(Автоспорт №11’2001)
Марка Skoda не пользуется в России должным признанием. Да, чешские автомобили покупают, и довольно активно — для фирмы, жене и даже себе любимому, — но все равно считают иномаркой «второго сорта». В этом я убедился лично. За пару дней, проведенных за рулем чешской машины, меня пытались подрезать намного чаще, чем когда я езжу на моем видавшем виды VW Golf GTI. Но и мне на этот раз было чем ответить…
Представьте себе чувства владельца не самого слабого автомобиля BMW или Mercedes, когда он резво стартует с очередного светофора, и вдруг из-за спины выныривает какая-то красная машина, стремительно обходит и уезжает от него как от стоячего! Все, что он успевает понять: его обошел не суперкар вроде Porsche, а семейный универсал — Skoda Octavia! Впрочем, если повезет и впереди встретится еще один красный светофор, он уже сможет рассмотреть и непривычно большие колеса, и сдвоенное «жерло» выхлопной трубы, и другие говорящие о многом детали. Да, несостоявшийся чемпион светофорных гонок, вас действительно обошла не простая Octavia, а прошедшая подготовку в тюнинговом ателье SRC — Skoda Racing Club.
Полтора года назад мы писали о первом автомобиле, подготовленном этой фирмой (Автоспорт № 11, 2000). Та переднеприводная Octavia с кузовом хэтчбек поражала не только улучшившейся динамикой, но прежде всего своей эффектной внешностью. Герой нашего сегодняшнего теста в этом плане тоже не отстает. Очень красивый универсал! Расширенные колесные арки и пластиковый обвес, применявшийся на автомобилях Skoda Octavia WRC до 2000 года, придают ему грозный и в то же время изящный вид. Кстати, поскольку в ралли выступают хэтчбеки, задняя часть машины доделана уже силами российских специалистов. Так что Skoda с такой внешностью на данный момент существует в единственном экземпляре! Лакомый кусок для любителей эксклюзива.
По технической части этот автомобиль задумывался как развитие предыдущего. И если в первый раз создатели стремились оптимизировать затраты, то теперь машина строилась, что называется, без компромиссов. Двигатель форсирован до 240 л.с. — это потребовало не только «внедрения» новой программы управления, как на прежней тюнинговой Октавии, но и замены большинства компонентов системы питания вместе с турбиной и интеркулером. Полностью была заменена и система выпуска.
В подвеске применены регулируемые амортизаторы Koni Sport со специально подобранными пружинами, тормоза целиком заменены на более мощные — такие же применялись на легендарном универсале Audi RS2. Наконец — гулять так гулять! — под стать внешности был отделан и салон, с использованием кожи и красной искусственной замши «алькантар». Все это вместе взятое увеличило цену серийного универсала почти вдвое. Но никто и не обещал, что такой эксклюзив будет дешев…
Посмотрим, стоит ли тюнинг своих денег. Садясь внутрь, оказываешься в черно-красном царстве. Не возникает сомнений, что находишься в автомобиле стоимостью в полсотни тысяч долларов. Удобный руль, обшитый двухцветной кожей, алюминиевые накладки на педали, стильная ручка коробки передач, белые шкалы приборов — все это сразу создает спортивное настроение. Спереди маячат дополнительные воздуховоды, намекающие на недюжинную мощь двигателя. И только взгляд в зеркало заднего вида чуть остужает: ты все же за рулем большого универсала, а не спортивного купе.
Однако об этом моментально забываешь, стоит проехать хоть километр. Пусть универсал позволяет перевозить пять пассажиров и множество разного скарба — запишем это ему в актив. Но на ходу сразу становится ясным его истинное предназначение: скорость и удовольствие от управления. Создатели машины, что называется, попали в точку. Подвеска настроена так, что вряд ли порадует пассажиров, но зато водителю она позволяет абсолютно уверенно чувствовать себя и на скоростной прямой, и в напряженном повороте.
Эта Skoda — один из немногих автомобилей, на которых с легким сердцем можно отключить систему ESP и атаковать повороты. Запас сцепления широченных 18-дюймовых покрышек Nokian NRZi поначалу кажется безграничным. Когда же и он подходит к концу (нужно быть по-настоящему смелым, чтобы дойти до этого на асфальте), ожидаемого резкого срыва не происходит. Автомобиль начинает плавно выскальзывать наружу поворота, а под сброс газа охотно возвращается на траекторию. Если сбросить газ полностью, разовьется занос, но и в этом случае подготовленному водителю будет вполне по силам управлять автомобилем. Очень сбалансированное и безопасное поведение.
Кстати, несмотря на высокую жесткость подвески, машина вполне адекватна московским дорогам. В отличие от немецких тюнинговых собратьев, клиренс у Шкоды оставлен разумно большим, да и с энергоемкостью подвески тоже все в порядке. Штурмовать трамвайные пути на полном ходу, пожалуй, нельзя, но и замирать перед каждой ямкой не придется.
Тормоза, в свою очередь, тоже заточены для динамичной езды. На малых скоростях чувствительность педали очень высокая, и пассажирам приходится часто «клевать носом» в городских пробках. Зато какое замедление с большой скорости! Чтобы остановить автомобиль со 100 км/ч, нужно всего 38 метров, а для осаживания со 150 — меньше 100. И безо всякого намека на перегрев!
Но, безусловно, главный козырь тюнинговой Шкоды — мотор. Поначалу я скептически отнесся к мощности, заявленной его создателями. Но результаты измерений, а главное — собственные ощущения, заставляют поверить в заявленные 240 «лошадей». Мотор 1.8 Т был создан Фолькс-вагеном словно специально для нужд тюнинга. Недаром существует столько его версий, как заводских, так и тюнинговых: от 150 и почти до 300 л.с. Но только российским инженерам ателье SRC удалось сделать то, чего не смогли (или не захотели?) добиться ни инженеры самого концерна, ни специалисты немецкой фирмы Abt, на машинах которой нам приходилось ездить раньше.
Впервые у этого двигателя появился ХАРАКТЕР. Характер настоящего турбированного мотора, по которому так ностальгируют истинные поклонники турбин. До 2500 об/мин разгон откровенно вялый, но стоит перейти Рубикон — и под вкусное шипение впуска, которое с ростом оборотов сменяется рыком прямоточного выхлопа, двигатель буквально взрывается. Секунда — и стрелка в красной зоне! Сброс газа, клапан давления делает чувственный выдох, переключение на следующую передачу, секундная задержка на раскрутку турбины, и снова взрывное ускорение…
Потрясающе!
Ладно, я увлекся эмоциями. Идеальных автомобилей не бывает, давайте поищем, что еще можно улучшить. Если подходить с точки зрения искушенного водителя, шероховатости можно найти. Например, не очень понравилась работа гидравлического «ручника». Поскольку использовать торможение левой ногой Skoda не позволяет (при одновременном нажатии на газ и на тормоз компьютер прекращает подачу топлива), он остается единственным средством, чтобы искусственно вызвать занос задней оси. На асфальте заблокировать «ручником» задние колеса оказалось нелегко — для этого требуется слишком большое усилие. Отыграть на разгоне еще несколько десятых долей секунды помог бы более четкий и короткоходный привод переключения передач. Неоптимальны и характеристики стандартного гидроусилителя. Руль слишком легкий, и от этого страдает его информативность. Хотя, возможно, это просто дело привычки, ведь, например, на новой Subaru Impreza WRX руль практически такой же.
Есть у Октавии SRC и еще один недостаток — ее… внешность. Она — как фотомодель, вышедшая прогуляться по многолюдной улице в мини-юбке. Под постоянными взглядами окружающих чувствуешь себя неуютно. А главное, небезопасно. Вот какой-то Mercedes повис на хвосте, совершая вслед за мной перестроения, порой на грани аварии. Другой любопытный водитель на МКАДе рассматривал красный универсал через… стекло своей правой задней двери! Чтобы выйти из подобных ситуаций с целым кузовом, приходится ежесекундно концентрировать внимание на всех окрестных автомобилях. И если мне это пришлось делать всего пару дней, пока проходил тест, то будущему владельцу надо привыкать к постоянному вниманию всех вокруг.
Хотя… Быть может, это именно то, что ему нужно?
Валерий АРУТИН
Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm