(Чемпионат Европы по атвокроссу. 5-й и 6-й этапы: Казань и Дмитров)
Русская неделя
Впервые за все время «членства» в чемпионате Европы по автокроссу Россия получила право принять сразу две гонки за сезон. Это серьезный успех нашей страны — больше одного этапа проводят только Чехия, Германия и Португалия.
Гонки на автодроме Высокая Гора в Татарстане и на Дмитровском полигоне проходили с недельным промежутком и заметно поправили положение наших гонщиков в общем зачете первенства. Впрочем, нисколько не умаляя заслуг российских спортсменов, отметим — итоги Русской недели могли быть совсем иными, если бы не бойкот, который объявили нашей стране многие ведущие гонщики-иностранцы.
Инициатором саботажа стала Чехия. Спортивное руководство страны было крайне недовольно решением FIA дать России дополнительный этап. Не убедили чешских чиновников от спорта ни великолепная трасса казанского автодрома, ни хорошая (а в случае с Казанью — отменная) организация соревнований. Чехи, составляющие элиту баггийных дивизионов и успешно выступающие в «кузовах», практически поголовно пользуются финансовой поддержкой своей федерации, поэтому рекомендация не участвовать в российских этапах была для них равносильна приказу.
План был донельзя прост — чехи рассчитывали на отмену российских соревнований, надеясь, что их примеру последуют другие зарубежные спортсмены и этапы в Казани и Дмитрове попросту не соберут кворума. Официальная версия: слишком долгий путь и слишком много пограничных преград нужно преодолеть европейцам, чтобы попробовать колорита русских гонок. Однако уже на первом этапе в Татарстане необходимый состав — восемь участников — был собран в каждом классе! Представьте, какими словами поминали чешские спортсмены свою автофедерацию: им-то политика нужна, как собаке пятая нога, а вот очки, потерянные на двух российских этапах, отыграть будет ох как непросто!
И все же глядеть на заявочные листы казанской гонки было горько. Только семь иностранцев, и шестеро из них — прибалтийцы. Всего по восемь машин в баггийных дивизионах, да и то лишь благодаря самоотверженному труду газпромовской команды, ударными темпами подготовившей под европейские требования шесть (!) машин. Кузовной класс, правда, смотрелся внушительнее — шестнадцать современных автомобилей и три очень сильных зарубежных гонщика: прошлогодний вице-чемпион Гинтс Буянс, Алдис Зебергс и Роландас Зуевас на нетрадиционном для кросса автомобиле Ford Puma. Кроме того, этот класс — единственный, где общий зачет возглавляет русский пилот…
Айрат Шаймиев, впервые выступающий в европейском первенстве по полной программе, лидировал в Дивизионе 1 во многом благодаря неудачам соперников и собственной стабильности. Поэтому домашняя гонка приобретала для него особое значение. Неуютно должно быть пилоту с таким великолепным автомобилем — Peugeot 206 WRC, — и без единой победы. Как воздух необходимо было «золото» и дмитровчанину Илье Резниченко. Бронзовый призер прошлого сезона нынешний начал неуверенно, и только яркие выступления в России могли помочь ему поправить свое положение.
Благодаря такой интриге события кузовного дивизиона в Казани были в центре внимания. Хозяева трассы чувствовали себя явно увереннее других — соперничать с ними по скорости могли разве что призеры прошлогоднего чемпионата Резниченко и Буянс. Латышу, правда, тотально не везло. Для него это был первый старт в сезоне, и за выходные у его турбированного Фольксвагена успело сломаться буквально все. Гинтс даже в финал не попал — лидируя в «утешиловке», его серебристый автомобиль заглох за круг до финиша!
Финал стал триумфальным шествием Айрата Шаймиева — с самого старта он не уступал лидерства и одержал первую в сезоне победу. Илья Резниченко, выдержав жесткую битву с младшим братом Айрата Радиком Шаймиевым, финишировал вторым. Великолепное достижение, особенно если учесть, что организаторы явно с целью подыграть своим гонщикам перед стартом не стали поливать трассу, — в непроглядной пыли приходилось ехать «шестым чувством». Несмотря на плохую видимость, а может быть, благодаря ей, весь заезд прошел достаточно спокойно. Не считая стартовго завала, после которого в первом повороте остались Рустем Минниханов и Александр Карасевич (по иронии судьбы эти двое — единственные претенденты на титул чемпиона России в аналогичном Дивизионе). «Очень обидно, — премьер-министр Татарстана явно рассчитывал на иной для себя исход домашней гонки. — Я достаточно уверенно принял старт, когда почувствовал сильный толчок. После этого машина стала неуправляемой».
«А мне, видимо, придется пропустить дмитровскую гонку, — сокрушался Карасевич. — В первом повороте я, в отличие от многих, решил прижаться к внутренней бровке, когда из облака пыли на мою машину вылетел Минниханов. Говорят, его подтолкнул Зебергс». Забегая вперед, скажем, что починить свой автомобиль Карасевич и правда не успел, однако на домашней гонке все же стартовал…
Сколь интересными были заезды «кузовов», столь же бледными выдались выходные для баггистов. В «газпромовском» 1600-кубовом Дивизионе 3А преимущество Романа Колесникова было настолько велико, что соперники не смогли его опередить ни в одном из заездов. Одинокий литовец Ромуальдас Виткус даже не пытался вмешиваться в спор «газовиков» и спокойно финишировал на третьем месте, пропустив вперед еще и Виктора Дмитриева.
Единственной гонкой на Высокой Горе, покорившейся иностранцам, стал финальный заезд Дивизиона 3. Алексей Ялунин из Латвии, как и победители других классов, выиграл его за явным преимуществом — он оказался в Казани единственным в этом классе регулярным пилотом чемпионата Европы, а его 420-сильная машина на голову превосходила багги конкурентов. Кстати, как и для других триумфаторов, успех Ялунина стал для него первым в карьере!
Болельщикам, приехавшим спустя неделю на Дмитровский автополигон, открылась немногим более радостная картина, нежели в Казани. На подмосковную гонку подтянулись еще несколько прибалтов, однако количество участников в баггийных классах оставалось удручающим — по восемь в каждом. Дошло даже до смешного. Помните, дмитровчанин Александр Карасевич жаловался, что не сможет выйти на старт, потому что не успевает починить свою машину? Так вот, в Дмитрове он появился за рулем газпромовской багги! Убиты таким образом оказались сразу три зайца: в классе набирался необходимый кворум, сам Карасевич получал возможность выступить перед земляками, а владельцы команды могли не беспокоиться: за рулем их машины сидел отнюдь не новичок.
О высоком результате, правда, речи не шло. Александр с трудом приспосабливался к новой для себя машине. «У меня нет никакого опыта езды на багги, — жаловался Карасевич. — Так, проехался только от боксов до гаража, и все. А управление этой машиной все же отличается от того, что принято в «кузовах». Особенно в «закрученных» поворотах. Придется Резниченко в одиночку «отрабатывать» перед нашими болельщиками».
Ах, как же верили зрители, пришедшие поболеть за Илью, в победу своего любимца! Как они надеялись увидеть повторение прошлогодней истории, когда он, будучи на голову сильнее всех соперников в финале, первым пересек линию финиша.
Оптимизма добавила и первая квалификационная сессия, проходившая в субботу. Илья ее выиграл. Причем финишировавший вторым Рустем Минниханов (его считали одним из главных конкурентов гонщика НИЦИАМТа) проигрывал ему по несколько десятых секунды с круга, не испытывая при этом никаких технических проблем!
Увы, фортуна, сопровождавшая Резниченко всю субботу, отвернулась от него уже на следующий день. Вторая квалификация оказалась испорчена проблемами с электроникой, а на первом круге третьей сессии у его «красно-сине-белого» Фольксвагена отлетело правое заднее колесо. Нужно было видеть, как поддерживали пришедшие на трибуну зрители своего земляка. Как свистом и улюлюканьем они пытались отпугнуть удачу его конкурентов! Илья доковылял-таки до финиша на одном из последних мест, что позволило ему попасть в финал, миновав утешительный заезд, однако стартовать ему пришлось с третьего ряда.
Финал снова прошел спокойно. Илья сразу после старта пробился на пятое место, так и сохранив его до самого финиша. Никакой борьбы не было и за лидерство. Гинтс Буянс уверенно возглавлял пелотон все шесть кругов. Шедший вторым Шаймиев будто бы смирился с таким положением и даже не пытался атаковать его — ни в начале гонки, ни в конце, когда Буянс явно чувствовал себя не очень уверенно. «Под конец дорога стала совсем скользкой — нельзя было рисковать», — заметил латыш после финиша.
Расстроенные поражением своего любимца зрители провожали тройку призеров на круге почета гробовым молчанием. Зато как они поддерживали триумфатора «малого» баггийного Дивизиона Романа Колесникова! Москвич не остался в долгу перед зрителями, устроив, под рев толпы болельщиков, серию эффектных разворотов напротив главной зрительской трибуны.
Колесников добился максимума — выиграв обе российские гонки, он лидировал в каждой «от флага до флага». Теперь он вышел на второе место в личном зачете, отодвинув на третье чеха Петра Турека.
Его партнер по команде Виктор Дмитриев тоже повторил свой казанский результат, финишировав вторым. В общем зачете он обошел сразу трех «саботажников» — немца Хагена Штюбнера и Романа Калводу с Мареком Каленским, — привет тебе, чешская автофедерация!
Совершенно неожиданной, но от этого не менее заслуженной, стала победа Николая Жаворонкова из Нижнекамска в третьем Дивизионе. На Высокой Горе он финишировал вторым, и все шло к тому, что с таким же результатом он закончит и подмосковную гонку. Алексей Ялунин уверенно двигался ко второй победе в сезоне, когда за несколько поворотов до финиша на его багги срезало привод. На ставшей переднеприводной машине он пропустил Жаворонкова вперед и получил отмашку клетчатым флагом вторым. Партнер Ялунина по команде Langa Алексей Пыжов, выступавший на его прошлогодней машине, снова финишировал третьим.
Итак. Четыре «золота» в шести заездах — без сомнения, блестящий результат наших спортстменов. Так же, как и десять медалей из восемнадцати возможных на двух этапах. Однако будем откровенны: одно из ярчайших достижений России за всю историю чемпионатов Европы было бы куда более впечатляющим, не случись пресловутого бойкота. Обидно…
Что будет дальше, предсказать пока сложно. Кто-то говорит, что Чехию, в качестве наказания за этот саботаж, могут на будущий год лишить одного из этапов. Кто-то считает наоборот — что именно Россия вернется в список стран, принимающих одну гонку («Их любят больше, чем нас», — скептически заметил приехавший в Дмитров ответственный секретарь Российской автофедерации Сергей Ушаков). В любом случае, очень не хочется, чтобы из-за политических разногласий страдало самое лучшее, что есть в кроссе, — спортивная борьба и честная, доброжелательная атмосфера…
Иван КОВАЛЕНКО
(Автоспорт №9’2002)
За волю к победе!
Помните зрелищное столкновение Бориса Котелло и Радика Шаймиева на чемпионате России в Тольятти (фотография аварии была опубликована в июньском номере нашего журнала)? Мы тогда еще с сожалением предположили, что тольяттинец не успеет восстановить свою чудо-«восьмерку» с мотором Opel к европейским стартам. Восстановить машину Котелло, слава Богу, успел, вот только творится с ней после этого стало что-то невероятное: на дмитровском этапе Борис будто бы выезжал на двух разных машинах! Всю субботу тольяттинец показывал не особо выдающиеся результаты и настроил своих болельщиков на посредственный результат. Но в воскресную вторую квалификацию ветеран сотворил настоящее чудо, выиграв ее в одни ворота! После этого от одного из лучших русских гонщиков ждали как минимум подиума по итогам выходных, но его машину вновь будто бы подменили. В финале Борис разворотил передок своей «восьмерки» и финишировал только шестым, но все же заслужил отдельный приз: от журнала Автоспорт ему был вручен музыкальный центр Sony за волю к победе.
Чемпионат Европы по автокроссу
5-й этап. Казань (Россия), 19-21 июля. Дивизион 1: 1.А.Шаймиев (Казань, Peugeot 206 WRC); 2. И.Резниченко (Дмитров, Volkswagen Golf Mk3 4×4); 3. Р.Шаймиев (Казань, Toyota Corolla WRC); 4. Д.Миннахметов (Казань, Ford Focus WRC); 5. Б.Котелло (Тольятти, ВАЗ-21083-Opel 4х4); 6. И.Миннахметов (Казань, Volkswagen Golf Mk3 4×4); 7. А.Зебергс (Латвия, Toyota Corolla WRC); 8. Р.Минниханов (Усады, Volkswagen Golf Mk3 Turbo 4×4); 9. А.Карасевич (Дмитров, Volkswagen Golf Mk3 4×4); 10. С.Скобельцин (Казань, Ford Focus WRC); 11. Г.Буянс (Латвия, Volkswagen Golf Mk4 Turbo 4×4); 12. С.Фатхутдинов (Набережные Челны, Ford Escort WRC); 13. И.Рахматуллин (Казань, Volkswagen Golf Mk3 4×4); 14. А.Ервандян (Нижнекамск, Volkswagen Golf Mk3 Turbo 4×4); 15. Р.Зуевас (Литва, Ford Puma Turbo 4×4); 16. И.Усов (Омск, Audi Сoupe S2 Quattro). Дивизион 3: 1. А.Ялунин (Латвия, Volkswagen); 2. Н.Жаворонков (Нижнекамск, Volkswagen); 3. А.Пыжов (Латвия, Volkswagen); 4. В.Николаев (Набережные Челны, ВАЗ); 5. Й.Лессинг (Германия, Ford); 6. О.Жаворонков (Нижнекамск, ВАЗ); 7. Р.Арифуллин (Москва, ВАЗ); 8. А.Ларин (Москва, Honda). Дивизион 3А: 1. Р.Колесников (Москва, Opel); 2. В.Дмитриев (Москва, Opel); 3. Р.Виткус (Литва, Opel); 4. С.Вахрушин (Москва, ВАЗ); 5. А.Жуков (Москва, ВАЗ); 6. Ф.Дивин (Балашиха, ВАЗ); 7. В.Новиков (Москва, ВАЗ); А.Миронов (Латвия, ВАЗ) — не классифицирован. 6-й этап. Дмитров (Россия), 27-28 июля. Дивизион 1: 1. Буянс; 2. Р.Шаймиев; 3. Зебергс; 4. Минниханов; 5. Резниченко; 6. Котелло; 7. Ервандян; 8. Рахматуллин; 9. Н.Наужокайтис (Литва, Ford Escort RS-Cosworth); 10. Р.Купстас (Литва, Volkswagen Golf Mk3 4×4); 11. Скобельцин; 12. Зуевас; 13. Усов; 14. Д.Миннахметов; 15. С.Квашнин (Москва, ВАЗ-21083 4х4); Д.Ханжаров (Самара, ВАЗ-21083 4х4), Р.Шаймиев — не классифицированы. Дивизион 3: 1. Н.Жаворонков; 2. Ялунин; 3. Пыжов; 4. Дивин (ВАЗ); 5. Арифуллин; 6. Ларин; 7. О.Ружковский (Латвия, ВАЗ-РПД); О.Жаворонков — не классифицирован. Дивизион 3А: 1. Колесников; 2. Дмитриев; 3. Виткус; 4. Вахрушин; 5. Жуков; 6. Карасевич; В.Комиссаров (Москва, ВАЗ), Новиков — не классифицированы.
Все победители российских гонок чемпионата Европы | ||||
Год | Трасса | Дивизион 1 | Дивизион 3 (3/4000) | Дивизион 3А (3/1600) |
1997 | Дмитров | Х.Вильд (D) | Х.Уленброк (D) | Ф.Дюизендстра (NL) |
1998 | Дмитров | А.Симашка (LT) | Ж.-П.Винсендо (F) | Ф.Дюизендстра (NL) |
1999 | Дмитров | А.Симашка (LT) | Т.Грдинка (CZ) | Т.Шуберт (D) |
2000 | Дмитров | А.Дамбис (LV) | Я.Гошек (CZ) | В.Фейфар (CZ) |
2001 | Дмитров | И.Резниченко (RUS) | Я.Гошек (CZ) | В.Фейфар (CZ) |
2002 | Казань | А.Шаймиев (RUS) | А.Ялунин (LV) | Р.Колесников (RUS) |
— | Дмитров | Г.Буянс (LV) | Н.Жаворонков (RUS) | Р.Колесников (RUS) |
Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm