Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Mini Cooper: за ширмой ностальгии.

Сколько вы знаете способов заставить улыбнуться незнакомую девушку? Ну, пара фирменных приемов, уверен, найдется у каждого. Я вот недавно овладел еще одним. Но, увы, всего на два дня. Ровно столько продолжался тест нового Mini. Впрочем, и старый Mini, как выяснилось, все еще исправно вызывает у окружающих улыбку.

Мы много ездили по Москве, фотографировали новый и старый Mini, отвечали на вопросы прохожих и даже давали самым любопытным заглянуть внутрь. И всюду улыбки, улыбки, улыбки… Особенно много женских.

Наверное, я вел себя не самым дружелюбным образом. На взгляды отвечал серьезной миной — кто-то даже скажет, что смотрел «букой». И не потому, что слабый пол мне несимпатичен. Милые, нежные, замечательные! Ну не для вас этот автомобиль. Вот улыбнусь я ей в ответ, а она возьмет, да и купит такой же Mini. Купит, а потом наверняка будет жалеть. Потому что не женская это машина, несмотря на ее небольшой размер и симпатичную внешность.

В самом деле, что нужно прекрасной половине от автомобиля? Чтобы был не очень большим и, как следствие, маневренным. Чтобы внутри царил уют. Желательна высокая посадка, чтобы, с одной стороны, дорогу видеть получше, а с другой — без проблем усесться в узкой юбке и туфлях на каблуках. Езда на женской машине должна быть комфортной, не досаждать тряской и шумом.

А что же Mini? В нем буквально все наоборот. Кресло установлено так низко, что и в брюках садиться в него надо аккуратно — как бы чего не затрещало.

Потом надо закрыть дверь, хоть и с удобной ручкой, но большую и тяжелую. Обзорность как в спорткупе, особенно назад, через маленькие зеркала. Трясет не по-детски. А напольная педаль газа объявляет высоким каблукам приговор, который обжалованию не подлежит. И эта передняя панель, выполненная в стиле техно… Кто-нибудь решится назвать стиль техно уютным?

На что все это похоже? Правильно, на спортивный автомобиль — предмет вожделения мужской половины человечества. И все сразу же становится на свои места! И низкая посадка, и туговатые органы управления, и даже вынесенный в центр спидометр, критикуемый многими за неинформативность. Да он просто убран от водителя как ненужный в спортивном автомобиле элемент.

В самом деле, кто же при активной езде смотрит на спидометр? Пусть лучше пассажир — а точнее, пассажирка — развлечется, побудет ко-драйвером. «Дорогая, какая там у нас скорость? Как, всего 120? Я обычно это поворот на 140 прохожу…»

Тут самое время вспомнить, что новый Mini создан конструкторами фирмы BMW. Которая, как известно, не строит машин «в спортивном стиле». Нет, девиз баварской фирмы звучит скорее наоборот: «Быть, нежели казаться!». И Mini доказывает, что по крайней мере в одном он достоин славы своего знаменитого предка — за внешностью «стильной штучки» скрывается настоящий спортивный характер. Итак, ключ на старт!

Разгон! Все внимание — тахометру, расположенному прямо перед глазами водителя. Где-то до 4000 об/мин мотор набирает обороты ровно и напористо. А дальше — знаменитый бээмвэшный подхват! Да, он немного приглушен, задемпфирован современной электроникой, но никем окончательно не отменен!

Пока вы читали это предложение, Mini уже подобрался к отметке 100 км/ч и просит третью. Пожалуйста! Переключать передачи на этом автомобильчике — одно удовольствие. Короткое движение рычагом из одного четко зафиксированного положения в другое, бросок сцепления, педаль газа лишь на мгновенье приподнялась от пола — и снова можно наслаждаться великолепным разгоном.

Не только механизм переключения передач, но и все остальные органы управления будто кричат: «Сделано BMW!» На свете нет другой фирмы, которая столько внимания уделяла бы тактильным ощущениям водителя. Усилие на руле, педалях, даже звук, с которым срабатывают переключатели… Восхитительное чувство слияния с автомобилем!

Безо всяких скидок на «игрушечный» образ автомобиля построена и подвеска. Реакции Mini на поворот руля точны, как кремлевские куранты. В предельном повороте — нейтральная поворачиваемость при абсолютной послушности водителю. Да, на неровностях трясет. Комфорт при настройке подвески явно не считали первоочередным. Скорее балансировали между максимальной остротой реакций и той степенью жесткости, при которой машину уже начинает переставлять на неровностях.

Кстати, в отличие, например, от Lancer Evolution или Subaru Impreza, в которых за спортивный характер приходится расплачиваться сильной тряской на малых скоростях, Mini не становится комфортней, даже когда стрелка переваливает за сотню. По-видимому, это связано с короткой базой и сравнительно малым весом машины.

Так-то, товарищи женщины… Вам все еще хочется купить этакую симпатяжку?

А что же старичок? Пока мы носились по городу, он уверенно держался «в кильватере», не отставая, а кое-где, благодаря своим размерам, и опережая младшего брата. Только поставив две машины рядом, понимаешь, насколько же Mini, созданный сэром Алеком Иссигонисом, действительно миниатюрен! Автомобильчик, обутый в 10-дюймовые шины, еле умещающиеся в колесные арки, почти на полметра короче Оки! А новый Mini рядом с ним выглядит пародийно большим — будто надулся от гордости.

При этом, как ни странно, внутри предок не кажется теснее потомка. Переднему пассажиру вполне хватает места для ног, да и задним еще остается! А по размеру багажника старый Mini и вовсе выигрывает! Правда, плата за такую компоновку — маленькие колесики и очень короткоходные подвески, которые из-за этого сделаны максимально жесткими. На неровностях старый Mini скачет еще сильнее, чем новый.

Сидя в старом Mini, понимаешь, что по части комфорта автомобильная промышленность за последние 30 лет продвинулась куда дальше, чем во всех остальных направлениях. Простенькие сиденья без боковой поддержки, сильно наклоненный большой руль, прямая, как книжная полка, передняя панель без какого-либо намека на центральную консоль.

На первых моделях спидометр располагался в центре, так же, как у нового Mini, но на этом автомобиле более поздних лет выпуска его сменил простенький щиток приборов, установленный перед водителем. Остальная часть передней панели — один большой «бардачок», причем без крышки. На ходу понимаешь, что сколь-нибудь серьезной шумоизоляции «коробочка» тоже не удостоилась.

Тем не менее старичок обладает шармом, недаром он стал культовым автомобилем XX века. На нем ездили и такие знаменитости, как Beatles, Жан-Поль Бельмондо, Энцо Феррари, и современные звезды — например, Микки Рурк. Нетрудно догадаться, что именно этот культовый статус и привлек к британской марке внимание стратегов BMW.

И все же новый Mini лишь умело эксплуатирует ностальгию по старому. За внешней схожестью нет ничего, кроме трезвого рыночного расчета. Не верите? Тогда внимательно посмотрите на фотографии автомобилей и их интерьеров и назовите хотя бы несколько сходных черт. Да, похожи силуэты, но под ними нет ничего общего! Дешевая маленькая машинка превратилась в стильный спортивный автомобиль престижной марки…

Но почему тогда просто не наладить в Германии выпуск «маленького BMW»? Тем более что у баварцев перед глазами печальный опыт коллег из концерна Volkswagen, не сумевших тронуть души европейских покупателей ностальгическим новым Жуком.

На самом деле выпуском Mini немцы прикрывают свои тылы. Ведь у них перед глазами и другой пример: Mercedes A-класса, высокие цифры продаж которого имеют оборотную сторону — девальвацию самой марки Mercedes…

Ведь выпустив маленький BMW, его пришлось бы наделить фирменными чертами. Попробуйте представить малютку класса Mini с четырьмя фарами и ноздрями на капоте. А как добиться стремительного силуэта, присущего «трешкам» и «пятеркам»? И наконец, что делать с фирменным задним приводом?

Но если сделать не BMW, а возрожденный Mini, то все эти проблемы решаются. Почему у машины плоская крыша и почти вертикальные стекла? Потому что так было на старом Mini! Автомобиль смахивает на большой чемодан? Так и Mini называли сумкой на колесах. Рекламщики даже подготовили соответствующий термин — реинкарнация оригинала. А в папку с материалами для прессы предусмотрительно вложили компакт-диск «Музыка в стиле Mini». Ни одной ностальгической мелодии там нет — только техно…

Валерий АРУТИН
(Автоспорт №5’2002)

Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.