Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Все как у взрослых.

Какой мальчишка, увидев хоть раз автомобильные гонки, не мечтает стать гонщиком? Но только единицам выпадает такой шанс. Слишком уж дорогой и мало распространенный вид спорта. Однако есть соревнования, для участия в которых не требуется лицензии, нет ограничений по возрасту, да и денег надо относительно немного. Наш сегодняшний рассказ — об автомоделизме.

Кто-то, возможно, скажет: «Да какой это спорт? Игрушки…» И будет в корне не прав. Достаточно заглянуть внутрь такой «игрушки», чтобы понять, насколько серьезны ее создатели и почему иная модель стоит несколько сотен долларов. Действительно, под легким пластиковым кузовом скрывается жесткое основание из кевлара, на которое установлены аккумуляторы, двигатель и управляющая электроника.

К основанию крепятся также элементы передней и задней подвесок. Они полностью независимые, на поперечных рычагах, выполненных из углепластика, с пружинами и амортизаторами. При этом обычно все колеса ведущие, хотя существуют и моноприводные классы. Крутящий момент от двигателя передается зубчатыми ремнями на дифференциалы, которые имеют регулируемый процент блокировки! А на самых «навороченных» моделях ремни уже заменяются карданными валами.

Впрочем, даже самая сложная модель является игрушкой, если гонять ее по двору в выходные. Как показывает опыт, любому это надоест за месяц. Ну а лучшее средство от скуки — гонки. И тут-то начинается самое интересное. Дело в том, что модели подобного класса по своей сути — конструктор, допускающий массу доработок и настроек. Так что владельцу модели, выступающему в серьезных соревнованиях, можно представить себя не только пилотом гоночного болида, но и одновременно инженером и владельцем команды.

Под условия каждой трассы нужно подбирать модель и характеристики двигателя, главную пару, пружины и амортизаторы, шины. Кроме того, регулировке поддаются практически все геометрические параметры подвесок! Кстати, из разговоров со спортсменами выяснилось, что принципы регулировок те же, что и для настоящих болидов. А теперь представьте, что малейшие нюансы поведения машины, несущейся с совсем не маленькой скоростью, надо почувствовать не сидя внутри, а управляя ей с небольшого пульта, да еще и с расстояния в несколько десятков метров! Такие вот «детские забавы»…

В роли владельца команды у моделиста тоже дел хватает. Чтобы эффективно настраивать автомобиль, нужны разнообразные приборы: мини-стенд для регулировки схода-развала, моторный стенд, позволяющий снимать характеристики двигателя, прибор, заряжающий и тестирующий аккумуляторы, и многое другое. Прибавьте сюда необходимость покупки запчастей — и получается увлекательная задача планирования бюджета «команды». Кроме того, надо уметь решать и тактические задачи. Например, можно поставить более мощный двигатель, но тогда есть вероятность, что на всю дистанцию элементарно не хватит аккумуляторов.

Людей, соревнующихся друг с другом на маленьких трассах, в мире огромное количество. Достаточно сказать, что на чемпионате Европы (да-да, есть и такой) только в одном классе заявляются более ста участников! Несмотря на малый размер автомобильчиков, здесь все по-взрослому. Как и в «большом» автоспорте, проводятся Гран При, Кубки марок, соревнования моноклассов. Существует и управляющий орган — федерация, определяющая технический регламент, календарь соревнований и количество участников от каждой страны.

Есть в высших эшелонах гонок и «фирменные пилоты» — спортсмены, пользующиеся поддержкой производителей моделей. Обычно именно среди них разыгрывается Финал А в наиболее популярных классах. Кстати, борьба в крупных соревнованиях очень напряженная. Например, результаты всех попавших в тот же Финал А по итогам пятиминутной квалификации отличаются меньше, чем на секунду!

В России все пока, конечно, скромнее, хотя в былые времена радиоуправляемые машины были элитой моделизма. Новая страница в истории этого спорта открылась с появлением в стране магазинов, торгующих моделями известных зарубежных фирм. Наиболее популярными и в мире, и у нас являются машины масштаба 1:10.

Первый чемпионат России в классе 1:10 Touring car прошел в 1999 году, а уже в следующем году Россия снова вошла в состав Европейской федерации, и, выступая на одном из кубковых соревнований прошлого года, наши спортсмены совсем не выглядели мальчиками для битья, сумев даже выиграть в одном из классов. Конечно, проблем хватает, причем они сродни проблемам всего автомобильного спорта. Это, прежде всего, отсутствие трасс и спонсоров, необходимых для тех же поездок на зарубежные соревнования. Однако, несмотря ни на что, пять-шесть серьезных гонок в сезон набирается, да и участников становится все больше. Понять их можно — занятие это увлекательнейшее. Вливайтесь!

Валерий АРУТИН
(Автоспорт №5’2002)

Классы и виды
Весь автомодельный спорт подразделяется на классы по видам автомобилей, причем даже краткий рассказ о всех классах занял бы очень много места. Прежде всего, различают машины разного масштаба и назначения (кольцо, ралли, багги). На сегодняшний момент в Европе наиболее динамично развиваются гонки автомобилей масштаба 1:10 и 1:5. Масштаб 1:12, очень популярный в прошлом, сейчас сдает свои позиции как в мире, так и у нас в стране. Связано это, по-видимому, с упрощенной конструкцией шасси, не имеющей всего разнообразия регулировок. Автомобили масштаба 1:10 бывают как с поршневыми, так и с электрическими двигателями (масштаб 1:5 — только с бензиновыми) и разделяются на разные классы в зависимости от типа привода (моно или полный), колесной базы и объема разрешенных переделок. Наряду с относительно свободными зачетами существуют и так называемые stock-классы, к которым допускаются только шасси определенной марки с одинаковыми двигателями и шинами. Именно в таком классе, где все находятся в более-менее равных условиях, спортсмены с небольшим бюджетом имеют больше шансов на победу за счет грамотного пилотирования. Правда, здесь как нигде важно грамотное судейство, способное обнаружить запрещенные переделки шасси.

В России, как и в Европе, кольцевые гонки на «электричках» проводятся в двух вариантах — летнем и зимнем. В первом случае трасса строится на асфальтовой площадке под открытым небом (соответственно, возможны как сухие, так и дождевые гонки), а во-втором соревнования проводятся в зале на специальном ковровом покрытии. Длина трассы может колебаться от 100 до 350 метров. Естественно, настройки в каждом случае свои.

В официальных соревнованиях заезды проводятся по следующей схеме. Каждый продолжается определенное время (обычно это 5 минут), позволяющее участникам рассчитывать силы аккумуляторов. По результатам заезда подсчитывается количество кругов, пройденных каждым спортсменом. При равенстве кругов определяется, кто раньше пересек финишную черту. Для этого на линии (а точнее, под ней) устанавливается считывающее устройство, а на каждый автомобиль — чип, излучающий сигнал определенной частоты. Таких частот десять — соответственно, все участники по результатам квалификаций разбиваются на финалы (А, В, С и т.д.) по десять машин. На европейских соревнованиях, собирающих большое количество участников, попадание в лучший Финал А считается достижением, и все его участники получают призы.

У спортсменов, предпочитающих модели с двигателями внутреннего сгорания, схема проведения заездов несколько иная. Здесь заезды значительно длиннее (до получаса), зато в ходе гонки делаются дозаправки машин!

Знаете ли вы, что…
Шасси для моделей производит десяток крупных фирм, преимущественно японских. Наиболее известные из них — Associated, Kyosho, HPI, Tamiya, Yokomo. В России наиболее популярны модели фирм HPI и Tamiya. Машины первой несколько дороже, но, по мнению опытных спортсменов, дают больше возможностей при меньших затратах на hop-ups (так называются тюнинговые запчасти).

Для моделей, как и для настоящих болидов, существуют ограничения минимальной массы. Например, для машин в масштабе 1:10 с электродвигателем этот лимит составляет полтора килограмма. Однако хорошая модель весит меньше, что позволяет регулировать резвесовку балластом.

Средняя скорость модели масштаба 1:10 с электродвигателем на извилистой трассе составляет около 50 км/ч. При этом главным ограничителем является емкость аккумулятора, способного продержаться пять минут. Известен случай, когда американцы развили на овальном треке скорость 111 миль в час! У бензиновых моделей средняя скорость на тех же трассах больше раза в полтора. Это связано с большей мощностью и более широкими шинами из микропористой резины.

Кузова моделей делаются из тонкого прозрачного пластика, а затем раскрашиваются спортсменами вручную. На большинстве соревнований проводятся конкурсы на лучшую раскраску болида. Своей формой кузова практически повторяют обводы большинства существующих легковых автомобилей. Кроме того, предъявляются определенные требования к размерам и размещению антикрыла. А фирма Protoform даже начала продувать свои корпуса в аэродинамической трубе!

Электромоторы моделей различаются количеством и расположением витков на якоре. Чем меньше витков в одном слое, тем выше максимальные обороты и, обычно, мощность двигателя. Однако такой двигатель расходует больше энергии, которой может не хватить до конца заезда, да и крутящий момент «на низах» у него хуже. Для извилистых трасс лучше подходит двигатель с большим количеством витков в слое. Количество слоев влияет на разгонные характеристики двигателя: чем меньше слоев, тем двигатель лучше раскручивается, но при этом имеет меньший крутящий момент. Максимальное количество оборотов двигателя может колебаться от 12000 до 60000-70000 об/мин! В любом случае, каждый двигатель настраивается на оптимальные характеристики путем поворота щеток коллектора на определенный угол. При этом любой двигатель, как и мотор настоящего болида, нуждается в периодическом ремонте. Опытные спортсмены практически после каждой гонки меняют щетки и шлифуют коллекторы. Обычно мотор устанавливают на специальный подрамник из алюминия. Это делается не ради прочности, а больше для охлаждения двигателя, ведь в пиковых режимах через него проходит ток до 120 А!

У автомоделистов более обширный выбор шин, чем, например, у команд Формулы-1. Помимо производителя, спортсмен может выбирать покрышки разного профиля, с разнообразнейшим рисунком (возможно и использование слика), а также жесткость резины и внутренней вставки (это аналогично подбору давления в обычной шине). Кроме того, разрешается использование специальных смазывающих составов, размягчающих поверхность покрышки. Впрочем, существуют соревнования, на которых все участники стартуют на одинаковых шинах. Комплекта обычно вполне хватает на соревнование, но топ-спортсмены меняют покрышки после каждого заезда, чтобы поведение машины оставалось неизменным.

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.