Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Лучшие гонки года: Аррас-Мадрид-Дакар.

24-й ралли-рейд Аррас-Мадрид-Дакар (28 декабря-13 января)

После того, как в прошлом году знаменитый супермарафон Париж-Дакар впервые в его истории выиграла женщина, мы решились на смелый эксперимент. На 24-м ралли Аррас-Мадрид-Дакар корреспондентом журнала Автоспорт стала очаровательная Мария Румянцева — ведущая спортивных программ на канале РЕН-ТВ, участница Camel Trophy и… гонщица — в сезоне 2000 года Маша выступала в Формуле-1600 за команду Клуба Рейсинг, а в минувшем году попробовала себя в роли штурмана на ралли-рейдах!

***
«…ЕСЛИ вам вдруг захочется посреди морозной русской зимы оказаться в походно-полевых условиях, с палаткой, спальником, кремом от загара и от комаров, получить неизгладимые впечатления от красоты песчаных дюн и устьев высохших рек, да к тому же посмотреть, а то и поучаствовать в соревнованиях на полноприводных автомобилях, мотоциклах и грузовиках, то милости просим на ралли-марафон под названием «Париж-Дакар»…» — наверное, так могло бы выглядеть рекламное объявление в каком-нибудь туристическом журнале. Но быть в числе туристов, которых каждый год привозят на гонку в качестве зрителей на один день и две ночи, во время остановки каравана на день отдыха где-нибудь в Марокко, совсем не значит почувствовать, что такое Дакар…

Собираясь в это путешествие, я выслушала массу «ценных» советов о правилах поведения и в пустыне, и в толпе местных жителей, а также о количестве и ассортименте необходимых вещей. Что-то пригодилось, что-то пришлось выкидывать по ходу гонки. Кстати, о сборах и организации. Сколько сил и, главное, средств уходит на подготовку этого крупнейшего марафона, можно только догадываться. Начиная со старта, который в обстановке грандиозного праздника прошел на центральной площади старого города во французском Аррасе, когда через подиум проехали все 323 участника, и каждому Юбер Ориоль — идейный вдохновитель гонки — пожал руку. И заканчивая традиционным финишем на берегу Розового озера в Дакаре, когда каждому приехавшему вручалась памятная медаль.

В течение 17 дней все журналисты вовремя получали информационные бюллетени, все могли даже в условиях страшнейшей песчаной бури связываться с редакциями по спутниковому телефону, сидя в грузовом отсеке российского, кстати, самолета, и вовремя попасть на следующий этап. Уточню: журналисты на Дакаре передвигаются двумя способами — либо на подготовленных джипах, либо на самолетах. В первом случае у тебя есть возможность видеть почти всю гонку, периодически опережая ее, чтобы снять лучшие кадры, а потом догоняя, чтобы успеть к ужину на бивуак. Однако ты теряешь возможность вовремя получать нужную информацию и, соответственно, вовремя отправлять ее в редакцию. Во втором случае ты уже с утра находишься на бивуаке, встречаешь финиширующие экипажи, получаешь всю информацию и отправляешь ее адресату. Но… ты вообще не видишь марафон. Конечно, для прессы предусмотрены вертолеты, однако летают на них почему-то только французские журналисты, и исправить эту ситуацию не представляется возможным — организуют Дакар французы.

Каждый выбирает для себя приемлемый вариант. Но в любом случае всем — и журналистам, и спортсменам, и организаторам — в течение 17 дней приходится жить одной дружной семьей, разбивая палатки рядом друг с другом, питаясь одинаковой пищей и вместе отправляясь с утра на старт очередного специального участка.

Теперь об участниках. 323 стартовавших — много это или мало? 24-й ралли-марафон Аррас-Мадрид-Дакар побил все рекорды по количеству участников: 119 автомобилей, 170 мотоциклов и 34 грузовика. И еще немного статистики. 9400 километров, 5 стран, 30 процентов участников впервые принимали участие в Дакаре (и некоторые из них даже доехали до финиша!), а 80 процентов являются любителями и в обычной жизни занимаются делами, далекими от автоспорта! В марафоне принимали участие 13 женщин, из них четыре — в классе мотоциклов и одна — в грузовиках: японка Наоко Мацумото — второй пилот в экипаже Йошимы Сугавары. Самому молодому участнику марафона было 19 лет, самому опытному — 70. Но вернемся к маршруту. Иногда казалось, что некоторые гонщики приехали на Дакар только для того, чтобы стартовать и финишировать еще в Европе. Первые три этапа общей протяженностью почти три тысячи километров больше напоминали рекламный пробег по автобанам, но и здесь некоторые умудрились сойти. Несколько фанатов, приехавших на багги, видимо, надеялись на солнечную африканскую погоду. А в Европе под Новый год, знаете ли, иногда выпадают осадки. Пришлось этим искателям приключений возвращаться домой.

Настоящая гонка началась в Марокко. Ведь в Европе, например, для грузовиков сделали только один специальный участок, так что наш любимый КамАЗ мы смогли увидеть во всей красе только на этапе Рабат-Эр-Рашидия. О КамАЗе следует упомянуть отдельно. Пожалуй, на такой эксперимент, на какой пошла наша команда, мало кто мог решиться. Организаторы Дакара, желая положить конец гегемонии КамАЗов и Татр, запретили на этой гонке использование среднемоторных машин. В 24-м Дакаре можно было участвовать только на грузовиках с двигателем, расположенным спереди. КамАЗ принял непростое решение: в кратчайшие сроки построить такую машину и выставить ее на гонку. Работы были завершены за три недели до старта, тестов не было… Понять ощущения, которые испытывали перед гонкой все, кто болеет за эту удивительную команду, я думаю, можно. Но все завершилось как нельзя лучше. Экипаж в составе Владимира Чагина, Семена Якубова и Сергея Савостина в итоге привел машину к победному финишу!

После небольшого празднования Нового года участники наконец-то почувствовали дыхание Африки: первые восемьдесят километров пыли и камней и первый «урожай» — более 20 машин сошли уже на этом этапе. Но то были только цветочки. Ягодки начались после дня отдыха, на который, кстати, пришелся день рождения пилота КамАЗа Владимира Чагина (он уже 12 лет этот праздник отмечает в походных условиях). Сразу после пересечения границы с Мавританией небесная канцелярия решила поиздеваться над всеми: то нестерпимая жара, то ветер порывами до 25 метров в секунду, то еще хуже — ливень. По словам Чагина, за двенадцать лет выступлений на Дакаре такое он видел впервые. Песчаные участки превратились в грязевые ванны, и здесь, конечно, больше всех не повезло мотоциклистам.

О них вообще отдельный разговор. Сторонников двухколесных машин на Дакаре можно поделить на две категории: профессионалы и искатели приключений. Первые (а в их число входит практически вся первая десятка финишного протокола — итальянец Фабрицио Меони, испанцы Нани Рома и Жорди Аркаронс, южноафриканец Альфи Кокс, чилиец Карло де Гавардо) едут на Дакар, заранее зная, что это такое, и имея за своей спиной серьезное материально-техническое обеспечение. В этом году все они выступали за команду КТМ.

Сразу после финиша заводские гонщики приезжали на бивуак, мылись (душ в тех местах представляет собой ведро с водой), ужинали и ложились спать в своих палатках. Гонщики-любители часто приезжали уже затемно, начинали сами ремонтировать мотоциклы, ночью падали от усталости прямо рядом со своим двухколесным другом, а утром — снова в бой. Вероятность успешного финиша в таких условиях стремится к нулю. Даже хорошо подготовленным мотоциклистам трасса давалась нелегко, пример тому — случай с Нани Ромой. От переутомления и обезвоживания организма он потерял сознание прямо на трассе, во время гонки.

В тот момент разрыв между Ромой и Меони, идущим на первом месте, составлял всего 3 минуты, и до финиша оставалось еще пять этапов… Это Дакар. После этого Меони в гордом одиночестве (отрыв до Кокса, который занял второе место, составил 46 минут) доехал до победного подиума. У автомобилистов все складывалось попроще, хотя до финиша доехали только чуть больше четверти участников. Начиная с первого африканского этапа лидерство захватил экипаж японца Хироши Мацуоки на Mitsubishi Pajero, а за второе и третье места боролись между собой партнеры Мацуоки по японской команде Юта Кляйншмидт и Кенжиро Шинозука.

А где же непобедимый прежде Шлессер? Французу, который выставил на этот Дакар новую багги, построенную «по мотивам» Rеnault Kangoo, не повезло — пожар, начавшийся в моторном отсеке, полностью уничтожил его машину. В итоге — полный и безоговорочный триумф Mitsubishi. Хироши Мацуока завоевал свою первую победу в Дакаре, к которой он шел целых 15 лет, следом расположилась Юта, галантно пропущенная вперед Шинозукой, а в первой десятке абсолютного зачета девять автомобилей несли на капотах эмблему трех бриллиантов.

А грузовики… Экипаж Чагин/Якубов/Савостин совершил настоящий подвиг. Они выиграли 24-й Дакар на абсолютно новой машине, при этом обогнав ближайшего преследователя — Татру чеха Карела Лопрайса — на 4 часа 23 минуты. Кроме того, они заняли 12-е место в общем зачете, опередив многие сильные экипажи на джипах. Боевая машина в этом году была лишь одна, но она воздала сторицею за все их труды и муки.

Красочный подиум на берегу Розового озера в Сенегале — традиционное место финиша Дакара. Чувства, которые переполняют тебя в этот момент, описать невозможно, вода в озере действительно кажется розовой, небо — очень-очень голубым, а КамАЗ — самой красивой машиной на свете. Столько раз слышанное слово «Дакар» приобретает для тебя новый смысл. Теперь в нем — вся острота чувств и переживаний, которые может испытать человек за 17 дней этого невероятного приключения. И ловишь себя на мысли: «А какой он будет, следующий, 25-й, Дакар?»

Мария РУМЯНЦЕВА
(Автоспорт №2’2002)

24-й ралли-рейд Аррас-Мадрид-Дакар (28 декабря-13 января)
1 Х.Мацуока/П.Мемон Япония Mitsubishi Pajero 46:11.30
2 Ю.Кляйншмидт/А.Шульц Германия Mitsubishi Pajero +22.01
3 К.Шинозука/Т.Делли-Зотти Япония/Франция Mitsubishi Pajero +35.15
4 Ж.-П.Фонтенэ/Ж.Пикар Франция Mitsubishi Pajero +1:37.30
5 К.Суса/В.Хесус Португалия Mitsubishi L200 +5:20.57
6 С.Аль-Хайри/М.Стивенсон Катар/Великобритания Mitsubishi L200 +8:24.51
7 Л.Альфан/А.Деброн Франция Mitsubishi Pajero +10:40.02
8 К.Колберг/П.Ларрок Бразилия/Франция Mitsubishi Pajero +12:21.09
9 Ж.-Ж.Рате/Ж.-П.Гарсен Франция Toyota Land Cruiser +15:48.03
10 Н. Мисслен/Ж.-М.Полато Франция Mitsubishi Pajero +18:04.22

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.