Серпасто-молоткастое название Revolution I было придумано создателями этой машины в порыве патриотизма — в пику иностранным «эволюциям». На самом же деле кумачовая «десятка» фирмы Торгмаш Моторспорт является не чем иным, как эволюцией предыдущей модели — желтой ВАЗ-21103 ТМС (ее тест — в Автоспорте № 8, 2001). Революционная ситуация заключается в другом. Наконец-то Торгмаш начал серьезную атаку на московский тюнинговый рынок. И главной ударной силой тольяттинцев призван стать именно этот автомобиль.
Не секрет, что если стоимость новых вазовских машин в Тольятти и Москве за последние год-два почти сравнялась, то тюнинг в столице автостроения по-прежнему обходится гораздо дешевле. Да и как может быть иначе, если московские фирмы почти все «железо» закупают именно в Тольятти? Изучая торгмашевские прайс-листы москвичи только с завистью вздыхают. Но ехать за тысячу километров отваживаются не многие — неудобно, да и как потом быть с обслуживанием тюнинговой машины, ведь представительства-то у Торгмаша в Москве нет…
Теперь есть. После нескольких неудачных попыток найден подходящий партнер. Им стала московская фирма Олл Стайл, известная как официальный дистрибьютор сидений Recaro. Через нее теперь можно приобрести как отдельные детали и узлы из солидного списка, производимого Торгмашем, так и готовые автомобили TMS.
Шить «готовое платье» Торгмаш начал первым. Для крупной фирмы в этом очевидная выгода — возможность поставить производство и сборку определенной комплектации на поток. Для клиента это тоже, вроде бы, удобно. Особенно для того, кто не разбирается в тюнинге досконально, но обладает достаточным бюджетом, чтобы заплатить за все сразу. Во-первых, ему не нужно методом проб и ошибок искать подходящие решения и их исполнителей — известная и уважаемая фирма предлагает готовый продукт со сбалансированным набором качеств. Во-вторых, все сразу — дешевле, ведь машина-то пусть мелко-, но все же серийная.
Вот только один вопрос должен мучить потенциального покупателя: насколько все же сбалансирован автомобиль, за который ему предлагают выложить почти 12 тысяч долларов? Чтобы ответить на него, мы и затеяли этот тест.
Начать следует со спецификации. Внимательно изучив ее, приходим к выводу, что цены действительно хороши: практически любая позиция в Москве будет стоить дороже, а некоторые, как, например, комплект подвески за $205 или пара кресел Recaro (они в Revolution устанавливаются по себестоимости — $370 за штуку), просто фантастически дешевы. Теперь остается только ответить, насколько оправданно включение в этот список каждой из позиций. Пойдем по порядку.
Двигатель не дает повода усомниться в заявленной мощности — 125 л.с. при 5700 об/мин. При этом, несмотря на довольно высокую степень форсировки, он остался удобным в городской езде — без проблем держит холостые обороты и уже с 1500 об/мин начинает уверенно разгонять машину. Примерно после 3000 оборотов начинается очень хороший подхват и до рекомендованного максимума в 6500 мотор раскручивается быстро и ровно. В городском движении его мощности вполне хватает, чтобы оставить позади любую отечественную машину и подавляющее большинство иномарок, а на трассе — для обгонов и комфортного движения с крейсерской скоростью 170-180 км/ч. Кстати, приятно удивляет то, что в таких режимах движения ни выхлопная система, ни развитые аэродинамические устройства не издают черезмерно высокого шума.
Подбор передаточных чисел трансмиссии полностью соответствует характеристикам мотора — Торгмаш знаменит своими инженерными кадрами и просчетов в этой области не допускает. А вот короткоходный механизм выбора передач, видимо, недостаточно хорошо отрегулирован: переключения требуют слишком больших, почти ударных усилий.
Впечатления о работе подвески и управляемости Revolution I оказались смазанными из-за слишком тяжелого руля. Понятно стремление конструкторов сделать машину устойчивой на скорости, наделить рулевое управление хорошим реактивным действием. И действительно, на высоких скоростях по устойчивости и управляемости TMS даст фору большинству иномарок. Но выбранные для этого углы наклона передних стоек делают руль слишком тяжелым на малых и средних скоростях! Быть может, все оттого, что в Тольятти нет проблем с парковкой, а улицы широкие и прямые?
Что интересно — такая настройка подвески появилась не вдруг. Точно такими же тяжелыми в управлении были все торгмашевские «десятки», которые попадали в наши руки прежде. И это не случайность, а целая идеология, выработанная «в недрах» кольцевой команды МСП Торгмаш. Сформулировать ее можно так: недостаточная поворачиваемость для максимальной устойчивости. Сорвать торгмашевскую «десятку» в занос почти невозможно! Кому-то это понравится, как и высочайшая скорость, которую Revolution I позволяет развивать в поворотах до начала скольжения. Но мне ближе раллийный стиль. Убежден, что в повседневной езде по дорогам общего пользования он и быстрее, и безопаснее. Быть может, участие в раллийной программе Super-1600 заставит торгмашевцев изменить свои пристрастия?
Cледующей по порядку идет тормозная система. Проблем с ее эффективностью, как будто, нет. Но почему вдруг такая «ватная» педаль? Оказалось, что по сравнению с предыдущей, желтой машиной, в целях экономии из спецификации был исключен вакуумный усилитель с прогрессивной характеристикой. Жаль. При правильной настройке он позволяет точнее дозировать тормозное усилие и к тому же делает тормоза «по-иномарочному» чувствительными. Может, стоило пожертвовать не им, а куда более дорогими задними дисковыми механизмами? Наши тесты показывают, что и с барабанами можно добиться великолепного результата, а дисковые тормоза сзади далеко не всегда сокращают тормозной путь.
Ну, достаточно техники. На сладкое — внешность и интерьер. Если с точки зрения езды Revolution I оставляет смешанные эмоции, то здесь — сплошной позитив.
Наверняка найдутся эстеты, которые скажут, что новая версия торгмашевского обвеса слишком вычурна, перегружена мелкими деталями, и приведут в пример лаконичное «платье» для «десятки» московской фирмы Лит. И в чем-то они будут правы. Но народу-то нравится! Такого внимания к своей персоне, как за рулем этой машины, я не ощущал уже давно. Яркая внешность Revolution I повсюду притягивает взгляды. А испытания в аэродинамической трубе показывают, что обвес не только эффектен, но и эффективен: он уменьшает действующую на автомобиль подъемную силу, снижает загрязняемость стекол и даже улучшает вентиляцию салона.
В салоне, кстати, исчезли так не понравившиеся нам мягкие накладки на передней панели — интерьер Revolution I, решенный в черно-красных тонах, стал строже. И в то же время уютнее — благодаря двухцветной тканевой обивке сидений и дверных панелей. Общую гамму поддерживают обшитая черной и красной кожей рукоятка КПП, такой же руль фирмы Sparco и даже приборы, которые в темноте подсвечиваются красноватым светом.
Итак, резюмируем. Lada Revolution I представляется весьма удачным предложением по более чем разумной цене. Постройка аналогичной по комплектации машины в любой из московских фирм обойдется, по самым скромным подсчетам, на пару тысяч долларов дороже. Настройка управляемости автомобиля для эксплуатации в Москве (и любом крупном городе), на мой взгляд, неоптимальна, но ее, в концов концов, нетрудно изменить. Представленная здесь спецификация — тоже не догма. Договариваясь о поставке автомобиля (а ждать, пока его сделают и доставят из Тольятти, придется около месяца), можно внести в нее почти любые изменения. Предоплата — в размере цены новой стандартной машины. Остальная часть денег — при оформлении документов. На все тюнинговые узлы и агрегаты предоставляется полугодовая гарантия.
Чем ответят на такую революцию московские тюнинговые фирмы?
Рустам АКИНИЯЗОВ
(Автоспорт №4’2002)
Lada Revolution I
Перечень доработок
Двигатель $989
Рабочий объем 1580 куб. см
Оригинальные распредвалы
с разрезными шестернями
Выпускной коллектор 4-2-1
Система выпуска $298
Глушитель Remus
Резонатор Zara
Трансмиссия $373
Измененные передаточные числа КПП (12-й ряд)
и главной пары (4,06)
Доработанный привод переключения
Подвеска $205
Амортизаторы ТМС (обмен стандартных)
Поперечина передней подвески
с жесткими шарнирами растяжек
Растяжка стаканов передних стоек
Стабилизатор задней подвески
Задние пружины ТМС
Колеса и шины $783
Диски 15’’ Slik L184
Шины Pirelli P 5000
Тормоза $462
Передние тормозные диски Graf 14’’
Задние дисковые тормоза
Тормозные колодки Ferodo
Интерьер $1854
Передние сиденья Recaro Speed
Обивка задних сидений
Обивка дверей
Шумоизоляция Noisebuster
Руль Sparco Color 2
Рукоятка КПП
Комбинация приборов ТМС
Накладки на педали ТМС
Сигнализация Cobra
Замок руля Гарант
Экстерьер $856
Обвес Revolution
Фары Hella 500
Наружная антенна АТМ
Тонировка стекол
Общая стоимость доработок $5820
Стоимость базового ВАЗ-21103 $6000
ИТОГО $11820
Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm