Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Лучшие гонки года: ралли Гуково.

(Ралли Гуково, 4-й этап чемпионата России. 7-9 июня)

Дни грома

«А-ах!» — одновременно выдохнула толпа на финише последнего спецучастка ралли Гуково. Серебристая Subaru под стартовым номером 3 так взлетела на последнем трамплине, что, приземлившись, не удержалась на трассе и со всего хода ушла в раскисшее после дождя поле! Правда, через несколько мгновений машина лидера выбралась на дорогу и, отплевываясь комьями грязи, помчалась к финишу. Но теперь всем стало ясно: судьба четвертого этапа чемпионата России в руках не у Сергея Успенского, а у его главного конкурента — Евгения Васина. Который отставал от лидера всего на три секунды и стартовал сразу после него…

Трехмесячный перерыв в российском первенстве позволил командам перегруппировать силы перед решающими сражениями за медали. Главные новости преподнесла, как обычно, ИТЕРА. Все три экипажа «газовиков», включая Александра Желудова, стартовали в Гуково на суперавтомобилях Subaru Impreza WRC, а Александр Лесников впервые продемонстрировал в России новое оружие команды в европейском первенстве — «глазастую» Импрезу 2001 года! Прибыла она в ростовские степи прямиком из Болгарии, где незадолго до этого принесла своему хозяину «бронзу».

Автором сенсации номер два стал чемпион России в группе N Андрей Жигунов. Пропустив зимний сезон из-за банкротства НИИ шинной промышленности, москвич вновь вышел на старт в Гуково на своем «заслуженном» зелено-бело-красном Mitsubishi Lancer Evo V. Но — уже под флагом новой команды ПРО-спорт, обещающей в ближайшее время громко заявить о себе на российской гоночной сцене. Одновременно с Жигуновым в чемпионат вернулся и самый опытный из наших раллистов Владимир Ганин, посадивший в правое кресло своей верной Лянчи петербуржца Михаила Орехова. Выкатил на старт новенькую «семерку» Mitsubishi вице-чемпион страны в классе «1600» москвич Евгений Аксаков.

Наконец, не один, а два экипажа выставила на старт четвертого этапа чемпионата столичная «конюшня» E-ART: вместе с Максимом Новиковым на желто-черной Mitsubishi стартовал вчерашний «забойщик» Субару-Клуба тольяттинец Руслан Федик. «У меня не было средств на эту гонку, — объяснил свой переход бронзовый призер Русской зимы. — А Максим предложил мне на Гуково место в команде». Естественно, не за красивые глаза — по замыслу лидирующего в группе N Новикова, Федик должен был прикрывать его тылы, отбирая очки у конкурентов.

После того, как Руслан переметнулся в стан Мitsubishi, а Сергей Алясов не смог стартовать в Гуково из-за занятости в бизнесе, лидер Субару-Клуба Сергей Успенский остался на своей «старушке» Импрезе 555 в гордом одиночестве. Впрочем, трехкратному чемпиону страны не впервой доказывать, что он и один в поле воин. Так что особого трепета в противостоянии с тремя «уорлд ралли карами» ИТЕРЫ москвич не испытывал.

Правда, начало гонки сложилось для нового председателя раллийного комитета РАФ из рук вон плохо — уже на первом допе Успенский повредил правую переднюю стойку подвески и закончил день лишь на пятой строчке. А в дружное трио ИТЕРЫ во главе с Евгением Васиным вклинился на третьей позиции… Максим Новиков!

Да уж, первый день столичный бизнесмен закончил на ура, опередив не только всех соперников по группе N, но и Лесникова на WRC! Как же так вышло? Новый штурман Новикова, Влад Стребков, был удивлен не меньше прочих: «У нас на машине стоит новая трансмиссия, к которой Максим еще не привык. Поэтому мы весь день собирали брустверы и косорезили по полям. Но как же тогда ехали остальные?»

«Перед Гуково «сорвал» спину штангой, так что протестировать новый автомобиль на грунте не удалос, — морщился от боли Лесников, поправляя «корсет» на поянице. — Впервые чувствую себя так беспомощно и физически, и технически». Извинялся перед своими фанатами и Жигунов: «Купленные в последний момент покрышки Pirelli оказались для гуковской трассы слишком мягкими. К тому же, не забывайте — я восемь месяцев не сидел за рулем спортивного автомобиля!» Но мрачнее всех выглядел победитель предыдущей гонки в группе N Аркадий Кузнецов, чей Lancer Evo VII никак не желал ехать быстро: «Мотор не развивает высоких оборотов — и все тут! Вот и обгоняют меня все кому не лень…»

Впрочем, не знавшие всех этих подробностей зрители были только рады такому любопытному раскладу. «Ох, что-то будет во второй день!» — довольно потирали руки многочисленные как никогда болельщики. И оно, это что-то, произошло. Для начала «отличились» однофамильцы Новиковы. Макс наглухо «залил» свой Lancer в самом глубоком броде, а его уральский тезка Вадим, также имевший виды на пьедестал, отказался от борьбы из-за проблем с электрикой своей супер-Mitsubishi. Ну, а затем свое веское слово сказал Успенский.

Нет, не случайно Сергей считается в нашей стране главным специалистом по тяжелым и нестабильным покрытиям. И степная гуковская трасса, где пилоты едут не столько по дорогам, сколько по обозначенным грейдером направлениям, для импровизатора Успенского — то, что надо. Отчаянный штурм позиций ИТЕРЫ принес свои плоды — к концу дня Сергей обошел и Лесникова, и Желудова, приблизившись на расстояние атаки к Васину. И все же Успенский вряд ли смог бы обойти своего главного соперника, если бы не проблемы с коробкой передач на машине лидера и инцидент на финальном допе дня — Буграх любви.

Как признался шедший по трассе первым Васин, в одном из поворотов он наткнулся на камни и обрезки труб, которые вынужден был объезжать по степи, теряя драгоценные секунды. То же самое утверждали Желудов и Лесников. В то же время, Успенский заявил, что перед ним трасса допа была девственно чистой!

Так или иначе, но судьи оставили результаты допа в силе. И по итогам двух дней Успенский вышел в лидеры, а за ним расположились Васин, Желудов, Лесников, на глазах прибавлявший Жигунов и Федик.

За ночь ИТЕРА сделала собственные выводы, предупредив соперников и судей о том, что независимо от результатов гонки будет требовать вскрытия мотора серебристой Subaru. Нет, не для того, чтобы обнаружить под капотом облегченный на 20 граммов маховик. А исключительно из интереса — узнать, какие переделки допускает возникшая в чемпионате по инициативе Субару-Клуба «национальная» группа Р12, раз пилоты ИТЕРЫ на своих «самолетах» проигрывают машинам семилетней давности?

Узнали — очень даже большие. Вскрытие показало, что под капотом машины Успенского был установлен двигатель, по своим характеристикам ничуть не уступающий моторам современных WRC! Так что «старушка» на поверку оказалась не старушкой вовсе, а переодетым добрым молодцем!

Да таким добрым, что в начале третьего дня, когда над Гуково разверзлись хляби небесные и степь превратилась в болото, Успенский смог оторваться от Васина уже на 15 секунд. Соперник повержен? Как бы не так — заменив пробитое колесо, обладатель Кубка Европы 1995 года наконец-то явил миру свою истинную силу. И, выиграв четыре допа подряд, вновь оказался впереди Успенского!

Позади к тому времени все успокоилось. Тольяттинец Виктор Школьный так и не уступил свое место в десятке наседавшим сзади полноприводным конкурентам. Москвич Геннадий Денисов, несмотря на два пробитых колеса, отвоевал-таки седьмую позицию у Евгения Аксакова, ехавшего со сломанным стеклоочистителем. А Андрей Жигунов так и не подпустил к себе Руслана Федика. «Ну что вы, я слишком далек от прошлогодней формы, — говорил Андрей, принимая поздравления с победой в группе N. — Конечно, Макса Новикова я бы объехал, но был бы здесь Стас Грязин — он привез бы мне три минуты!» Последняя перестановка за спинами лидеров произошла, когда блестяще проведший гонку Александр Желудов в командных интересах пропустил на третье место Александра Лесникова.

И лишь Васин с Успенским продолжали метать гром и молнии, играя на нервах команд, судей и зрителей. За два допа до финиша лидер Субару-Клуба, оказавшийся в этом искрометном обмене уколами чуть точнее, вновь вернул себе лидерство. И на финальном СУ Бугры любви (вы помните — в прошлом году этот доп стоил Александру Потапову и Станиславу Грязину победы) гонка началась, по сути, сначала!

…»У-ух!» — вновь взревела толпа после того, как Васин с не меньшим, чем Успенский, отчаяньем ринулся с трамплина в решающую атаку. Но, чуть промедлив с торможением, гонщик ИТЕРЫ усадил свою машину на бруствер в последнем повороте! И хотя гуковский чернозем все же отпустил Евгения из своих объятий, все было кончено. Пять секунд проигрыша на Буграх любви обеспечили первое место в этой гонке Успенскому.

Через полчаса счастливый победитель раздавал автографы и интервью. «Конечно, я доволен этой победой, — улыбался Сергей в объективы телекамер, — ведь она была одержана над очень сильными соперниками. И еще я очень рад, что за чемпионское звание у нас теперь идет реальная борьба на трассе!»

«Мне говорили, что в Гуково особенная трасса, но я не думал, что настолько! — извинялся тем временем перед своей командой Васин. — Я не мог резать повороты так же отчаянно, как это делал Успенский, — слишком велик был риск потерять машину…»

Впрочем, Евгений и не думал делать трагедии из своего проигрыша. Да, победа буквально ушла из рук. Но в Гуково, на удобной для Успенского трассе, уже не было того удручающего преимущества, которое имел Сергей в зимнем сезоне. Теперь конкуренты, по идее, должны поменяться ролями. Ведь следующий этап — ралли Карелия в Лахденпохье — пройдет на любимых дорогах «газовиков».

Андрей КЛЕЩЕВ
(Автоспорт №7’2002)

Стенограмма гонки
Гуково остается одним из самых компактных и в то же время протяженных ралли в России: 180 километров спецучастков при общей длине трассы в 300! Кроме того, степная гонка — самая «медленная» в чемпионате: лишь на одном из ее спецучастков средняя скорость в этом году превысила 100 километров в час.

На десятилетний юбилей своего детища организаторы из ООО Вираж подготовили два новых допа, посвятив их памяти легенд российского и гуковского автоспорта Анатолия Брума и Владимира Козлова. По горькой иронии, именно эти спецучастки, изобилующие медленными обратными поворотами, вызвали у спортсменов стойкое неприятие. «Новые допы напоминают мне соревнования по фигурному вождению и конкурс «кто больше срежет», — выразил общее мнение чемпион России в группе N Андрей Жигунов, — а это не имеет ничего общего с раллийной ездой».

Лишь в третий раз за историю российского ралли зрители могли одновременно наблюдать в деле сразу три автомобиля класса WRC. До этого трио «уорлд ралли каров» стартовали в январе 2001-го на ралли Русская зима и год назад здесь же, в Гуково.

Ралли Гуково стало первым в России и едва ли не первым в Европе, где пилотам было разрешено устанавливать на автомобили выносные воздухозаборники. Выведенными на крышу «шноркелями» а-ля Сафари обзавелись Mitsubishi Евгения Аксакова, Максима Новикова, Виктора Тодадзе и Nissan Юрия Сидоренко.

Как и на предыдущем этапе чемпионата в Петрозаводске, лидер группы N Максим Новиков не уберег свой боевой автомобиль на тестовом спецучастке. Напомним, что в Карелии москвич «спалил» двигатель и был вынужден стартовать на запасной Mitsubishi. В Гуково «малой кровью» не обошлось — после переворота на «шейкдауне» механики команды E-ART до пяти утра приводили в чувство серьезно поврежденный Lancer.

Традиционных гостей гуковской гонки, пилотов с Украины, организаторы на свой юбилей так и не дождались. Украинское первенство откомандировало в ростовские степи лишь своего российского «легионера» из Гуково Александра Гончарова, чья Subaru Impreza бесславно сошла в конце второго дня из-за поломки коробки передач.

Из пятерки пилотов, финишировавших на всех трех предыдущих этапах, гуковскую «мясорубку» пережили только двое — москвичи Геннадий Денисов и Антон Захаров. Егор Васильев из Подмосковья и Алексей Малахов из города на Неве впервые в этом чемпионате испытали горечь схода, а петербуржец Вадим Михайлов в ростовские степи не приехал.

Впервые в истории российских чемпионатов наши соревнования посетили гости из Грузии — Виктор Тодадзе и Виктор Баграмов, выступавшие на Mitsubishi Lancer Evo VII за московскую команду ЭКМИ Рейсинг. «За три дня в Гуково мы открыли для себя столько нового в езде и по сухому, и по скользкому покрытию! А группа N оказалась в России ничуть не слабее, чем на этапах чемпионата Европы», — радовались своему 13-му итоговому месту руководители грузинской автофедерации. После чего пообещали, что со следующего года пилоты из Закавказья будут участвовать в российском первенстве на постоянной основе.

Особое мнение Алексея Щукина

Кто, как не самый титулованный российский штурман, может рассказать о проблемах, волнующих спортсменов? Чтобы посмотреть на гонки не только снаружи, но и изнутри, после каждого этапа российского чемпионата мы намерены публиковать мнение Алексея Щукина.

«В этот год ралли Гуково мне очень не понравилось. Прежде всего — в плане безопасности, которую на этой гонке я бы оценил как нулевую. Это и зрители, которые стояли на трамплинах, на бродах и во многих других опасных местах, и машины, которые выезжали на трассу спецучастков. Нельзя сказать, что это проблема организации — это проблема самой гонки. Гонки по искусственным дорогам. И не надо говорить, что в полях все дороги перекрыть нельзя. Просто в среднем нормальное ралли должно стоить порядка 100 тысяч долларов — и из них примерно 80 тысяч должны уходить на безопасность. Если в каждом проблемном месте не просто натянуть ленточку, а поставить человека, который будет следить за порядком, вопрос этот очень легко разрешим.

Кроме того, мы опять столкнулись с проблемой трехразового проезда по спецучасткам при ознакомлении с трассой. Полил дождь — и вся схема пошла насмарку. Считаю, что для России на сегодняшний день трехразовое ознакомление — это неправильно. К этому не готовы ни организаторы, ни сами спортсмены. Если у 99,9 процентов людей есть насущная потребность проехать спецучасток пять, шесть, семь раз — зачем их ограничивать? Ради одной десятой процента, которая эти трассы знает наизусть?»

Ралли Гуково
Чемпионат России, 4-й этап. Гуково, 7-9 июня. Дистанция — 317,44 км, в том числе 26 СУ протяженностью 182,65 км. Стартовало 58 экипажей, финишировало 30. Абсолютный зачет:
1. С.Успенский/С.Лотко (Москва, Subaru Impreza 555, зачет Р12) — 2:08.30; 2. Е.Васин/А.Щукин (Москва, Subaru Impreza WRC, A10) — отставание 0.08; 3. А.Лесников/А.Русов (Москва, Subaru Impreza WRC, А10) — 3.05; 4. А.Желудов/А.Алексеев (Москва, Subaru Impreza WRС, А10) — 3.35; 5. А.Жигунов/И.Тер-Оганесьянц (Москва, Mitsubishi Lancer Evo V, N) — 5.23; 6. Р.Федик/П.Гогунов (Тольятти, Mitsubishi Lancer Evo VI, А10) — 7.13; 7. Г.Денисов/Ю.Капустин (Москва, Mitsubishi Lancer Evo IV, N) — 10.20; 8. Е.Аксаков/А.Уткин (Москва/Шатура, Mitsubishi Lancer Evo VII, N) — 11.11; 9. В.Школьный/Е.Пушкарь (Тольятти, ВАЗ-21107, А9) — 15.19; 10. А.Курмашев/Ю.Тулупов (Екатеринбург, Mitsubishi Lancer Evo VI, А10) — 15.56.

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.