Пресс-центр международного ралли Курземе в Латвии гудел, словно растревоженный улей: «Грязинc?! Кто такой Грязинс? Как этот русский на группе N cмог обогнать WRC?!» И было чему удивляться — по результатам первого дня москвич Станислав Грязин лидировал в первом этапе чемпионата Европы, проводившемся на территории бывшего СССР! Правда, позади к этому времени был всего лишь один 3,5-километровый городской доп с асфальтовым покрытием, которое так любит Стас. А впереди — два основных дня и сложнейшие гравийные спецучастки ралли Kurzeme.
Курземе. Впервые ралли с таким названием прошло в Латвии в 1965 году под эгидой автоспортивной секции Лиепайского… молочного комбината. Через несколько лет оно получило статус этапа чемпоната Латвии, а в 1981 году прошло как этап первенства СССР. Новейшая история Курземе начинается в 1994 году, когда группа единомышленников решила не просто возродить популярную некогда гонку, но и вывести ее на европейский уровень. Последующие пять лет коллектив автоклуба Курземе под руководством Улдиса Сескса и Дайнарса Дамбергса был всецело поглощен этой идеей, и в 2000 году напряженная работа дала результат: решением FIA гонке был присвоен статус чемпионата Европы с коэффициентом 2.
Конечно, одного этого было мало, чтобы список участников ралли Курземе-2001 запестрел звездными именами: те, кто всерьез «играет» в европейский чемпионат, в основном ездят на гонки с высоким коэффициентом — 10 или 20. Однако благодаря розыгрышу очков в трех национальных балтийских первенствах на старте в Лиепае собрались представители шести государств: Латвии, Литвы, Эстонии, России, Украины и Беларуси. Но главное — высокий статус соревнования чувствовался во всем: все системы работали безупречно, а каждый из присутствовавших занимался своим делом. Гонщики гоняли, судьи судили, журналисты снимали, ну а зрители — смотрели.
А посмотреть в окрестностях Лиепаи было на что. Сравнить здешние дороги можно разве что с финскими: то и дело встречаются подъемы, спуски и трамплины. К тому же все время меняется горизонтальный уклон дороги — связки сложных «отрицательных» поворотов то и дело чередуются со скоростными «прямыми» отрезками. На протяжении одного допа может несколько раз меняться характер покрытия: то это жесткий, но ухоженный грунт, то узкая песчаная «трещина» в лесу, то широкая дорога, усыпанная крупным щебнем. И так — все 230 километров скоростных участков! Забавно, что, принимая поздравления по поводу чудесной трассы, латыши с озабоченным видом рассказывали о своей главной проблеме: старт и финиш гонки нужно делать в Лиепае, а вот допы расположены далековато — в районе городка Кулдига, а это целых 70 километров… Нам бы их сложности!
За отсутствием конкурентов на автомобилях класса «уорлд ралли кар» в фавориты ралли Курземе без тени сомнения был записан лидер эстонского чемпионата Маргус Муракас на Toyota Corolla WRC. На городском допе в Лиепае их со Станиславом Грязиным, готовившимся в Латвии к финскому этапу чемпионата мира, разделило всего 0,3 с. Но это были три десятых секунды в пользу Грязина! «Решил сделать себе подарок ко дню рождения, — скромничал Стас. — Первый выигранный доп в чемпионате Европы». Да уж, подарок вышел на славу: ведь обогнал москвич не только Муракаса, но и еще добрых четыре десятка пилотов, выступавших на полноприводной технике, — сливки прибалтийского ралли.
В последующие два дня и без того непростую жизнь спортсменов осложняла погода. Приходилось постоянно гадать, пойдет дождь или нет, а если пойдет, то когда именно и какой силы. Впрочем, начиная со второго дня Муракас без особого труда захватил лидерство в гонке, и его превосходство над легендой латышского ралли Иварсом Цауне, пересевшим с Subaru Impreza группы N на Mitsubishi Lancer по группе А, в итоге едва не перевалило за минуту. Третьим в гонке финишировал литовец Роландас Мацкявичюс, памятный россиянам по прошлогоднему этапу Кубка Президентов в Минске, а нынче осваивающий мощнейшую Импрезу группы А.
Несмотря на огромное количество местных гонщиков на полноприводных машинах, в главные соперники Стасу Грязину в группе N перед стартом прочили восходящую звезду эстонского ралли Урмо Ааву. Но своей уверенной ездой Стас свел на нет и эту интригу — Грязин объективно ехал чуть быстрее, «привозя» своему юному конкуренту понемногу с каждого спецучастка. К концу гонки он довел отрыв от Аавы до 29 секунд и финишировал пятым в абсолюте и первым в группе «стандартных» автомобилей. «Это я себе такой подарок сделал к годовщине свадьбы», — прокомментировал Станислав свой успех, заметив, что в Лиепае он впервые чувствовал себя «послом» России. Интересно, какие памятные даты припасены у Стаса для следующей гонки — эстонского E.O.S.-ралли, где хозяева наверняка постараются взять у Грязина реванш?
Екатерина НАЗАРОВА
(Автоспорт №9’2001)
Стенограмма
На самом деле ралли Курземе для Латвии — не столько гонка, сколько национальный праздник. В придорожных «кафейницах» вы обнаружите яркие книжечки со схемой и расписанием ралли. Продаются футболки, наклейки, плакаты с символикой Курземе, больше того — существует даже одноименное пиво. Несмотря на то, что по телевидению идет прямая трансляция, на допах — фантастическое количество зрителей. «Если бы несколько лет назад кто-нибудь сказал мне, что мы сможем провести ралли европейского уровня, я бы не поверил, — признался президент латвийской автофедерации Дайнарс Дамбергс, стартовавший, кстати, на этой гонке штурманом у мэра Лиепаи… Улдиса Сескса. — А сейчас, когда эта мечта уже осуществилась, мы думаем: может, стоит замахнуться на этап чемпионата мира?»
Кроме Станислава Грязина и Дмитрия Еремеева, с финишем на Курземе можно было поздравить и еще один российский экипаж — Игоря Соколова и Александра Сапиро из московской команды Сайрус Системз, за неделю собравших новый Lancer взамен разбитого на Белых ночах. А вот получивший в этом сезоне латвийскую лицензию петербуржец Александр Шумский (или — уже Шумскис?) сошел на втором спецучастке — «крыша»… Его Импрезу, улетевшую с трассы в одном из виражей самого знаменитого здешнего спецучастка Vecpils, мы не видели. Зато видели Волгу, полчаса спустя приземлившуюся аккурат на автомобиль петербуржца…
Как и в России, в Латвии тоже есть своя группа R, где соревнуются машины либо с просроченной омологацией, либо подговленные по упрощенным техническим требованиям. Вот только гоняютcя латыши все больше не на Гольфах, а на полноприводных турбированных Ауди и Фордах! «Любви» к легендарной раллийной технике (такой, как Audi Coupe S1 Quattro или Ford Sierra Cosworth) в маленькой балтийской стране можно только позавидовать. Кстати, лидеру R-рычащего латвийского движения Матиссу Межаксу (на фото), уверенно победившему на ралли Курземе, нет еще тридцати!
Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm