Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Лучшие гонки года: еврокросс в Дмитрове и Казани.

(Чемпионат Европы по атвокроссу. 5-й и 6-й этапы: Казань и Дмитров)

Русская неделя

Впервые за все время «членства» в чемпионате Европы по автокроссу Россия получила право принять сразу две гонки за сезон. Это серьезный успех нашей страны — больше одного этапа проводят только Чехия, Германия и Португалия.

Гонки на автодроме Высокая Гора в Татарстане и на Дмитровском полигоне проходили с недельным промежутком и заметно поправили положение наших гонщиков в общем зачете первенства. Впрочем, нисколько не умаляя заслуг российских спортсменов, отметим — итоги Русской недели могли быть совсем иными, если бы не бойкот, который объявили нашей стране многие ведущие гонщики-иностранцы.

Инициатором саботажа стала Чехия. Спортивное руководство страны было крайне недовольно решением FIA дать России дополнительный этап. Не убедили чешских чиновников от спорта ни великолепная трасса казанского автодрома, ни хорошая (а в случае с Казанью — отменная) организация соревнований. Чехи, составляющие элиту баггийных дивизионов и успешно выступающие в «кузовах», практически поголовно пользуются финансовой поддержкой своей федерации, поэтому рекомендация не участвовать в российских этапах была для них равносильна приказу.

План был донельзя прост — чехи рассчитывали на отмену российских соревнований, надеясь, что их примеру последуют другие зарубежные спортсмены и этапы в Казани и Дмитрове попросту не соберут кворума. Официальная версия: слишком долгий путь и слишком много пограничных преград нужно преодолеть европейцам, чтобы попробовать колорита русских гонок. Однако уже на первом этапе в Татарстане необходимый состав — восемь участников — был собран в каждом классе! Представьте, какими словами поминали чешские спортсмены свою автофедерацию: им-то политика нужна, как собаке пятая нога, а вот очки, потерянные на двух российских этапах, отыграть будет ох как непросто!

И все же глядеть на заявочные листы казанской гонки было горько. Только семь иностранцев, и шестеро из них — прибалтийцы. Всего по восемь машин в баггийных дивизионах, да и то лишь благодаря самоотверженному труду газпромовской команды, ударными темпами подготовившей под европейские требования шесть (!) машин. Кузовной класс, правда, смотрелся внушительнее — шестнадцать современных автомобилей и три очень сильных зарубежных гонщика: прошлогодний вице-чемпион Гинтс Буянс, Алдис Зебергс и Роландас Зуевас на нетрадиционном для кросса автомобиле Ford Puma. Кроме того, этот класс — единственный, где общий зачет возглавляет русский пилот…

Айрат Шаймиев, впервые выступающий в европейском первенстве по полной программе, лидировал в Дивизионе 1 во многом благодаря неудачам соперников и собственной стабильности. Поэтому домашняя гонка приобретала для него особое значение. Неуютно должно быть пилоту с таким великолепным автомобилем — Peugeot 206 WRC, — и без единой победы. Как воздух необходимо было «золото» и дмитровчанину Илье Резниченко. Бронзовый призер прошлого сезона нынешний начал неуверенно, и только яркие выступления в России могли помочь ему поправить свое положение.

Благодаря такой интриге события кузовного дивизиона в Казани были в центре внимания. Хозяева трассы чувствовали себя явно увереннее других — соперничать с ними по скорости могли разве что призеры прошлогоднего чемпионата Резниченко и Буянс. Латышу, правда, тотально не везло. Для него это был первый старт в сезоне, и за выходные у его турбированного Фольксвагена успело сломаться буквально все. Гинтс даже в финал не попал — лидируя в «утешиловке», его серебристый автомобиль заглох за круг до финиша!

Финал стал триумфальным шествием Айрата Шаймиева — с самого старта он не уступал лидерства и одержал первую в сезоне победу. Илья Резниченко, выдержав жесткую битву с младшим братом Айрата Радиком Шаймиевым, финишировал вторым. Великолепное достижение, особенно если учесть, что организаторы явно с целью подыграть своим гонщикам перед стартом не стали поливать трассу, — в непроглядной пыли приходилось ехать «шестым чувством». Несмотря на плохую видимость, а может быть, благодаря ей, весь заезд прошел достаточно спокойно. Не считая стартовго завала, после которого в первом повороте остались Рустем Минниханов и Александр Карасевич (по иронии судьбы эти двое — единственные претенденты на титул чемпиона России в аналогичном Дивизионе). «Очень обидно, — премьер-министр Татарстана явно рассчитывал на иной для себя исход домашней гонки. — Я достаточно уверенно принял старт, когда почувствовал сильный толчок. После этого машина стала неуправляемой».

«А мне, видимо, придется пропустить дмитровскую гонку, — сокрушался Карасевич. — В первом повороте я, в отличие от многих, решил прижаться к внутренней бровке, когда из облака пыли на мою машину вылетел Минниханов. Говорят, его подтолкнул Зебергс». Забегая вперед, скажем, что починить свой автомобиль Карасевич и правда не успел, однако на домашней гонке все же стартовал…

Сколь интересными были заезды «кузовов», столь же бледными выдались выходные для баггистов. В «газпромовском» 1600-кубовом Дивизионе 3А преимущество Романа Колесникова было настолько велико, что соперники не смогли его опередить ни в одном из заездов. Одинокий литовец Ромуальдас Виткус даже не пытался вмешиваться в спор «газовиков» и спокойно финишировал на третьем месте, пропустив вперед еще и Виктора Дмитриева.

Единственной гонкой на Высокой Горе, покорившейся иностранцам, стал финальный заезд Дивизиона 3. Алексей Ялунин из Латвии, как и победители других классов, выиграл его за явным преимуществом — он оказался в Казани единственным в этом классе регулярным пилотом чемпионата Европы, а его 420-сильная машина на голову превосходила багги конкурентов. Кстати, как и для других триумфаторов, успех Ялунина стал для него первым в карьере!

Болельщикам, приехавшим спустя неделю на Дмитровский автополигон, открылась немногим более радостная картина, нежели в Казани. На подмосковную гонку подтянулись еще несколько прибалтов, однако количество участников в баггийных классах оставалось удручающим — по восемь в каждом. Дошло даже до смешного. Помните, дмитровчанин Александр Карасевич жаловался, что не сможет выйти на старт, потому что не успевает починить свою машину? Так вот, в Дмитрове он появился за рулем газпромовской багги! Убиты таким образом оказались сразу три зайца: в классе набирался необходимый кворум, сам Карасевич получал возможность выступить перед земляками, а владельцы команды могли не беспокоиться: за рулем их машины сидел отнюдь не новичок.

О высоком результате, правда, речи не шло. Александр с трудом приспосабливался к новой для себя машине. «У меня нет никакого опыта езды на багги, — жаловался Карасевич. — Так, проехался только от боксов до гаража, и все. А управление этой машиной все же отличается от того, что принято в «кузовах». Особенно в «закрученных» поворотах. Придется Резниченко в одиночку «отрабатывать» перед нашими болельщиками».

Ах, как же верили зрители, пришедшие поболеть за Илью, в победу своего любимца! Как они надеялись увидеть повторение прошлогодней истории, когда он, будучи на голову сильнее всех соперников в финале, первым пересек линию финиша.

Оптимизма добавила и первая квалификационная сессия, проходившая в субботу. Илья ее выиграл. Причем финишировавший вторым Рустем Минниханов (его считали одним из главных конкурентов гонщика НИЦИАМТа) проигрывал ему по несколько десятых секунды с круга, не испытывая при этом никаких технических проблем!

Увы, фортуна, сопровождавшая Резниченко всю субботу, отвернулась от него уже на следующий день. Вторая квалификация оказалась испорчена проблемами с электроникой, а на первом круге третьей сессии у его «красно-сине-белого» Фольксвагена отлетело правое заднее колесо. Нужно было видеть, как поддерживали пришедшие на трибуну зрители своего земляка. Как свистом и улюлюканьем они пытались отпугнуть удачу его конкурентов! Илья доковылял-таки до финиша на одном из последних мест, что позволило ему попасть в финал, миновав утешительный заезд, однако стартовать ему пришлось с третьего ряда.

Финал снова прошел спокойно. Илья сразу после старта пробился на пятое место, так и сохранив его до самого финиша. Никакой борьбы не было и за лидерство. Гинтс Буянс уверенно возглавлял пелотон все шесть кругов. Шедший вторым Шаймиев будто бы смирился с таким положением и даже не пытался атаковать его — ни в начале гонки, ни в конце, когда Буянс явно чувствовал себя не очень уверенно. «Под конец дорога стала совсем скользкой — нельзя было рисковать», — заметил латыш после финиша.

Расстроенные поражением своего любимца зрители провожали тройку призеров на круге почета гробовым молчанием. Зато как они поддерживали триумфатора «малого» баггийного Дивизиона Романа Колесникова! Москвич не остался в долгу перед зрителями, устроив, под рев толпы болельщиков, серию эффектных разворотов напротив главной зрительской трибуны.

Колесников добился максимума — выиграв обе российские гонки, он лидировал в каждой «от флага до флага». Теперь он вышел на второе место в личном зачете, отодвинув на третье чеха Петра Турека.

Его партнер по команде Виктор Дмитриев тоже повторил свой казанский результат, финишировав вторым. В общем зачете он обошел сразу трех «саботажников» — немца Хагена Штюбнера и Романа Калводу с Мареком Каленским, — привет тебе, чешская автофедерация!

Совершенно неожиданной, но от этого не менее заслуженной, стала победа Николая Жаворонкова из Нижнекамска в третьем Дивизионе. На Высокой Горе он финишировал вторым, и все шло к тому, что с таким же результатом он закончит и подмосковную гонку. Алексей Ялунин уверенно двигался ко второй победе в сезоне, когда за несколько поворотов до финиша на его багги срезало привод. На ставшей переднеприводной машине он пропустил Жаворонкова вперед и получил отмашку клетчатым флагом вторым. Партнер Ялунина по команде Langa Алексей Пыжов, выступавший на его прошлогодней машине, снова финишировал третьим.

Итак. Четыре «золота» в шести заездах — без сомнения, блестящий результат наших спортстменов. Так же, как и десять медалей из восемнадцати возможных на двух этапах. Однако будем откровенны: одно из ярчайших достижений России за всю историю чемпионатов Европы было бы куда более впечатляющим, не случись пресловутого бойкота. Обидно…

Что будет дальше, предсказать пока сложно. Кто-то говорит, что Чехию, в качестве наказания за этот саботаж, могут на будущий год лишить одного из этапов. Кто-то считает наоборот — что именно Россия вернется в список стран, принимающих одну гонку («Их любят больше, чем нас», — скептически заметил приехавший в Дмитров ответственный секретарь Российской автофедерации Сергей Ушаков). В любом случае, очень не хочется, чтобы из-за политических разногласий страдало самое лучшее, что есть в кроссе, — спортивная борьба и честная, доброжелательная атмосфера…

Иван КОВАЛЕНКО
(Автоспорт №9’2002)

За волю к победе!
Помните зрелищное столкновение Бориса Котелло и Радика Шаймиева на чемпионате России в Тольятти (фотография аварии была опубликована в июньском номере нашего журнала)? Мы тогда еще с сожалением предположили, что тольяттинец не успеет восстановить свою чудо-«восьмерку» с мотором Opel к европейским стартам. Восстановить машину Котелло, слава Богу, успел, вот только творится с ней после этого стало что-то невероятное: на дмитровском этапе Борис будто бы выезжал на двух разных машинах! Всю субботу тольяттинец показывал не особо выдающиеся результаты и настроил своих болельщиков на посредственный результат. Но в воскресную вторую квалификацию ветеран сотворил настоящее чудо, выиграв ее в одни ворота! После этого от одного из лучших русских гонщиков ждали как минимум подиума по итогам выходных, но его машину вновь будто бы подменили. В финале Борис разворотил передок своей «восьмерки» и финишировал только шестым, но все же заслужил отдельный приз: от журнала Автоспорт ему был вручен музыкальный центр Sony за волю к победе.

Чемпионат Европы по автокроссу
5-й этап. Казань (Россия), 19-21 июля. Дивизион 1:
1.А.Шаймиев (Казань, Peugeot 206 WRC); 2. И.Резниченко (Дмитров, Volkswagen Golf Mk3 4×4); 3. Р.Шаймиев (Казань, Toyota Corolla WRC); 4. Д.Миннахметов (Казань, Ford Focus WRC); 5. Б.Котелло (Тольятти, ВАЗ-21083-Opel 4х4); 6. И.Миннахметов (Казань, Volkswagen Golf Mk3 4×4); 7. А.Зебергс (Латвия, Toyota Corolla WRC); 8. Р.Минниханов (Усады, Volkswagen Golf Mk3 Turbo 4×4); 9. А.Карасевич (Дмитров, Volkswagen Golf Mk3 4×4); 10. С.Скобельцин (Казань, Ford Focus WRC); 11. Г.Буянс (Латвия, Volkswagen Golf Mk4 Turbo 4×4); 12. С.Фатхутдинов (Набережные Челны, Ford Escort WRC); 13. И.Рахматуллин (Казань, Volkswagen Golf Mk3 4×4); 14. А.Ервандян (Нижнекамск, Volkswagen Golf Mk3 Turbo 4×4); 15. Р.Зуевас (Литва, Ford Puma Turbo 4×4); 16. И.Усов (Омск, Audi Сoupe S2 Quattro). Дивизион 3: 1. А.Ялунин (Латвия, Volkswagen); 2. Н.Жаворонков (Нижнекамск, Volkswagen); 3. А.Пыжов (Латвия, Volkswagen); 4. В.Николаев (Набережные Челны, ВАЗ); 5. Й.Лессинг (Германия, Ford); 6. О.Жаворонков (Нижнекамск, ВАЗ); 7. Р.Арифуллин (Москва, ВАЗ); 8. А.Ларин (Москва, Honda). Дивизион 3А: 1. Р.Колесников (Москва, Opel); 2. В.Дмитриев (Москва, Opel); 3. Р.Виткус (Литва, Opel); 4. С.Вахрушин (Москва, ВАЗ); 5. А.Жуков (Москва, ВАЗ); 6. Ф.Дивин (Балашиха, ВАЗ); 7. В.Новиков (Москва, ВАЗ); А.Миронов (Латвия, ВАЗ) — не классифицирован. 6-й этап. Дмитров (Россия), 27-28 июля. Дивизион 1: 1. Буянс; 2. Р.Шаймиев; 3. Зебергс; 4. Минниханов; 5. Резниченко; 6. Котелло; 7. Ервандян; 8. Рахматуллин; 9. Н.Наужокайтис (Литва, Ford Escort RS-Cosworth); 10. Р.Купстас (Литва, Volkswagen Golf Mk3 4×4); 11. Скобельцин; 12. Зуевас; 13. Усов; 14. Д.Миннахметов; 15. С.Квашнин (Москва, ВАЗ-21083 4х4); Д.Ханжаров (Самара, ВАЗ-21083 4х4), Р.Шаймиев — не классифицированы. Дивизион 3: 1. Н.Жаворонков; 2. Ялунин; 3. Пыжов; 4. Дивин (ВАЗ); 5. Арифуллин; 6. Ларин; 7. О.Ружковский (Латвия, ВАЗ-РПД); О.Жаворонков — не классифицирован. Дивизион 3А: 1. Колесников; 2. Дмитриев; 3. Виткус; 4. Вахрушин; 5. Жуков; 6. Карасевич; В.Комиссаров (Москва, ВАЗ), Новиков — не классифицированы.

Все победители российских гонок чемпионата Европы
Год Трасса Дивизион 1 Дивизион 3 (3/4000) Дивизион 3А (3/1600)
1997 Дмитров Х.Вильд (D) Х.Уленброк (D) Ф.Дюизендстра (NL)
1998 Дмитров А.Симашка (LT) Ж.-П.Винсендо (F) Ф.Дюизендстра (NL)
1999 Дмитров А.Симашка (LT) Т.Грдинка (CZ) Т.Шуберт (D)
2000 Дмитров А.Дамбис (LV) Я.Гошек (CZ) В.Фейфар (CZ)
2001 Дмитров И.Резниченко (RUS) Я.Гошек (CZ) В.Фейфар (CZ)
2002 Казань А.Шаймиев (RUS) А.Ялунин (LV) Р.Колесников (RUS)
Дмитров Г.Буянс (LV) Н.Жаворонков (RUS) Р.Колесников (RUS)

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.