Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Лучшие гонки года: ралли Курземе.

(Ралли Курземе. Чемпионат Европы по ралли, 25-й этап — Латвия)

Ралли, которое мы потеряли

В конце апреля Большой Совет РАФ наложил свое вето на проведение этапа чемпионата России по ралли на латвийской земле — вопреки чаяниям спортсменов, желавших видеть в программе отечественного первенства ралли Kurzeme. От этого решения пострадали и латыши, не досчитавшиеся на старте минимум двух десятков экипажей, и наши пилоты, лишенные шанса выступить на лучшей по организации гонке в пределах бывшего СССР. Впрочем, несмотря на решение «больших советчиков», пять отечественных экипажей «проголосовали ногами» за ралли Kurzeme. И два из них — чемпиона России Станислава Грязина и обладателя Кубка страны Максима Новикова — были в Лиепае в центре внимания.

Как отмечали международные наблюдатели, сегодня латвийская гонка ничем не уступает европейским ралли самого высокого уровня. А по атмосфере всенародного праздника, царящей в Лиепае во время Kurzeme, даже их превосходит. При этом организаторы ралли и не думают останавливаться на достигнутом. Так, в этом сезоне в раскрутку гонки включилась… кто бы вы думали? Парфюмерная фирма Dzintars, выпустившая специальную «гоночную» серию косметики под названием Rallijs! А церемонию награждения призеров соревнований, проходившую на городском стадионе, завершал грандиозный концерт с участием легендарной группы Smokie!

В этом году организаторы немного сократили дистанцию ралли, включив в гонку только лучшие гравийные дороги — очень быстрые и очень коварные. Настолько, что на спецучастках Kurzeme даже есть «именные» повороты, названные в честь «отличившихся» здесь экипажей. На допе Vecpils имеется, например, поворот имени Александра Шумского — то место, где петербуржец год назад сначала перевернул свою Subaru, а затем наблюдал за тем, как на нее приземлился другой экипаж, на… Волге! Нужно ли говорить, что Шумский, не дающий зрителям скучать ни на одной гонке, стал в Латвии всенародным любимцем. Впрочем, на стартовом пьедестале в центре Лиепаи горожане приветствовали аплодисментами каждый российский экипаж. И особенно громко — отметившихся здесь год назад сенсационной победой в группе N москвичей Станислава Грязина и Дмитрия Еремеева.

Теперь перед Стасом стояла задача посложнее — сразиться с лучшими пилотами Прибалтики в абсолюте. А сделать это было ох как непросто — ведь и два Фокуса WRC литовца Аурелиуса Симашки и эстонца Урмо Аавы, и «чистокровная» Subaru Impreza 555 еще одного гостя из Литвы Роландаса Мацкявичуса, и А-групповые Эскорты хозяев трассы по своей «энерговооруженности» намного превосходили Mitsubishi российского чемпиона, построенную на базе стандартной группы N и имеющую от автомобилей группы А только мотор и тормоза…

Тем удивительней был результат, показанный Грязиным на первом же СУ, — на 11 километрах он уступил только Симашке, да и то всего одну секунду! Неужели Стас преодолел «синдром первого спецучастка», преследовавший его в Турции и Финляндии? Как бы не так! Избавившись от «синдрома первого допа», Грязин тут же приобрел «синдром второго» — на СУ2 он финишировал лишь одиннадцатым, с почти минутным проигрышем лидеру, Симашке…

«Улетел в канаву, — спокойно констатировал сей печальный факт чемпион России. — Пока зрители помогли из нее выбраться, прошло секунд сорок…» Констатировал — и как ни в чем не бывало, помчал дальше, стабильно показывая вторые-третьи времена на допах! К концу дня Грязин, опередив в числе прочих прошлогоднего чемпиона Латвии Иварса Васараудзисa, перебрался с восьмой на пятую позицию. И расположился в семи секундах от хозяина трассы Мартиньша Бучиньша на Эскорте группы А и в полуминуте — от Роландаса Мацкявичуса, выигравшего под занавес дня городской асфальтовый спецучасток.

Мало кто ожидал, что этот коротенький доп длиной всего 1,27 километра что-то сможет изменить в расстановке сил. Но для Симашки гонка по окраинам Лиепаи обернулась катастрофой — литовский Фокус на асфальте забастовал и простоял на трассе добрых сорок секунд! Этого хватило, чтобы лидерство перешло к главному сопернику Аурелиуса — восходящей эстонской звезде Урмо Ааве.

Второй день гонки начался с сумасшедших атак Симашки на позиции Аавы и Грязина — на оборонительные редуты Бучиньша. Это было нечто! «За три последних допа два раза «прибирались», причем второй раз — просто на перегоне, — радостно рапортовал Стас на очередном сервисе. — Спасибо Васараудзису — вытащил нас из канавы, куда мы упали, расходясь с какой-то сумасшедшей частной Subaru. Теперь отстаем от Бучиньша всего на полторы секунды!»

А в это время в стане литовской сборной царил траур. Погнавшийся за Аавой Симашка перебрал со скоростью на входе в один из поворотов и эффектно, в несколько оборотов, уложил свой Фокус на крышу. А чуть погодя бесславно сгинул где-то на перегоне из-за проблем с электроникой и Мацкявичус. Таким образом, на кону у Бучиньша и Грязина оказалось не четвертое и не третье даже, а второе место в гонке! И Стас с Мартиньшем прибавили еще…

Никогда я не видел Грязина таким быстрым и отчаянно рискующим на гравии, как во второй день ралли Курземе-2002. Москвич мчал на своей Mitsubishi так, что у зрителей волосы вставали дыбом, а уж что чувствовал его штурман Дмитрий Еремеев, можно только догадываться!

Когда Стас «накатил» Бучиньшу на сложных и техничных допах Krogzemji и Podnieki, тот крепко задумался. А когда россиянин всего две секунды уступил латышу на самом чумовом спецучастке Vecpils, который тот знал как свои пять пальцев, Мартиньш выкинул белый флаг. Лучше первое место в чемпионате Латвии, нежели эфемерное «серебро» в сражении с сумасшедшим русским, — подумал, верно, хозяин трассы…

А Стас, поймав за хвост удачу, не отпускал «гашетку» до самого финиша. И, выиграв на всякий случай последний доп, поставил жирную «серебряную» точку в ралли Курземе-2002. Которое, хотелось бы верить, станет прелюдией к новому успеху российского чемпиона на EOS-ралли, где Грязину предстоит скрестить шпаги с лучшими пилотами Прибалтики, Польши и Скандинавии.

Андрей КЛЕЩЕВ
(Автоспорт №8’2002)

Другие русские на Курземе

Максим Новиков
В Лиепае москвич мог не заниматься подсчетом очков российского первенства, так сковывавшим его в Карелии, и благодаря этому ехал легко и раскрепощенно. Несмотря на то, что Новиков не угадал с коробкой передач, после первого дня от второго места в группе N его отделяло всего три секунды! Если бы не дурацкая, по словам Максима, ошибка на СУ9, выбившая его из колеи, российский пилот определенно мог финишировать в призерах.

Александр Шумский
После множества живописных аварий на ралли в Прибалтике в этой гонке перед петербуржцем стояла всего одна задача — добраться до финиша и сохранить автомобиль. С чем Шумский, едучи «тихой сапой», успешно справился, заняв двенадцатое место в абсолюте и восьмое в группе N.

Игорь Соколов
Четырнадцатое итоговое место не отражает сегодняшних возможностей хозяина столичной команды Syrus Systems. После первого дня ралли Соколов шел седьмым в группе N, но, еле-еле удержавшись на трассе в том месте, где «убрался» Симашка, москвич разнервничался и, совершив еще несколько ошибок, откатился далеко назад…

Александр Горелов
Московский бизнесмен оказался единственным представителем России, не закончившим гонку. Вынужденный стартовать с латышом Айгарсом Штелфсом из-за перехода своего постоянного штурмана Виктора Тимковского из Субару-клуба в команду E-ART, Горелов не проехал в «боевом режиме» ни одного спецучастка. И виной тому был не языковой барьер, а заклинившая на его Subaru коробка передач.

Ралли Kurzeme. Чемпионат Европы по ралли, 25-й этап (коэффициент 2). Лиепая (Латвия), 11-13 июля. Дистанция — 760,43 км, в том числе 14 СУ протяженностью 192,86 км. Стартовал 41 экипаж, финишировало 22. Абсолютный зачет: 1. У.Аава/Т.Китсинг (ЕЕ, Ford Focus WRC, класс А8) — 1:37.17,3; 2. С.Грязин/Д.Еремеев (RUS, Mitsubishi Lancer Evo VI, А8) — отставание 1.12,5; 3. М.Бучиньш/Г.Францис (LV, Ford Escort RS Cosworth, А8) — 1.27,5; 4. И.Васараудзис/В.Спредзис (LV, Mitsubishi Lancer Evo VII, А8) — 2.01,8; 5. В.Лебедев/М.Деклаус (LV, Mitsubishi Lancer Evo V, N4) — 4.33,2; 6. А.Эгле/Ю.Вилманис (LV, Mitsubishi Lancer Evo V, N4) — 4.52,8; 7. М.Ниинемяе/Э.Уусталу (ЕЕ, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) — 4.59,0; 8. М.Новиков/В.Стребков (RUS, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) — 5.34,3; 9. А.Маспанс/А.Мадре (LV, Mitsubishi Lancer Evo VII, N4) — 5.57,1; 10. Ю.Евхута/А.Страдзиньш (LV, Subaru Impreza WRX, N4) — 6.49,5; 11. А.Александров/И.Герман (UA, Subaru Impreza WRX, N4) — 11.29,8; 12. А.Шумский/А.Гаврилов (RUS, Subaru Impreza WRX, N4) — 12.25,1; 13. Т.Толдсепп/И.Веерус (EE, Volkswagen Golf Mk4 Kit-car, A7) — 14.12,8; 14. И.Соколов/И.Скуридин (RUS, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) — 14.44,3.

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.