроссе — здесь, можно сказать, и нет.
Все решается на треке. На первый план выходят спортивное мастерство, профессиональный опыт, умение подготовить автомобиль с учетом особенностей трассы и погоды, правильно выбранная тактика на старте и на дистанции, еще множество других “мелочей”. Соревнования проходят бескомпромиссно, азартно, так называемая “командная игра” на лидера здесь просто невозможна. Это прежде всего состязание умных и расчетливых гонщиков.
Судите сами, одних только основных вариантов настройки автомобиля применительно к реальным условиям гонки насчитывается около пяти десятков: 16 моделей коробок передач помножьте на три-четыре самых ходовых типа колес. А тонкости регулировки карбюратора и вовсе не поддаются учету. Любителю ставить сверхмощные моторы и просто давить на газ здесь делать нечего. На голом льду его автомобиль пробуксует и застрянет еще на старте, а потом и вовсе встанет, врезавшись в снежный бурт на виражах. А то и “крышу поймает ”. В случае неудачи здесь всегда виноват только гонщик. Невозможно также дать начинающим трековикам какие-то универсальные советы на все случаи жизни. Да и никто к ним не прислушается, потому что все понимают: до всего нужно дойти самому.
У меня нет секретов ни от кого, а вот неудачные попытки “передачи опыта” уже имели место. Даже стократ проверенные настройки машины еще надо суметь реализовать, найдя оптимальное сцепление резины с дорожным покрытием при максимуме скорости на том или ином участке. На снегу и льду надо “чувствовать машину” — впрочем, так же, как и в песках среди барханов.
— Это роднит российские снега с песками Сахары. А что их разделяет?
— За рулем легкового автомобиля я всегда “волк-одиночка”, заботящийся только о собственном “пропитании”. И никто на треке мне не помощник и не судья – только за его пределами. И это очень дорогое удовольствие. В этом сезоне я на соревнованиях разного уровня выиграл в общей сложности около десятка единиц техники – от снегохода “Буран” до “Волги”. Но, представьте себе, без помощи спонсоров даже этого не хватило бы для полноценной подготовки машин к соревнованиям. Огромное спасибо всем, кто мне помогает.
А вот в знойном и песчаном аду Африки для гонщика в этом плане начинается совсем другая жизнь. Здесь он становится частью монолита под названием команда “КАМАЗ-мастер”. По-другому и быть не может. Иначе не выжить и не дойти до финиша. Математическую формулу успеха в обоих видах автогонок еще никто не сумел вывести. И вряд ли это возможно. Полнота и свежесть ощущений на трудной и непредсказуемой трассе – из-за этого, наверное, и стали столь популярными трековые гонки на автомобилях без шипов и марафонские ралли вне всяких дорог …
Подготовлено совместно с пресс-службой КамАЗа