Ралли-рейды становятся одним из самых популярных видов автоспорта в России. Все больше проводится соревнований, их география охватывает уже практически всю страну. Налицо и качественный рост — некоторые наши гонки, по признанию самих спортсменов, не хуже иных этапов чемпионата мира! А главное, для участия в них нужно не так уж много средств. Достаточно построить вот такую Ниву…
Гонки по пересеченной местности, родившись из встреч владельцев внедорожной техники, по сути так и остались любительскими соревнованиями. Да, существуют целых два чемпионата России, в них стартует немало спортивных автомобилей, подготовленных при участии специализированных фирм. Но подавляющее большинство участников этих гонок — любители, садящиеся за руль в свободное от основной работы время. И выступают они, как правило, на свои собственные средства. Естественно, финансовые возможности у всех разные, поэтому и получается, что в одной гонке стартуют и Pajero стоимостью более ста тысяч долларов, и УАЗы, которых на ту же сумму можно купить с десяток. Однако даже при неограниченном бюджете имеет смысл начинать с недорогой машины, ремонт которой не представляет сложности. Поверьте, чинить автомобиль поначалу придется много…
Самый доступный вариант для начинающих — Нива. С минимальными доработками вазовский внедорожник позволяет неплохо выступать на большинстве внедорожных соревнований. Например, Алексей Елышев с Олегом Супруненко на почти стандартной Ниве не только выиграли прошлогодний чемпионат России в своем классе, но и в нескольких гонках получали призы в абсолюте!
Машина, о которой наш рассказ, подготовлена в команде Серебряный Дождь Моторспорт, однако, по утверждению ее создателей, построить такую же будет по силам и средствам любому начинающему спортсмену.
Для начала в стандартную Ниву вваривается каркас безопасности из специальных труб. Недорогие каркасы для большинства спортивных машин производит фирма Московия Моторспорт в подмосковном Жуковском. Клетка для Нивы обойдется примерно в $600, еще около $400 придется отдать за профессиональную установку, экономить на которой не рекомендуется. Сам автомобиль, кстати, совсем не обязательно должен быть новым. Все равно кузов, двигатель, КПП и некоторые другие агрегаты придется дорабатывать, так что на покупке подержанной машины можно сэкономить тысячу-другую долларов.
Однако сам по себе каркас не дает автомобилю необходимой прочности. Кузов нуждается в усилении дополнительными пластинами металла, прежде всего в точках крепления подвесок и раздаточной коробки. Экономии ради можно все стекла кроме лобового заменить на пластик, но вести борьбу за каждый грамм, как, например, в кольцевых гонках, смысла не имеет — прочность куда важнее.
Следующий пункт в программе подготовки — подвеска. Спереди слабым местом являются оси нижних рычагов, гнущиеся под нагрузкой. Поэтому на спортивной Ниве они оригинальные, изготовлены из хромомолибденовой стали и, кроме того, укреплены дополнительной траверсой. Сзади усиливается весь мост — стандартный «чулок» в гонках неизбежно гнется. Ну и конечно, необходима установка более мощных пружин и амортизаторов. Проверенное решение — установка двух относительно недорогих спортивных амортизаторов на каждое колесо. В данном случае спереди были использованы амортизаторы Koni Sport для Mitsubishi Pajero, а сзади — такие же, но предназначенные для Нивы. И те, и другие приблизительно по $120 за штуку.
Остается установить сиденья с ремнями, штурманское оборудование и, в принипе, уже можно выезжать на старт. Но если еще остались силы и средства, можно заняться доработками двигателя и трансмиссии. Методы форсировки как карбюраторных, так и впрысковых нивских моторов хорошо известны специалистам тюнинговых фирм. Увеличение рабочего объема, доработка головки блока с установкой спортивного распредвала и увеличенных клапанов, позволяет поднять мощность до 100-120 л.с. Для участия во внедорожных гонках этого вполне достаточно, лишь для летних соревнований необходимо дополнительно поработать над улучшением охлаждения двигателя.
Однако мощность мотора для рейдовой машины не главное. На тяжелых участках значительно больший выигрыш может дать «правильная» трансмиссия, имеющая оптимальное передаточное число главных пар. Для зимних гонок обычно устанавливают более «короткие» пары, летом — по характеру трассы, иногда даже используют стандартные. Оба межколесных дифференциала (или по крайней мере один — в заднем мосту, — как в случае с Нивой команды Серебряный Дождь Моторспорт) заменяют самоблокирующимися.
В движении этот автомобиль ясно дает понять, что его стихия — только бездорожье. На асфальте машина может разогнаться километров до 120 в час (нам достался автомобиль, подготовленный для зимних рейдов с главными парами 5,0), но уже на 100 км/ч ехать становится страшновато. Из-за очень жесткой подвески и короткой базы Нива подпрыгивает на неровностях и в то же время очень неуверенно чувствует себя в поворотах. Оставляют желать лучшего и стандартные тормоза в комплекте с внедорожными шинами.
Зато на раскисшем от дождей глинистом проселке ситуация меняется на 180 градусов. Здесь Нива в своей стихии — она форсирует грязевые ванны и вязкую глину, даже не требуя блокировки межосевого дифференциала. Преодолевать препятствия можно и ходом, не особенно боясь повредить подвеску, и «внатяг», легко трогаясь даже на крутых подъемах. Правда, когда, окончательно осмелев, мы помчали по проселку «всеми деньгами», стало ясно, что из-за короткой базы и излишне подвижного заднего моста машина очень неустойчива и может внезапно сорваться в занос на любой неровности. При этом стабилизировать ее нужно мгновенно, и приходится крутить руль на большие углы. К тому же здесь стоит нестандартный рулевой редуктор французского производства (одно время ВАЗ устанавливал такие на экспортные Нивы), имеющий большее передаточное число. Зато, и это немаловажно для внедорожных гонок, усилие на руле остается приемлемым в любой ситуации.
В целом, автомобиль получился вполне приспособленным даже к труднейшим российским рейдам вроде Бахи Селигер. Конечно, специально подготовленные Toyota Land Cruiser и Mitsubishi Pajero обладают несравненно большими возможностями, и чем больше их становится в чемпионате России, тем труднее поклонникам отечественной техники. На скоростных участках, как, например, в Калмыкии, сказывается огромная разница в мощности. На тяжелом бездорожье проблемой для Нив и УАЗов становятся малый клиренс и короткие хода подвесок. Особенно трудно им приходится на тех гонках, где спортсмены несколько раз проходят трассу по кругу. Импортные внедорожники вырывают такую глубокую колею, которая зачастую оказывается просто непроходимой для Нивы.
Но не стоит отчаиваться. Ведь помимо чемпионатов России существует еще множество гонок, рейдов, трофи не такого высокого уровня, на которых дорогая техника — нечастый гость. И выступать в этих соревнованиях заметно дешевле. А мастерство пилота и штурмана в них требуется ничуть не меньше. Так что опыта набираться есть где. В конце концов, любой путь начинается с первого шага. Путь к африканскому Дакару — не исключение…
Валерий АРУТИН
(Автоспорт №6’2001)
Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm