Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Лучшие гонки года: Инди 500.

Вторая молодость «старой кирпичницы»

Бразилец Хелио Кастроневиш стал первым за последние тридцать лет гонщиком, которому удалось дважды подряд выиграть Инди 500. Знаменитая «Старая кирпичница» в этом году вернула свое былое величие и вновь стала ареной противостояния лучших пилотов Америки.

После прошлогоднего успеха в Инди команд серии CART (они тогда заняли шесть первых мест), на этот раз практически все ведущие «конюшни» и пилоты Всемирной Серии решили стартовать в Индианаполисе. Из владельцев топ-команд лишь прагматичные Пол Ньюман и Карл Хаас заявили, что не хотят распылять силы и средства и ограничатся только стартами регулярного сезона CART.

Доля здравого смысла в их решении, конечно, была. За год уровень команд IRL (а Инди 500 является одним из этапов этой серии) значительно вырос, и выиграть запросто, как в прошлом году, уже не удалось бы. Командам CART теперь мало было просто купить технику IRL — нужно было досконально изучить ее. К примеру, команда Team Green провела в Индианаполисе с десяток дней частных тестов, а Джимми Вассер с Team Rahal даже повторили прошлогодний ход Penske, приняв участие в одном из этапов IRL — в Фонтане.

Но не только звезды Всемирной Серии украшали заявочный лист Инди 500. Не вытерпел и отложил еще на год свой уход из спорта двукратный победитель «пятисотки» голландец Ари Лииндик. Еще раз попытать счастья на «кирпичнице» собрался один из лидеров NASCAR Робби Гордон. Попробовать себя в американских трековых гонках решил даже экс-пилот Формулы-1 Джонни Херберт. И, конечно, зрителям не терпелось узнать, как на фоне таких профессионалов будут выглядеть звезды IRL: пилоты Penske Хелио Кастроневиш и Жиль де Ферран, чемпионы IRL Сэм Хорниш и Скотт Шарп и, разумеется, новичок Лиги — сын знаменитого пилота Формулы-1 Джоди Шектера, Томас Шектер.

В общем, уже за неделю до старта первой официальной тренировки только и было разговоров, что о грандиозной и на этот раз уж точно равной схватке между топ-пилотами Америки. Большие Гонки вернулись в Соединенные Штаты. «Старая кирпичница» помолодела…

Тренировки и квалификации перед Инди 500 растягиваются на целых три недели. Причем квалификация имеет, наверное, самый запутанный формат во всем мировом автоспорте. Первый день определяет только обладателя поул-позиции. Второй — места со второго по тридцать второе. И лишь Bump Day — финальный квалификационный день — окончательно распределяет позиции на стартовой решетке. Причем, если гонщик недоволен показанным временем и хочет улучшить его в следующей квалификации, то его первоначальный результат аннулируется.

Но это — в теории. На практике же не прекращавшийся несколько дней ливень сократил квалификацию до двух дней. Отмена второй сессии вынудила отказаться от старта Джонни Херберта. У англичанина контракт с командой Audi в Американской Серии Ле-Ман, и день финальной квалификации как раз приходился на гонку ALMS в Сономе. Пропустить ее Херберт не мог…

Поул-позицию взял победитель последнего этапа CART в Мотеги — Бруно Жункуэйра. Компанию бразильцу на первой линии стартового поля составили оправившийся после травмы в Фонтане Робби Буль и заменявший травмированного на тренировках Пи Джея Джонса (который до того сам заменял залечивающего спину Жака Лазьера) ветеран Рауль Боэзель.

Все ведущие гонщики квалификацию прошли. За бортом остались лишь Билли Ро, Мемо Гидли, Энтони Лаззаро и пара других пилотов из маленьких небогатых «конюшен»…

Инди 500 образца 2002 года запомнится своей жестокостью по отношению к лидерам. Практически каждый, кто хотя бы круг возглавлял пелотон, рано или поздно сталкивался с проблемами. Первой жертвой стал Жункуэйра. Сохранив после старта лидерство (Буль пробовал было отобрать у бразильца первое место, но в середине первого круга поотстал), он упустил его во время первой серии пит-стопов, когда у его Даллары заглох мотор. Бруно вернулся в гонку, но, не продержавшись и половины дистанции, сошел из-за отказа коробки передач на 90-м круге.

Залив трассу маслом, Жункуэйра невольно стал виновником схода лидировавшего на тот момент Тони Канаана — Тони «Большой нос» пытался объехать замедлившийся красный автомобиль, но поскользнулся и врезался в стену.

Через несколько кругов умер мотор у Скотта Шарпа — несчастный американец успел пробыть в лидерах всего один круг.

А на трассе тем временем сложилась интересная ситуация — ни один из пилотов CART даже приблизиться не мог к лидирующим позициям! Некоторые — например, Макс Папис и Дарио Франкитти — вообще отбывали номер в хвосте пелотона. Джимми Вассер сошел: экс-чемпиона CART, как и Жункуэйру, подвела коробка передач. А остальные держались в середине первой десятки. В какой-то момент Пол Трейси и Майкл Андретти пробрались в квартет лучших, однако лидировавшему Томасу Шектеру проигрывали более десяти секунд.

Это, вероятно, была лучшая гонка в карьере молодого южноафриканца. Стартовав с десятой позиции, Шектер уже на 33-м круге возглавил пелотон, а к 160-му обеспечил себе наибольшее число кругов лидирования. Увы, выиграть Инди Томасу было не суждено. За 38 кругов до клетчатого флага синюю Даллару сорвало с траектории в четвертом повороте и сильно ударило об отбойник. Три разбитые машины в пяти первых гонках — должно быть, совсем не то, чего ожидал от Шектера его работодатель и партнер по команде Эдди Чивер.

«Не требуйте от меня объяснений того, что произошло. Я и сам не знаю, — лучший круг в гонке определенно был для Томаса слабым утешением. — Машина просто вдруг не захотела поворачивать, и я был совершенно не готов к этому. Говорят, что-то сломалось в передней подвеске…»

Своим сходом Шектер окончательно похоронил надежды на первую победу мотора Infinity на «Старой кирпичнице». Лучший представитель «японцев» — Чивер — шел в конце первой пятерки и явно не в состоянии был бороться с лидерами.

А возглавил гонку Кастроневиш — он был единственным в авангарде, кто после схода Шектера не заехал на дозаправку. Стратегия была, безусловно, выигрышной, однако неточный расчет команды едва не стоил бразильцу победы.

За несколько кругов до финиша прошлогодний победитель Инди начал понемногу сбрасывать скорость — в баках оставалось слишком мало топлива! За два круга до финиша Кастроневиш замедляется еще заметнее, и в тот же самый момент при выходе из второго поворота сталкиваются Бадди Лазьер с Лораном Редоном, после чего судьи вывешивают желтые флаги. Буквально в то же мгновение Пол Трейси обходит Кастроневиша. Так что же, Хелио — пятая жертва лидерства? Ничуть не бывало! По горькой иронии судьбы, последним лидером-невезунчиком стал именно Трейси, которого судьи после обгона отодвинули на вторую позицию. Оказывается, канадец обошел соперника уже после желтого флага.

«За 20 кругов до финиша у нас осталось 20 галлонов, — рассказывал о своих приключениях счастливый победитель. — Но ближе к финишу топливо стало кончаться, и мне пришлось резко замедлиться. По счастью, был вывешен желтый флаг, и это спасло мне гонку. Через мгновение я увидел, что меня кто-то обходит, и по радио мне сообщили, что это Трейси. Я был в шоке — вся наша работа так бездарно пошла псу под хвост! И вдруг мне начали кричать, что Трейси обошел меня под желтым флагом, и я — победитель!»

«Какой-то бред! — восклицал Трейси. — Когда я обходил Кастроневиша, я не видел никаких желтых флагов. Команда ничего мне о них не сообщала. Их вообще не было! Уверен, все на самом деле решила политика». Разгневанный Барри Грин немедленно подал апелляцию, хотя всем было ясно: Тони Джордж сделает что угодно, но третьей подряд победы гонщика CART на своем треке не допустит. Специальная комиссия отклонила протест. «Мы четко установили, — заявил на пресс-конференции вице-президент IRL Брайан Барнхарт, — на момент обгона желтые флаги уже были выброшены».

Что ж, праздник удался. Телевизионный рейтинг Инди 500 оказался наивысшим за последние годы (хотя и не так велик, как у проходившей в тот же день гонки NASCAR Coca-Cola 600). Призовой фонд был абсолютно рекордным. Все места на трибунах и внутри трека были раскуплены…

Успех Инди настолько вскружил голову Джорджу, что он даже огорошил журналистов заявлением о том, что хочет превратить IRL в топ-серию, по популярности обгоняющую Формулу-1…

Иван КОВАЛЕНКО
(Автоспорт №7’2002)

Денежный вопрос
Призовой фонд нынешней Инди побил все рекодры — во всяком случае, заокеанского автоспорта. Его размер составил $10028580 (предыдущий рекорд был установлен в прошлом году, когда между гонщиками было распределено $9615325). Победитель гонки бразилец Хелио Кастроневиш заработал $1606215 (до этого самая большая сумма, присужденная победителю Инди, составляла $1568150 и была вручена Ари Лииндику в 1997 году). Финишировавший вторым Пол Трейси получил $489315. Третий призер гонки — Фелипе Джаффоне — увез со «Старой кирпичницы» $475315. Всего пятый раз в истории титул «Новичка гонки» получили сразу два пилота. Это финишировавший четвертым Алекс Баррон и сошедший на 173-м круге Томас Шектер. Американец и едва не выигравший гонку южноафриканец разделили между собой поровну $25000. Победитель квалификации Бруно Жункуэйра (в гонке он был классифицирован 31-м) получил чек на сумму $282715, сто тысяч из которых — специальный приз за выигранный поул.

Стены без опасности?
Одной из главных новинок Инди 500 стали так называемые «безопасные стены». Отбойник, ограждающий с внешней стороны четырехкилометровый трек, был обнесен мягким абсорбирующим материалом, призванным в случае аварии смягчить силу удара. Испытание стен состоялось уже в первый день тренировок — в третьем повороте свой автомобиль разбил Робби МакГеи. По мнению специалистов, «безопасные стены» спасли американца от тяжелых травм — после столкновения с отбойником на скорости 250 миль в час (почти 400 км/ч) МакГеи отделался лишь переломом ноги.

На следующий день Пи Джей Джонс (он заменял в Team Menard травмированного Жака Лазьера) стал вторым, кто испытал «безопасные стены» на прочность. Джонс на большой скорости ударился об отбойник в первом повороте, после чего его автомобиль рикошетом отбросило на внутреннюю стену трека. По словам врачей, Джонс выбыл из строя как минимум на 6 месяцев. Авария Марка Дисмора еще через пару дней стала третьим «тестом» «безопасных стен». И снова с плачевным для гонщика результатом — возобновить тренировки на «Старой кирпичнице» Дисмор смог только неделю спустя.

На первый взгляд, широко разрекламированное нововведение не принесло никакой пользы. Такой высокой травматичности в Индианаполисе не было уже давно. Однако специалисты уверены, что без «безопасных стен» итоги аварий могли бы быть куда плачевнее. «Все три аварии закончились госпитализацией гонщиков, — прокомментировал ситуацию вице-президет IRL Брайан Барнхарт. — С одной стороны, это очень неприятный результат, но с другой, без «безопасных стен» все могло бы сложиться куда хуже. Мы провели исследования, которые показали — если бы автомобили ударялись о голую бетонную стену, все пилоты получили бы более серьезные травмы».

«Наша скорость — свыше двухсот миль в час, — заметил после очередной аварии Тони Канаан. — На дорогах люди погибают и при шестидесяти. Гонки никогда не смогут стать абсолютно безопасными, но Тони Джордж, построив «безопасные стены», пошел в правильном направлении».

Инди 500, 5-й этап IRL. Индианаполис, 26 мая
Место/Гонщик Старт Шасси/Мотор Результат, кол-во кругов, причина схода
1. Хелио Кастроневиш (BR) 13 D/C 3:00.10,8714
2. Пол Трейси (CDN) 29 D/C 200
3. Фелипе Джаффоне (BR) 4 G/C 200
4. Алекс Баррон (USA) 26 D/C 200
5. Эдди Чивер (USA) 6 D/I 200
6. Ричи Хирн (USA) 22 D/C 200
7. Майкл Андретти (USA) 25 D/C 200
8. Робби Гордон (USA) 11 D/C 200
9. Джефф Уорд (USA) 15 G/C 200
10. Жиль де Ферран (BR) 14 D/C 200
11. Кенни Брак (S) 21 G/C 200
12. Эл Ансер-младший (USA) 12 D/C 199
13. Айртон Дарэ (BR) 14 G/C 199
14. Ари Лииндик (NL) 24 G/C 199
15. Бадди Лазьер (USA) 20 D/C авария
16. Робби Буль (USA) 2 G/I 198
17. Джордж Мак (USA) 32 G/C 198
18. Билли Боат (USA) 23 D/C 198
19. Дарио Франкитти (GB) 28 D/C 197
20. Шигеаки Хаттори (J) 27 D/I 197
21. Рауль Боэзель (BR) 3 D/C 197
22. Лорен Редон (F) 16 D/I авария
23. Макс Папис (I) 18 D/I 196
24. Сара Фишер (USA) 9 G/I 196
25. Сэм Хорниш (USA) 7 D/C 186
26. Томас Шектер (ZA) 10 D/I авария
27. Скотт Шарп (USA) 8 D/С мотор
28. Тони Канаан (BR) 5 G/C авария
29. Рик Тредуэй (USA) 17 G/C авария
30. Джимми Вассер (USA) 19 D/C КПП
31. Бруно Жункуэйра (BR) 1 G/C КПП
32. Марк Дисмор (USA) 33 D/C управление
33. Грег Рэй (USA) 11 D/C авария

* D = Dallara; G = G Force; C = Chevrolet; I = Infiniti.

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.