Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Передел власти.

(Автоспорт №4’2002)

Еще пару лет назад это показалось бы фантастикой — серия CART переживает жесточайший кризис, а «альтернативная» IRL всерьез претендует на звание самого популярного в Америке формульного чемпионата! Между тем ситуация в заокеанском автоспорте складывается именно такая — Всемирная Серия намертво погрязла в бесконечных проблемах, и Лига Гонок Инди постепенно отбирает у нее гонщиков, зрителей и спонсоров. Чем закончится эта борьба?

Нынешняя ситуация в противостоянии CART и IRL — наглядный пример того, что даже самые благополучные королевства не застрахованы от бунтов и дворцовых переворотов. Напомним хронологию событий.

В начале девяностых американская серия CART развивалась с невиданной скоростью. Она даже стала приобретать популярность за рубежом, и многие команды с удовольствием приглашали к себе иностранных пилотов. Перед американцами забрезжила заманчивая идея — взрастить у себя на континенте Большие Гонки мирового значения. Потеря Гран При США только добавила им решимости.

Переломным моментом послужил приход в CART в 1993 году только что ставшего чемпионом Формулы-1 Найджела Мэнселла: на Всемирную Серию обратили внимание и в Европе. Ведомое твердой рукой своего президента Эндрю Крейга (англичанина, кстати, по происхождению), первенство начало активное движение в сторону глобализации.

Однако солидарность, что царила в руководстве серии, как оказалось, была лишь иллюзией. Нашлись недовольные тем, что CART все больше отдаляется от столь ценимой в Америке демократичности. В 1994 году разгорелся скандал — один из руководителй CART открыто выступил против политики Крейга и вышел из состава совета директоров.

Самое неприятное, что отступником был не кто иной, как Тони Джордж — владелец трека в Индианаполисе и организатор самой престижной гонки CART — Инди 500. Джордж объявил о создании альтернативного чемпионата, который должен вывести в свет молодых американских гонщиков (коим в CART практически не осталось места) и вернуть нации вкус настоящих американских гонок.

Серьезность своих намерений Джордж подчеркнул тем, что включил Инди 500 в свой календарь, положив таким образом начало величайшему расколу в истории американского автоспорта.

Джорджа, мягко говоря, не поняли — посчитали, что его просто одолела зависть к чужим успехам. Старт IRL в 1996 году только подтвердил мнение большинства — проект Джорджа обречен на неудачу, и Лига Гонок Инди, просуществовав год-другой, тихо умрет. Машины трехлетней давности, крайне слабый состав гонщиков и низкий уровень организации только убеждали в этом.

«Тони можно доверить лишь закрывать и открывать ворота своего трека, на большее он не способен», — язвительно заметил в интервью журналу CAR «гуру» заокеанской гоночной журналистики Робин Миллер.

Однако шло время, а IRL почему-то не спешила умирать. Зато все четче становились видны серьезность намерений и точный расчет Джорджа. Новые, более демократичные, чем в CART, технические требования, прогресс в организации и дипломатический талант Тони (он на удивление легко находил язык с владельцами автодромов и руководителями телекомпаний) — все это постепенно выравнивало чашу весов на американской гоночной сцене.

Сейчас ясно — одной из причин того, что серия CART оказалась в таком незавидном положении, стала крайняя недальновидность ее руководителей. Банальная ошибка — они не воспринимали IRL всерьез. Не верили, когда им говорили, что патриотичным американским болельщикам рано или поздно надоест засилье иностранцев на их трассах. Что спонсоры, в большинстве своем, заинтересованы только в национальном рынке и не захотят вкладывать огромные деньги в зарубежные турне своих команд.

Но даже это не было бы столь губительно, прояви Крейг и сменившие его Бобби Рэйхол с Джозефом Хейтцлером хотя бы некоторую последовательность в своих действиях. Стремясь вывести CART на уровень, сопоставимый с Формулой-1, они будто бы не отдавали себе отчета, что для этого необходима прежде всего четкая организационная база.

Вот и вышло, что под «оберткой» первенства мирового уровня зрителям и участникам по-прежнему предлагали незатейливый американский чемпионат. Прошлогодний европейский дебют CART стал в этом смысле показательным. В репортаже с британского автодрома Рокингем (см. Автоспорт № 11, 2001) мы подробно писали о том, с каким множеством проблем столкнулись организаторы той гонки.

При взгляде на это довольно жалкое зрелище невольно закрадывалась мысль: а не потому ли всесильный Берни Экклстоун не препятствовал приходу CART в Европу, что знал — именно так все и получится?

Сезон 2002 года может стать переломным в многолетнем противостоянии. Пока еще очень рано судить о том, кто в нем победит. Мы лишь постараемся дать вам объективное представление о расстановке сил в обоих чемпионатах.

Итак, CART под руководством нового президента Криса Пука против IRL во главе с Тони Джорджем.

УЧАСТНИКИ
В межсезонье Тони Джордж одержал, наверное, самую большую победу за всю историю войны с CART — переманил на свою сторону легендарную команду Penske Racing. «Конюшня» Роджера Пенске без преувеличения олицетворяет собой американский автоспорт. Ее пилоты выиграли больше всего титулов в CART и первенствовали в огромном количестве гонок.

В IRL Penske заранее уготована роль лидера. Самые профессиональные механики, самая внушительная материально-техническая база, великолепные гонщики (двукратный чемпион CART Жиль де Ферран и прошлогодний победитель Инди 500 Хелио Кастроневиш) — в Лиге Гонок Инди таких команд больше нет.

Однако есть «конюшни», которые уступают Penske совсем немного, и недавние гонки это уже подтвердили. Во-первых, чемпионская команда Panther Racing и ее пилот — молодой и исключительно талантливый американец Сэм Хорниш. Во-вторых, невероятно сильный дуэт Скотт Шарп/Эл Ансер-младший из команды Kelley Racing. В-третьих, «конюшня» Эдди Чивера, во многом благодаря чудо-двигателям Infinity. И наконец, Chip Ganassi Racing. Ганасси все же решился совмещать участие в CART, NASCAR и IRL, взяв к себе в пилоты никогда не выигрывавшего, но очень быстрого Джеффа Уорда. Остальные — им не ровня, и наверняка будут играть при лидерах роль статистов.

В CART пока заявлено только 13 команд и 20 гонщиков, что само по себе говорит о многом. Но практически все «конюшни» — это коллективы с высочайшим техническим уровнем, имеющие за своими плечами богатых спонсоров и многочисленный персонал. За небольшим исключением, все они обладают примерно равными возможностями, что обещает зрителям напряженную борьбу.

Количество в IRL против качества в CART.

0:1 в пользу последней…

ТРАССЫ
Все этапы IRL проходят на овалах. Поговаривают, правда, что в скором времени могут появиться две гонки на «про-европейских» трассах в Уоткинс-Глене и Сономе, однако факт остается фактом — выбор трасс у серии CART куда более разнообразен.

Важно другое. Этапы Лиги Гонок Инди проходят не просто на овалах, а на лучших в Америке овалах. И в тех штатах, где автоспорт наиболее популярен. Хоумстед, Финикс, Фонтана, техасский Форт-Уорт, Ричмонд, Бруклин, Чикаго, не говоря уж об Индианаполисе — все это эталоны заокеанских трасс. Более того, в последнее время наметилась неприятная для CART тенденция — владельцы треков попросту не хотят иметь со Всемирной Серией дела.

Так серия CART потеряла великолепные гонки в Техасе, Назарете и Бруклине. Судя по всему, недолго осталось быть в календаре и этапу в Фонтане.

Тем не менее руководство CART эта ситуация как будто бы особо и не волнует. У них в распоряжении 20 гонок, две из которых даже проходят в Европе — на треках Лаузитцринг и Рокингем. А обилие трасс европейского типа только добавляет Всемирной Серии популярности за пределами Америки.

Боевая ничья — 1:1.

АВТОМОБИЛИ
Принцип выбора техники в CART и IRL традиционен для американских гонок — команды сами подбирают себе производителя шасси и мотора. В остальном же техническая сторона дела разнится черезвычайно сильно…

…Небо и земля. Каменный век и космические технологии. Такие сравнения приходят на ум при взгляде на автомобили двух серий. В IRL все более чем демократично. Атмосферный двигатель объемом 3,5 литра на базе серийного блока цилиндров, минимум композитных материалов, ограниченная возможность доработки шасси — все это делает автомобиль Лиги доступным большому количеству команд. Лишенный технических изысков, он в то же время и гораздо медленнее, чем болид Всемирной Серии, где размах в подготовке техники совсем иной — вполне соответствующий международному статусу чемпионата.

Углепластиковый монокок, более совершенные узлы и, главное, сверхмощный турбодвигатель (объемом 2,5 литра мощностью до 900 «лошадей») ставят «чемпкар» на совершенно иной уровень. С этого года в CART вводится трэкшн-контроль, который, очевидно, еще увеличит скорость машин. О том, как теперь «чемпкары» будут носиться по овалам, — даже подумать страшно…

Единственный минус всего этого — стоимость. Шасси без двигателя, коробки передач и трансмиссии в CART обойдется вам почти в полмиллиона долларов. А в IRL — всего в 250 тысяч… Потому-то команд, которые могут позволить себе участие во Всемирной Серии становится все меньше. Здесь позиция IRL явно выигрышная, и подтвеждение тому — меняющиеся со следующего года технические требования CART (в частности, решено отказаться от турбодвигателей). Возможно, после ситуация и изменится, пока же — 1:0 в пользу IRL.

СЛЫШИШЬ, В КАРМАНЕ ДЕНЬГИ ШУРШАТ…
Заработок для американца — самое важное. И, как это ни странно, по данному показателю IRL может дать Всемирной Серии CART большую фору. Еще перед стартом дебютного сезона Джордж обещал участникам прямо-таки баснословные гонорары. И слово свое сдержал. Суммы, которые гонщики зарабатывали за год, были весьма внушительными. Так, например, за три этапа первого сезона Бадди Лазьер положил на свой счет почти полтора миллиона долларов. Правда, три четверти этих денег он заработал своим первым местом на Инди 500, призовые которой всегда поражали воображение.

В сезоне-2001 в графе «заработок» напротив фамилии да Матты (он заработал в CART’2001 больше всех) значится волнующая сердце сумма — $1634000. И, с учетом того, что чемпион IRL Хорниш «накатал» «лишь» $1467025, может показаться, что это CART дала «сопернице» фору, но никак не наоборот. Однако, выиграй Хорниш в Индианаполисе, и заработок американца мог бы быть на полмиллиона «баксов» больше. И вообще, за сезон IRL прошло сколько гонок? Тринадцать. А в CART? Вот, вот — двадцать.

Так где платят больше?

СПОНСОРЫ, БОЛЕЛЬЩИКИ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ…
Вот мы и подошли к главному критерию оценки любого гоночного чемпионата — вниманию со стороны болельщиков, телевидения и, как следствие, спонсоров.

Соотношение сил, которое наблюдалось в середине девяностых, за последние два-три года серьезно изменилось. Оба чемпионата нашли свою нишу и своих болельщиков. Тони Джордж провел огромную работу и сумел сделать самое главное для развития Лиги — заинтересовать телевидение. Все этапы IRL теперь транслируются вживую на крупных американских телеканалах ESPN и ABC.

Это значительно повысило популярность Лиги среди американцев (первые гонки принесли IRL рекордные рейтинги) и послужило толчком к приходу новых спонсоров. В общем, пока для Тони Джорджа все складывается более чем замечательно. Из изгоя его чемпионат превратился в уважаемое мероприятие, внимание к которому со стороны американской публики уже практически не уступает картовскому. Да и средства массовой информации в Америке теперь настроены к IRL куда более лояльно.

Возможно, нынешний сезон наконец расставит точки над i в надоевшем всем противостоянии двух серий, и американцы проголосуют «рублем» за полюбившийся им чемпионат. Возможно, CART сумеет оправиться от последних неудач. Хотя… Уже сейчас многие склонны предполагать, что конфронтации-то никакой больше и нет. И оба чемпионата сталкивают лбами лишь досужие до скандалов журналисты… Точнее всех по этому поводу высказался мудрый Роджер Пенске: «Так все складывается, что приходится выбирать, в каком чемпионате ты хочешь участвовать — в супердорогом «про-европейском» или более демократичном американском. Участвовать в обоих чемпионатах по полной программе не хватит никаких денег. Наша команда свой выбор сделала…»

Иван КОВАЛЕНКО

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Партнёры:

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.