«Кому-то из клиентов необходим универсальный автомобиль, чтобы и по городу уверенно ездить, и на рыбалку сгонять. — Руководитель тюнингового подразделения московского автокомбината № 40 показывает на ряд машин, стоящих на площадке. — А многие хотят просто спортивный автомобиль для выступлений на «трофи», где и не всякий трактор проедет. Впрочем, общие черты у наших клиентов есть. Все они люди не бедные, имеют по две-три машины. Но езда на «козле» для них — своеобразный отдых от костюмов с галстуками и мягких иномарок. Это стиль жизни…»
УАЗ как никакой другой отечественный автомобиль нуждается в тюнинге. Конструкция ульяновских машин давно устарела, и даже новая модель УАЗ-3160 не решила большинства проблем. А проблемы эти хорошо известны: полное отсутствие комфорта, посредственная устойчивость и управляемость. И тормоза…
Мало того, что их эффективность угрожающе низка, так еще при более-менее интенсивном торможении машина так и норовит встать боком. Все это никак не может радовать тех, кто много передвигается по хорошим дорогам. Те же владельцы, кто предпочитает УАЗ другим джипам за его, без сомнения, потрясающую проходимость, сталкиваются с недостаточной прочностью и надежностью многих узлов.
Но свято место пусто не бывает. И вот мы стоим перед двумя автомобилями, подготовленными на московском автокомбинате № 40, где создано специальное подразделение по доработке УАЗов. Что ж, давайте знакомиться.
Синий УАЗ-3160 хозяин использует как разъездной автомобиль, поэтому он доработан по программе так называемого «городского» тюнинга. Она включает в себя в первую очередь переделку подвески и тормозов как самых слабых сторон автомобиля.
Для уменьшения кренов и раскачки все амортизаторы заменили на газовые марки Плаза, при этом спереди вдобавок к основным установлена еще пара таких же дополнительных. Для лучшей устойчивости расширили колею, а главное — намного увеличили угол кастера с целью увеличения динамического стабилизирующего момента и реактивного усилия на руле. Для большей надежности переднего моста отхромированы передние поворотные кулаки. Радикально переделаны тормоза. Поскольку со штатными барабанными механизмами решить проблемы малой эффективности и неравномерного срабатывания не удается, к передним дисковым тормозам добавили такие же задние, а для настройки всей системы применили распределитель тормозных усилий.
Второй «уазик» подготовлен совсем для других целей. Его хозяин постоянно участвует во внедорожных «трофи», поэтому для него важнее всего проходимость и надежность автомобиля. Здесь объем переделок еще больше. Помимо оригинального 2-дверного кузова, который был сделан еще в прошлой, «гражданской» жизни машины, под капот был имплантирован двигатель ЗМЗ-406, а к нему пристыкована пятиступенчатая коробка передач. Для питания лебедки, обязательного атрибута внедорожных соревнований, штатный генератор заменили на значительно более мощный.
Чтобы двигатель не перегревался, когда машина буксует в грязи, установили радиатор большего размера с парой электровентиляторов. В подвеске этого автомобиля стоят уже 8 газовых амортизаторов, по два на каждое колесо, и самоблокирующийся дифференциал производства фирмы SVR в заднем мосту. Тормоза на «трофийном» «уазике» тоже дисковые «по кругу», но здесь они не ради эффективности (ее на бездорожье и так хватает), а для большей надежности, так как барабанные механизмы намного сильнее страдают от грязи и зачастую просто отказываются работать.
Ладно, хватит технических подробностей, пора в путь. Для начала попробуем машины на асфальте, причем возьмем, что называется, крайний вариант — МКАД. Начнем, естественно, с машины «городской» подготовки.
Да, УАЗ — это действительно стиль жизни. Человеку, привыкшему ездить только на легковых автомобилях, в первый момент наверняка станет страшно. Кажется, что машина живет отдельной от водителя жизнью. Гидроусилитель практически свел к нулю реактивное усилие на руле, его чувствительность очень низкая, зато запаздывания довольно заметные. Сюда явно просится руль меньшего диаметра, но производители спортивных рулей почему-то обходят УАЗ своим вниманием…
Однако нельзя не признать, что тюнинговый «козлик» ведет себя на дороге заметно лучше своих конвейерных собратьев. На малых скоростях разница невелика, машина так же, как стандартная, немного рыскает на прямой, но реакции УАЗа на отклонения руля довольно однозначные и не пугают водителя. С ростом скорости ситуация улучшается: автомобиль неплохо держит прямую, и на руле появляется заметное реактивное усилие — сказывается увеличение угла кастера. Все это позволяет спокойно держать на МКАД скорость 120-130 км/ч, в то время как многие владельцы стандартных «уазиков» просто боятся ездить быстрее 80 км/ч…
Синий УАЗ-3160 избавлен от главного кошмара всех владельцев ульяновских машин — плохого торможения. Эффективность дисковых тормозов заметно выше стандартных, а главное, управлять ими намного приятнее. Дозировать усилие на педали легко, без труда чувствуется грань блокировки шин и на асфальте, и на льду. Правда, небольшая неравномерность тормозных усилий все же осталась — при резком торможении автомобиль заметно уводит в сторону.
Подводя итог, скажем, что тюнинг, конечно, не превратил УАЗ в Pajero, но польза от него, несомненно, есть. А еще лучше было бы, если бы подобные машины сходили прямо с конвейера.
А что же старичок УАЗ-31519? Знаете, надо проехать на нем по шоссе всего несколько километров, чтобы в полной мере ощутить все преимущества тюнинга предыдущего автомобиля. Уже на скорости 60 км/ч водителю становится по-настоящему страшно. Он еле-еле удерживает машину в 3,5-метровой ширине стандартной полосы. На руле — никакого намека на реактивное усилие, при этом в малых углах чувствительность руля нулевая, а с увеличением угла поворота УАЗ резко шарахается в сторону!
Если УАЗ-3160 по плавности хода, усилиям на органах управления и шуму в салоне еще можно хоть как-то сравнивать с легковым автомобилем, то здесь даже на малой скорости все гремит, трещит и воет. А усилия на рычагах трансмиссии такие, что все переключения приходится выполнять ударами разной силы. В результате правая рука начинает болеть уже через час-другой езды…
Зато на бездорожье этот автомобиль творит чудеса. Нет, конечно, и УАЗ-3160 обладает прекрасной проходимостью. Но дорожные шины, меньший дорожный просвет и боязнь помять красивые бока и пороги охлаждают наш пыл. А на «козлике» таких проблем нет. Шины стоят что надо, мосты заменены на более высокие и надежные «военные», с дополнительными колесными редукторами.
Кузов приподнят с помощью проставок, а все лишние выступающие детали — пороги, труба глушителя и другие мелочи — попросту удалены. Да и свесы кузова… Их фактически нет, поэтому автомобиль может штурмовать отвесные косогоры. В крайнем случае, пострадает верхний слой грунта, содранный металлом «неубиваемых» бамперов. Ну а там, где УАЗ не может пройти своим ходом, выручает верный друг — лебедка, способная вытянуть машину, кажется, и по отвесной стене. Не причинят вреда этому автомобилю и водные процедуры, ведь воздухозаборник и блок управления двигателем предусмотрительно перенесены на крышу.
Даже на рыхлом грунте мощности «406-го» двигателя, «помноженной» на передаточные числа трансмиссии, хватает, чтобы сорвать в пробуксовку все четыре колеса! Но лучше этого не делать — «зубастые» шины, словно четыре фрезы, моментально выкопают под автомобилем яму и посадят его на мосты.
Проще штурмовать пески небольшим ходом. Даже полуметровые колеи, наезженные карьерными самосвалами, УАЗ преодолевает играючи — хоть поперек, хоть по диагонали (практически для любого иностранного джипа это непосильная задача). При самых жестких ударах нет и намека на пробои подвески. А кошмарный на асфальте гидроусилитель руля здесь оказался очень кстати. Отсутствие реактивного усилия играет положительную роль при проезде глубоких канав — руль не вырывает из рук.
Мы колесили по карьеру добрых несколько часов, постепенно все больше входя во вкус. Действительно, преодолевать на подготовленном автомобиле какие-нибудь непролазные топи — в этом есть свой азарт и романтика. Согласитесь, добраться из Питера до Москвы за семь дней постоянной борьбы с бездорожьем гораздо интереснее, чем сделать то же самое за одну ночь на полке купейного вагона…
Олег РАСТЕГАЕВ
Валерий АРУТИН
(Автоспорт №4’2002)
Перечень доработок.
УАЗ-3160
Радиатор большего размера
с электровентиляторами: $160
Хромированные поворотные кулаки:
с измененным кастером: $390
Расширение колеи (60 мм): $130
Газовые амортизаторы Плаза (6 шт.): $200
Демпфер рулевого управления: $80
Задние дисковые тормоза: $390
Колесные диски 15»: $80/шт.
Шины Cooper 235/75 R15: $150/шт.
«Кенгурятник» и пороги: $320
ИТОГО: $2590
УАЗ-31519
Двигатель ЗМЗ-406: $2500
Радиатор большего размера
с электровентиляторами: $160
Прямоточный выпуск SVR: $150
Воздухозаборник: $130
Генератор Bosch: $350
Пятиступенчатая КПП: $1000
Дифференциал повышенного трения SVR: -*
Подъем кузова над рамой (70 мм): $190
Газовые амортизаторы Плаза (8 шт.): $340
Дисковые тормоза всех колес: $840
Колесные диски 16»: $80/шт.
Шины BF Goodrich 285/75 R16: $150/шт.
Лебедка: $670
ИТОГО: $7250
* Опытный образец.
Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm