Торгмаш строит «двенадцатую» для ралли! Новость, появившаяся в середине прошлого года, наверняка заставила насторожиться многих раллистов. Ведь команда МСП-Торгмаш знаменита не только своими успешными выступлениями в кольцевых гонках, но, прежде всего, мощной инженерной и производственной базой, позволяющей создавать очень быстрые автомобили. Добавляли интриги и заявления руководителей команды о том, что за рулем новой машины поедет иностранный гонщик…
И вот премьера состоялась. Иностранным пилотом оказался молодой чемпион Украины Александр Салюк-младший. Третье место в классе и девятое в абсолюте на ралли Санкт-Петербург — таков первый результат построенного автомобиля. Неплохо для начала, особенно если учесть, что это было первое знакомство пилота с машиной, и задачи на гонку ставились сугубо тестовые. Но после финиша питерского ралли программа тестов для торгмашевского кит-кара не закончилась. Уже через день его ждали дороги Дмитровского автополигона и эксперты Автоспорта. Для нас встреча с новой машиной обещала быть очень интересной. Ведь Торгмаш не скрывает, что этот красный кит-кар — лишь промежуточный шаг перед появлением «двенадцатой» для международного класса Super-1600!
Что ж, если машина, подготовленная МСП-Торгмаш, выйдет когда-нибудь на трассы мирового первенства, в одном можно быть уверенным: смотреться на фоне мелких «суперов» — Сitroen Saxо и Fiat Punto — она будет отменно. Раздутые арки, огромные колеса и крыло на задней двери делают силуэт вазовского хэтчбека не менее агрессивным, чем у автомобилей категории WRC. Начинка под этим красным кузовом, конечно, не столь дорогая и мощная, но по-своему тоже очень интересная…
Стоп! Здесь начинается закрытая территория. Еще когда мы договаривались о тесте, создатели машины настояли на том, чтобы не раскрывать всех подробностей конструкции. «Мы слишком часто страдаем от плагиата в кольцевых гонках, а эта машина, кроме того, еще находится в стадии доводки», — говорит Виталий Дудин, являющийся по совместительству тест-пилотом раллийной программы. Но кое-что о секретном объекте узнать нам все-таки удалось…
Под капотом скрывается 1600-кубовый двигатель, близкий родственник кольцевых торгмашевских моторов. Это переходный вариант на пути к двигателю, полностью удовлетворяющему правилам Super-1600. С одной стороны, на нем установлен 4-дроссельный 8-форсуночный впрыск («суперам» положен однодроссельный), а с другой — уже обычная система смазки, без сухого картера, который запрещен международными требованиями. Пока что именно она ограничивает возможности форсировки мотора, поскольку стандартного масляного насоса не хватает на оборотах двигателя выше 7500-8000 об/мин.
С двигателем агрегатируется 6-ступенчатая секвентальная КПП производства МСП-Торгмаш. На вопрос о ее надежности, которая нередко подвергалась сомнению «кольцевыми» клиентами Торгмаша, Дудин ответил так: «Если коробку не ломать, она достаточно надежна. Легче всего было бы поставить импортную спортивную КПП, но это намного увеличило бы стоимость машины. А кроме того, мы, можно сказать, патриоты своего завода. Смешная ситуация: частная команда Торгмаш выступает на вазовских КПП, а заводская команда покупает импортные коробки».
А вот на то, что скрывается под днищем торгмашевской «двенадцатой», нам взглянуть не дали. Совершенно секретно! «В подвеске применен ряд оригинальных решений, и устойчивость автомобиля является его основным преимуществом над полноприводными машинами группы N, — здесь Дудин был непреклонен. — Единственное, что могу сказать: все элементы подвески, включая амортизаторы, — нашего собственного производства». Лишь тормоза в Торгмаше самостоятельно делать не стали — слишком сложно и дорого. В данном случае и спереди, и сзади установлены вентилируемые дисковые тормоза AP Racing. Кстати, посредственные результаты измерений тормозной динамики вовсе не означают, что тормоза плохие. На самом деле все совсем наоборот, просто общепринятая эталонная методика измерений тормозного пути (на нейтральной передаче без блокировки колес) плохо сочетается с раллийными настройками тормозной системы. То же следует сказать и о динамике разгона. Рабочий диапазон высокофорсированного атмосферного мотора начинается где-то с 5000 оборотов, и тронуться на нем с места — нелегкая задача. Либо колеса срываются в букс, либо обороты падают — отсюда не самое впечатляющее время разгона до 100 км/ч. Реальные ощущения от езды на красном кит-каре намного острее, чем это отражают цифры в таблицах.
Результатами питерского выезда создатели автомобиля остались более чем довольны. Для них это был в первую очередь тест в боевых условиях, и основной задачей ставился доезд до финиша без серьезных технических проблем. Теперь автомобиль планируют еще немного доработать и омологировать. А главное — наладить его выпуск! Все-таки МСП-Торгмаш — в первую очередь производственная фирма, а уж потом — спортивная команда. Более того, торгмашевцы собираются добиться того, чтобы для подобных автомобилей имелся отдельный зачет, по образцу европейских кит-каров. А тем, кто желает выступать в международной серии Super-1600, тольятинцы готовы в скором будущем предложить двигатель с однодроссельным впуском, полностью удовлетворяющий предъявляемым техтребованиям. Кстати, постепенная эволюция требований класса Super-1600 все больше на руку создателям раллийной «двенадцатой». В частности, слишком тяжелая «основа» уже не играет роли, так как со следующего года минимальная масса снаряженного автомобиля увеличена до 950 кг. Эта цифра для ВАЗ-2112 достигается без каких-либо ухищрений. Так что, кто знает — может, настанет время, когда машины из России станут на международном рынке гоночной техники ходовым товаром?
Валерий АРУТИН
Киевский легионер Торгмаша
Известие о том, что за рулем торгмашевского кит-кара поедет Александр Салюк-младший, удивило кого угодно, но не специалистов. Сын знаменитого украинского раллиста Александра Салюка пришел в автоспорт в 17 лет (до этого он 10 лет занимался хоккеем и даже играл за киевский «Сокол») и в свои 23 успел стать уже шестикратным чемпионом Украины по автокроссу, кольцевым гонкам и ралли. Рамки национальных первенств стали тесны для перспективного пилота, поэтому в 2001 году параллельно с участием в украинском раллийном первенстве Салюк стартовал на нескольких этапах российского чемпионата, где произвел весьма сильное впечатление.
Ходило немало слухов о том, кто может сесть за руль перспективной разработки Торгмаша. Назывались, в частности, имена неоднократного чемпиона России в классе «1600» Аркадия Кузнецова и триумфатора нынешнего года Тимофея Воробьева. Но руководство МСП-Торгмаш предпочло сделать ставку на молодого пилота. Думается, не последнюю роль в этом сыграли опасения, что амбиции «маститых» могут помешать работе по доводке машины. После первой гонки пилот и команда остались довольны друг другом, и если ситуация не изменится, киевлянин проедет на тольяттинском кит-каре полную программу чемпионата России-2002 начиная с январского ралли Жигули.
Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm