Весь прошлый сезон команда журнала Автоспорт участвовала в Кубке Volkswagen Polo. «Зачем вам это нужно?» — спрашивали скептики. Да хотя бы затем, что это уникальная возможность увидеть гонки с другой стороны. Изнутри спортивного автомобиля, с позиции менеджера команды, словом, из-за кулис, куда чужому, даже если он журналист, вход обычно закрыт. Правда, все началось с аварии, которая чуть было не поставила крест на этой затее…
Рассказывает один из участников всего действа — пилот команды «Шишкин Лес Автоспорт» шеф-редактор журнала Автоспорт Рустам Акиниязов.
Чужие здесь не ходят
1-й этап: Санкт-Петербург
(Автоспорт №8’2001)
ВСЕ началось с аварии, которая чуть было не поставила крест на этой затее.
Вторая площадка — самое коварное место Невского кольца. Два скоростных S-образных поворота образуют одну длинную связку — 4-я передача, полный газ. Какая скорость? Не знаю. Большая. Когда нужно попасть ровно между двумя поребриками и отклонение на 10 сантиметров в сторону практически гарантирует тебе встречу с бетонным ограждением, как-то не возникает желания отвлекаться на спидометр.
Здесь-то все и произошло. В зоне торможения перед самым крутым на трассе поворотом (его еще зовут «аппендицитом») асфальт лежит неровно. Попав на волну, жесткая машина буквально взлетела — эффективность торможения упала до нуля. Асфальтовая зона безопасности пролетела за мгновенье, почти не погасив скорость. Удар был такой силы, что здоровенный бетонный блок раскололся надвое. Мне посчастливилось на себе оценить безопасность спортивной машины — только растянутые мышцы шеи ныли потом несколько дней. Но на автомобиль было больно смотреть…
Позже, когда в этом же месте по аналогичному сценарию произошла еще одна авария, стали разбираться и пришли к выводу, что часть вины лежит на АБC, которую Volkswagen Racing не удаляет при подготовке машин. Ее перенастраивают, и заводские тест-пилоты якобы проезжают с ней Нюрбургринг на секунду быстрее, чем без АБС. Возможно, Нюрбургринг ровнее, чем Невское кольцо (кстати, кольцевой комитет после указал организаторам на необходимость выровнять асфальт в том месте). Иначе бы немцы тоже столкнулись с тем, что на подбросах, когда колеса теряют контакт с покрытием, АБС зачастую ведет себя неадекватно. Точно так же, как бывает на гравии или на рыхлом снегу. Очевидно, нечто подобное произошло и в этот раз — в нестандартной ситуации электроника дала сбой. После этого случая большинство гонщиков в Кубке Polo стали отключать АБС. Но мне от этого было не легче.
Тогда казалось, что все кончено. Автомобиль разбит. Самолюбие уязвлено. Даже за сочувственными словами окружающих мерещилось злорадство: «Тоже, мол, нашелся гонщик». Последним ударом стал отказ главного спонсора продолжать финансирование. Проект участия в Кубке Volkswagen Polo можно было выбрасывать в корзину…
И тут в редакции появился Борис Шульмейстер — случайно заехал по каким-то делам. Разговорились. Борис, оказывается, тоже собирался ехать в Кубке VW Polo, параллельно с участием в классе Туринг. Он, как никто, мог понять мое состояние: сам недавно попал в серьезную аварию на гонке, разбив автомобиль… Борис не стал тратить время на соболезнования, а предложил помочь мне с ремонтом. А после — и объединиться в команду.
Титульным спонсором команды стала подмосковная компания, выпускающая экологически чистую минеральную воду «Шишкин Лес». Так появилась команда Шишкин Лес Автоспорт, и через две недели мы уже снова были в Санкт-Петербурге, на Невском кольце.
На первый этап Кубка собралось 10 участников. Для нового класса, к тому же отнюдь не дешевого, это успех. А ведь еще два месяца назад казалось, что вся затея может попросту провалиться — заявки были только на пять машин. Но нельзя недооценивать российскую привычку все откладывать на последний момент. Когда стало ясно, что машины «едут» и Кубок точно состоится, желающих стало даже больше, чем «живых» автомобилей…
А едет маленький Polo, как оказалось, действительно очень шустро. По крайней мере «восьмерки» Кубка Лада (в Питере у нас было несколько совместных сессий) он проезжает «как навстречу». По характеру, управляемости, да и по времени круга гоночный Polo GTi оказался ближе к машинам Туринга, чем к «кубколадовским». Неудивительно, что, опробовав машину, идеей принять участие в гонке загорелся даже чемпион страны Михаил Ухов.
В квалификационных заездах родилась первая сенсация. Второе место, обойдя Ухова, занял никому не известный 21-летний москвич Александр Тюрюмин. Не имея никакого гоночного опыта! Впервые выступая на Невском кольце! В это трудно поверить, но это так. И то, что это не случайность, а редкий природный талант, Саша подтвердил, уверенно выступив в гонке.
Результат квалификации обнадеживал: у Бориса — поул-позиция, у меня — четвертое место, с отставанием в 0,4 секунды от Ухова. Правда, в воскресной тренировке, после того, как механики МТС всю ночь колдовали над настройкой машины, Михаил восстановил статус-кво, показав первое время. Стало ясно, что победить в гонке Борису будет нелегко.
Позади меня на стартовой решетке стоял также сильный соперник — бывший мотогонщик, выступавший за команду Панавто-Ямаха, Максим Травин. Актер Дмитрий Певцов, разбивший машину на тестах, похоже, никак не мог оправиться от этой аварии и квалифицировался только восьмым, хотя до этого показывал более высокие результаты. А рядом с ним стоял на старте некто Сергей Маслов — старший брат Виктора Маслова, благодаря которому началась и продолжается его гоночная карьера.
Старт в Кубке Polo дается с ходу, как в Туринге. Решено было, что так будет меньше поломок и, главное, снизится вероятность завала в первом повороте. И действительно, старт прошел образцово. В первом повороте Ухов с ходу попытался атаковать Бориса, но, похоже, не ожидал столь жесткого и четкого отпора. Через пару кругов борьба между Уховым и Тюрюминым привела к обоюдному развороту. Увернувшись от разлетающихся в разные стороны машин, я, неожиданно для себя, оказался на втором месте!
Неправда, что труднее всего ждать и догонять. В гонках самое трудное — ждать атаки и убегать. Когда в непосредственной близости от заднего бампера замаячил нос другого Polo, я был уверен, что это Травин (машины-то почти одинаковые). Первой мыслью было: что-то слишком уж быстро он накатился, неужели я так медленно еду? Буквально в следующем повороте последовала атака. Сместившись внутрь, я закрыл траекторию, точнее… думал, что закрыл. Жесткий удар колесо в колесо, и сбоку мелькает борт с надписью «Ухов».
Кстати, участие в гонках — действительно редкая возможность хоть раз встать на место тех, о ком обычно пишешь. Теперь я знаю, как им бывает смешно, а иногда и обидно читать про себя глупости, написанные, быть может, даже не со зла, а просто от недостатка информации.
Нет, уважаемые коллеги. Рустама Акиниязова подвела не «свойственная ему горячность» (все пытаюсь вспомнить, когда это я горячился?). От удара ушли углы установки передних колес. Автомобиль сразу стал по-другому управляться и, главное, — тормозить. К тому же я, наверное, был единственным, кто не стал переобуваться и поехал на старом комплекте шин, прошедшем до этого все тесты… Посчитал, что смогу сэкономить, не жертвуя скоростью. А, между прочим, цена одной гоночной покрышки Yokohama Advan — 165 долларов. Но расчет оказался ошибочным: старых шин хватило только на половину гонки. Какая уж тут горячность: наоборот, потребовалось предельное хладнокровие, чтобы приспособиться к изменившемуся поведению машины. И все равно, ошибок избежать не удалось. Итог — финиш на четвертом месте.
А Борис Шульмейстер победил! Хладнокровно отбив атаки Ухова, он по праву завоевал эту победу. Победу, благодаря которой команда Шишкин Лес Автоспорт лидирует не только в командном, но и в личном зачете Кубка. И мы, конечно, постараемся сохранить такое положение. Хотя это будет нелегко. Организаторы Кубка Polo обещают, что на следующем этапе будет уже 18 машин, а участие в серии примут такие гранды, как тольяттинец Александр Белов и чемпион России 1999 года в классе Линия-2000 Владимир Сухов!
Почем Поло для народа?
2-й и 3-й этапы: Санкт-Петербург и Мячково
(Автоспорт №9’2001)
Команда журнала Автоспорт продолжает лидировать в Кубке Volkswagen Polo. Борис Шульмейстер, победив в двух гонках подряд, занимает первую строчку в таблице личного зачета. Шеф-редактор Автоспорта Рустам Акиниязов идет третьим. Ниже — его рассказ о событиях второго этапа в Санкт-Петербурге, а также интересующая многих информация о том, во сколько обходится участие в Кубке.
Уже перед вторым этапом стало ясно: Кубок удался. Заявочный список второго этапа содержал уже не 10, как в первый раз, а 17 фамилий — почти в два раза больше! Среди них многократный чемпион СССР и России тольяттинец Александр Белов и чемпион России 1999 года в классе Туринг Владимир Сухов. Участие последнего внесло в Кубок дополнительную интригу. Все предвкушали борьбу Сухова с действующим чемпионом Туринга Михаилом Уховым — человеком, который сначала был у Сухова гоночным инженером, а затем, когда того неожиданно уволили из команды МТС Эй-Си Рейсинг, занял в ней место первого пилота.
Наша команда Шишкин Лес Автоспорт после победы Бориса Шульмейстера на стартовом этапе и моего четвертого места приехала на вторую питерскую гонку в статусе лидера. С одной стороны — безусловно приятно. С другой — это немалый психологический прессинг. Все мысли были только о том, чтобы выступить не хуже, чем в первый раз, ведь серьезных соперников стало больше.
Только на собственном опыте и только после этой гонки я понял, как же важна психологическая стабильность! Ведь, положа руку на сердце, попытки экспериментировать с углами установки колес, которые я затеял на свободной тренировке, были лишь от неуверенности в собственных силах. Казалось, что, найдя более удачные настройки, смогу ехать быстрее, а вышло наоборот. Итог — провальное время в квалификации, на полторы секунды хуже, чем на первом этапе, и старт только с восьмой позиции…
Наверное, Борису справиться с нервами помог опыт. А ведь перед ним стояла задача куда сложнее моей — удержать лидерство в споре с такими авторитетами, как Ухов и Сухов. И он сумел сделать это — вновь завоевав поул-позицию и доказав тем самым, что на равной технике может ехать быстрее лидеров класса Туринг.
К старту гонки я постарался вернуть и настройки машины, и себя самого к изначальному состоянию, будто ничего и не было. И это помогло! Когда зажегся зеленый светофор и все устремились вперед, из головы сами собой вылетели все неприятные мысли и осталась только одна: ехать как можно чище, не повредить машину и, главное, финишировать.
На первом круге удалось пройти двоих соперников, один из которых, Александр Белов, подтвердил свою репутацию гонщика жесткого, часто едущего на грани фола. При обгоне на прямой он едва не вынес меня с трассы, заставив выехать всеми четырьмя колесами на траву. Вот что значит богатый ипподромный опыт…
Я уже накатывался на следующего соперника, когда совершил ошибку, возможно, стоившую мне призового места. На торможении после длинной прямой сперва слишком близко подъехал к сопернику, которого готовился обгонять, а когда тот резко затормозил, от неожиданности заблокировал колеса и вылетел на обочину. Пока возвращался, мимо пронеслось сразу несколько машин. Остаток заезда прошел в попытках чисто, без столкновений, обойти неуступчивых (порой до безрассудства) новичков — Сергея Барабашина и Михаила Степанова. Когда же оба, со всеми возможными предосторожностями, были пройдены, я снова увидел впереди машину Белова. Но вторично испытать на себе манеру тольяттинца защищаться не пришлось — гонка на этом закончилась. Я к этому моменту был шестым. Борис, как мне рассказали, лидировал от старта до финиша и никому не позволил к себе приблизиться. Вторым финишировал Ухов, которому лишь при обгоне круговых удалось обойти вновь, как и на первом этапе, ехавшего очень быстро Александра Тюрюмина.
На этом можно было бы поставить точку, если бы не был аннулирован результат Михаила Ухова, на машине которого техническая инспекция нашла дефлекторы для охлаждения тормозов, не разрешенные правилами. Протест Владимира Сухова (у них с Уховым произошло столкновение, в результате которого Сухов потерял время на визит в боксы и финишировал только девятым) остался неудовлетворенным, но на такое явное и умышленное нарушение технического регламента нельзя было закрывать глаза. Результат Ухова аннулировали, и все, кто финишировал следом за ним, поднялись в итоговой таблице на одну строчку вверх.
В заключение — несколько слов о том, что вызывает самый большой интерес: о «цене вопроса». Расчетная стоимость участия в Кубке Polo — около $30000, из которых $22000 — цена новой машины и около $8000 — приблизительные затраты на сезон из шести этапов. Изначально организаторы за эту сумму предлагали полное обслуживание, включая текущий ремонт и профилактику, доставку машины к месту соревнований и ограниченный набор запчастей. Однако желающих обслуживаться в Спорт-Гараже оказалось больше, чем он способен принять. Так что новым участникам Кубка, очевидно, придется искать механиков самостоятельно. Для ориентира — некоторые статьи предстоящих им расходов.
1. Взнос за участие в этапе — $200
2. Взнос за участие в тестах — $150
3. Датчик хронометража — $350
4. Доставка автомобиля автовозом в Санкт-Петербург — $130
5. Покрышка (псевдослик) Yokohama Advan — $170
6. Диск колеса Proma DTM — $60
7. Расходы на командировку одного механика в Санкт-Петербург — от $250
На первый взгляд, не дешево, но по сравнению со стоимостью сезона, скажем, в Туринге — сущий пустяк, дешевле раз в пять. Недаром желающих стартовать в Кубке VW Polo становится все больше.
Рустам АКИНИЯЗОВ
Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm