Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Команда журнала Автоспорт в Кубке Polo (часть 2).

Весь прошлый сезон команда журнала Автоспорт участвовала в Кубке Volkswagen Polo и победила в командном зачете. Впрочем, это и не вызывало сомнений, ведь мы лидировали более чем с двукратным отрывом от ближайших соперников. О трех последних гонках прошлогодней серии рассказывает Рустам Акиниязов…

Последствие интеллектуальной войны
4-й и 5-й этапы: Москва и Мячково

(Автоспорт №10’2001)

Начавшись двумя гонками в Санкт-Петербурге с более чем месячным интервалом, к осени Кубок VW Polo переместился ближе к столице и набрал скорость курьерского поезда. За три недели — три этапа! События происходили с калейдоскопической быстротой, и, увы, далеко не всегда они складывались удачно для нашей команды Шишкин Лес Автоспорт.

Впрочем, первый этап «столичной серии» на подмосковном аэродроме Мячково прошел для нас великолепно. Борис Шульмейстер одержал на новой, никому не известной трассе третью победу подряд, вновь опередив в очной борьбе Михаила Ухова. Для меня же это, наверное, была лучшая гонка в сезоне. На протяжении двух третей дистанции мне удавалось успешно сдерживать натиск Владимира Сухова в борьбе за третью позицию, и лишь на последнем круге при обгоне круговых опытнейший Сухов все-таки вырвался вперед!

Потом выяснилось, что Владимир Янченко, которого я пытался обойти, в пылу гонки просто не понял, что его обгоняют на круг, и вел борьбу так, будто на кону стояла позиция. А судьи вместо того, чтобы показывать ему синие флаги, с интересом наблюдали за событиями на трассе. Да и были ли у несовершеннолетних детей, которые в основном стояли на судейских постах, нужные флаги? Но ругаться с организаторами и писать протесты не хотелось. Грело сознание того, что провел гонку хорошо, а первое и четвертое места обеспечивали нам еще больший отрыв в командном зачете и довольно уверенное положение в личном. Как оказалось, ненадолго…

Следующий этап — Воробьевы горы. Трасса вызывала настоящий шок. Очень неровно, очень скользко, очень трудно избежать ошибок, а цена ошибки чрезвычайно высока — кругом бордюры и столбы. Убедиться в этом мне довелось в квалификации, когда на первом же быстром круге я слишком широко вышел из поворота и «сложил» о бордюр заднее колесо. В результате — старт с последнего места, и это на трассе, где очень сложно и опасно обгонять… Борис показал второе квалификационное время с мизерным отрывом от Ухова, и хотя бы это внушало некоторый оптимизм.

Стартовав с 17-го места, за два круга я сумел пройти семерых соперников и «накатиться» на шедшего девятым Сергея Барбашина. Еще два круга висел у него на хвосте, ожидая возможности для атаки. Один раз попытался пройти на позднем торможении, но не рассчитал — на выходе из поворота Барбашин снова оказался впереди. А еще через круг произошел тот инцидент…

Я лучше вышел из поворота и на длинной прямой начал медленно доставать соперника. Беда была в том, что следующий поворот — левый, а я обходил машину Барбашина с правой стороны и атаковать не мог. Потому и от него не ожидал столь резкого маневра вправо: в нем попросту не было никакого смысла — в таких случаях закрывают внутреннюю траекторию! Тормозить и одновременно пытаться кого-то подрезать — плохая затея. Машину Барбашина начинает разворачивать, я, не успевая затормозить на пыльной части трассы, куда он меня оттеснил, врезаюсь в его правый борт. Его Polo вылетает за пределы трассы и не сносит судей и зрителей только благодаря попавшемуся на пути осветительному столбу. Повреждения моей машины носят больше внешний характер, и я проезжаю еще круг, прежде чем подскочившая температура двигателя дает понять: пробит радиатор.

Итог гонки неутешителен. Борис только четвертый — из-за неверно выбранного давления в шинах в первой половине гонки его машина едва держала дорогу. Победил Ухов, вторым стал сенсационно выступивший за рулем Polo легендарный ветеран Владислав Барковский, третьим — Владимир Сухов. Следующий этап — всего через неделю, а мне нужно еще успеть восстановить автомобиль…

Неделя пролетела, машина была восстановлена, но очередной этап в Мячково стал продолжением московского кошмара. Для меня это был уик-энд технических проблем: сначала из-за погнутой рулевой тяги не проехал ни одного круга на тестах, потом в свободной тренировке лопнула опора двигателя и одновременно «кончился» ШРУС. Героическими усилиями механики успели собрать все к концу квалификации. Я выехал, чтобы «зацепить» два-три последних круга, и уже на трассе понял, что не включаются вторая и четвертая передачи — упавший мотор повредил механизм переключения.

Итог — восьмое стартовое место. После всех злоключений последней недели в гонке ехал только с одной мыслью: финишировать! Не пасть в очередной раз жертвой размашистой езды кого-нибудь из «бизнес-драйверов» и сберечь машину до финиша — после двух гонок на убойных трассах Polo начали ломаться один за другим. Примерно посередине дистанции, увидев, что иду седьмым, а впереди — Максим Травин и Михаил Степанов, не влияющие на мое турнирное положение, я расслабился и поехал «на доезд»…

Борис в этой гонке вновь финишировал четвертым: в самом начале его грубо атаковал Александр Белов, в результате чего он потерял две позиции. Но не это было главным: стало ясно, что на двух последних этапах мы проиграли «интеллектуальную войну». Соперникам вроде Михаила Ухова, имеющим за спиной потенциал мощных команд с опытными инженерами и дорогостоящим оборудованием, удалось намного дальше нас продвинуться в настройках, а в гонках одинаковых автомобилей только они могут дать преимущество.

Впереди — последний этап. Положение команды Шишкин Лес Автоспорт в командном зачете Кубка Polo незыблемо — мы можем провозглашать себя победителями. Ну а в личном, где, как оказалось, зачет идет по пяти лучшим результатам, Борису предстоит схватка с Уховым за победу. Уже сейчас ясно, что все лидеры пойдут ва-банк. Финальная гонка на Невском Кольце обещает стать потрясающим зрелищем!

Рустам АКИНИЯЗОВ

Занавес!
6-й этап: Санкт-Петербург

(Автоспорт №11’2001)

Кубок Volkswagen Polo благополучно финишировал. Наша команда Шишкин Лес Автоспорт победила в командном зачете. Впрочем, это и не вызывало сомнений, ведь мы лидировали более чем с двукратным отрывом от ближайших соперников. Главным в финальной гонке был вопрос о победителе личного зачета. Перед Борисом Шульмейстером стояла непростая задача — чтобы вернуть себе лидерство и завоевать Кубок, он должен был обойти чемпиона страны Михаила Ухова.

Кто-то скажет: чего же здесь сложного? Ведь удалось же это Борису на первых трех этапах Кубка, которые он выиграл, что называется, за явным преимуществом? Да, удалось — как он сам говорит, «на одних руках». Но соперники вовсе не собирались мириться с таким положением. И вскоре стало ясно, что Ухов, Сухов, Белов, Тюрюмин заметно продвинулись в поисках оптимальных настроек для Polo, а мы, не имея для этого ни кадров, ни оборудования, ни средств на проведение тестов, остались на том же уровне, что и в самом начале. Если Борис, используя свой опыт, еще пытался что-то менять в подвеске, то я могу «похвастать» тем, что, наверное, единственный из всех последнюю гонку сезона ехал на такой же «девственной» машине, как и первую…

Результат квалификации был соответствующим: я улучшил свое время по сравнению с первыми гонками сезона на полторы секунды, но соперники-то — на две, а то и больше! Итог — лишь десятое место на старте. В гонке удалось «найти» еще почти секунду, обойти четверых и финишировать шестым в считанных метрах позади Белова. Кстати, изучив протоколы, я обнаружил интересную закономерность: лучший круг в гонке у меня всегда намного быстрее, чем результат квалификации, а это говорит только об одном — о недостаточной «вкатанности».

Борису в квалификации удалось отчаянным усилием вырвать третье место, выполнив тем самым задачу-минимум — стартовать впереди Ухова, который был четвертым. Но в первом повороте Ухов вырвался вперед! «После этого я уже просто не мог приблизиться к Михаилу, — говорит Борис. — Что же касается его обгона в первом повороте, то я просто снимаю перед ним шляпу — он великий профессионал. Честно говоря, я даже не понял, как он это сделал!»

Впереди же шла битва: лидировал впервые завоевавший поул-позицию Александр Тюрюмин, а его буквально по пятам преследовал Владимир Сухов. Как и в нашем с Суховым споре за третье место в Мячково, опыт в итоге взял свое: Сухов вышел вперед, одержал первую в сезоне победу и стал бронзовым призером Кубка. Теперь в ноябре он вместе с Михаилом Уховым и Борисом Шульмейстером поедет в Италию, где на трассе Валлелунга пройдет международный финал Volkswagen Racing на автомобилях VW Lupo Cup. Мы, конечно же, опубликуем репортаж о том, как выступили наши «половцы» против лучших европейских пилотов.

Итак, сезон завершен. И в конце мы хотим поблагодарить всех, кто помогал нашей команде. Не потому, что так принято, а потому, что действительно хочется сказать всем этим людям огромное спасибо. Сотрудникам техцентра мотеля «Варшавский», где находилась база команды, и нашим механикам Диме Кутало и Максу Жарову, которые работали не покладая рук и творили порой настоящие чудеса. Компании Шишкин Лес и ее владельцу Сергею Угеру — человеку, столь же увлеченному автоспортом, как и мы. Команде Спорт-Гараж и персонально организаторам Кубка — Сергею Крылову и Олегу Кесельману. А также коллегам и друзьям, которые помогали нам, близким, которые поддерживали нас, и всем читателям журнала, болевшим за команду Шишкин Лес Автоспорт в этом сезоне, — спасибо!

Межсезонье — время строить планы и искать пути их осуществления. Мы еще не знаем, где, как, когда и в каком составе, но команда журнала Автоспорт обязательно будет выступать и впредь. Потому что только так можно проникнуть за кулисы гоночного мира и рассказать нашим читателям о том, чего они никогда не узнали бы из других изданий. Вспоминается знаменитый рекламный слоган компании Ford: «Мы участвуем в гонках — вы побеждаете». Так давайте побеждать вместе!

А чтобы не заканчивать на слишком пафосной ноте — вот вам пара невыдуманных историй из Кубка Polo-2001.

Черная кошка

Рано утром едем на трассу. Еще не опаздываем, но уже торопимся. И вдруг на подъезде к стадиону, в Приморском парке Победы, Борис, сидящий за рулем, резко тормозит и останавливается: в кустах на другой стороне дороги скрывается черная кошка…

— Борь, давай развернемся и объедем, — говорю я. — Здесь есть другая дорога.
— Зачем? Подождем, пока кто-нибудь проедет, и поедем дальше, — отвечает Борис, включая аварийную сигнализацию.

Мы оборачиваемся назад и видим, что следом за нами останавливается машина команды Лукойл. За рулем — Игорь Больших, справа — Евгений Малиновский. «Проезжайте», — любезно показываем мы им. «Нет уж, спасибо, мы, пожалуй, постоим», — так же любезно жестикулируют они и тоже включают «аварийку»…
Так и стояли посреди дороги, пока мимо, недоумевающе глядя на нас, не проехали ребята из команды ЛогоВАЗ-Беляево.

Вот и верь после этого в приметы: ни Борису, ни гонщикам Лукойла в этот день не повезло, а Дима Щеглов из логовазовской команды стал чемпионом в Формуле-1600…

Идеальная траектория

Московский этап на Воробьевых горах. Все гонщики собрались на стартовой прямой для демонстрации работы светофора и предстартового инструктажа. «Посмотрите наверх, — шутит неутомимый ветеран Владислав Барковский. — Перед вами светофор второй половины восемнадцатого века…» Светофор и правда не самый новый. Но вскоре инструктаж закончен и пестрая толпа пилотов — человек семьдесят — прямо по трассе направляется к главному входу МГУ: там состоится построение и торжественное открытие соревнований. Мы с Сашей Тюрюминым идем в этой группе последними. И вдруг он толкает меня в бок:

— Смотри!
— Что?
— Смотри, как все идут…

И тут я понимаю, о чем он. Народ бредет вразвалочку, перешучиваясь, но, подходя к первому послестартовому повороту как-то сам по себе разбирается в цепочку по одному-два человека, прижимается к правым отбойникам, а потом «режет» внутрь к апексу поворота! Не сговариваясь, даже не замечая этого сами, пилоты идут по идеальной гоночной траектории…

Честно говоря, в этот момент я подумал, что когда гонщики повторяют сакраментальное: «Автоспорт — это болезнь», они, в сущности, не так уж и преувеличивают.

Рустам АКИНИЯЗОВ

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.