Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Берни Экклстоун: властелин колец.

Недавний приезд Берни Экклстоуна в Москву и его переговоры с московским правительством вызвали новый всплеск интереса к его личности. Всесильный хозяин самых популярных гонок на планете, один из наиболее богатых и влиятельных людей в мировом спорте. Кто он? Как создавалась и на чем стоит сейчас формульная империя Берни Экклстоуна?

История жизни Берни Экклстоуна идеально подошла бы для романа времен Чарльза Диккенса. Современный читатель более прагматичен, он вряд ли поверил бы в рассказ о том, как выходец из рабочих кварталов сумел добиться фантастического богатства и славы. Однако повествование о фактическом владельце Формулы-1 не содержит ни грамма художественного вымысла!

Бернард Чарльз Экклстоун, сын шкипера, появился на свет в городе Ипсвич в 1930 году, когда Британия стояла на пороге Великой депрессии. С юных лет Берни отличала практичность. Может быть, он и не учил скучную формулу «товар-деньги-товар» из «Капитала» Маркса, зато уже в школьные времена знал, что такое монополия. Рассказывают, что как-то Экклстоун скупил всю утреннюю выпечку в ближайшей к школе пекарне — для того, чтобы с успехом перепродать все своим одноклассникам. Коммерческий талант Берни, однако, нашел применение не сразу. По окончании школы он устроился лаборантом в газовую компанию, а в свободное от работы время получал высшее образование и участвовал в мотогонках.

В послевоенные годы запчасти были в дефиците, и обеденный перерыв Берни посвящал поиску, покупке и обмену деталей для своего мотоцикла. Пробовал он свои силы и в автоспорте, однако, по словам Стирлинга Мосса, был гонщиком среднего уровня. Зато недюжинный коммерческий талант проявлял уже в те времена. Создав собственную команду Формулы-1 BC Ecclestone, он не только сдавал машины в аренду платежеспособным гонщикам, но и время от времени пытался сам выйти на старт.

Единственный раз Берни прошел квалификацию в Гран При Монако 1958 года, однако предпочел уступить право старта более опытному Джеку Файрмэну (правила тогда такое допускали). Вовремя поняв, что чемпионом мира ему не стать, Экклстоун повесил шлем на гвоздь и сосредоточился на том, что получалось у него лучше всего. Будущему хозяину Ф-1 не было и тридцати, когда он уже владел одной из крупнейших в Великобритании сетей по продаже мотоциклетных запчастей и подержанных автомобилей.

В те легендарные времена автогонки не приносили больших денег. Что же заставило Экклстоуна продать свой автобизнес и осенью 1971 года снова погрузиться в мир Формулы-1? Возможно ли, чтобы еще во времена гонщиков-джентльменов, вроде Стирлинга Мосса и Джима Кларка, в той идеалистической Формуле-1, Экклстоун смог разглядеть грандиозный коммерческий потенциал, который сам впоследствии и реализовал?

В роли владельца команды Brabham, которую Берни купил накануне 1972 года, ему сопутствовал успех. Партнерство с талантливым бразильским пилотом Нельсоном Пике и гениальным конструктором Гордоном Марри принесло Экклстоуну и его команде два чемпионских титула, в 1981 и 1983 годах. Помимо этих достижений, Brabham времен Берни Экклстоуна отличался оригинальными тактическими ходами — например, именно здесь впервые была применена дозаправка в ходе гонки. Экклстоун первым в Формуле-1 поставил на широкую ногу и коммерческое спонсорство, заключив контракт с Martini, а впоследствии — с фирмами Olivetti и Parmalat.

В начале 80-х годов прошлого века Экклстоун сделал следующий шаг по лестнице своих побед. Для этого он вступил в схватку за распределение коммерческих прав в Формуле-1 с тогдашней федерацией автоспорта FISA и ее председателем Жаном-Мари Балестром. Для большинства владельцев команд Берни был своим парнем, таким же, как они. Благодаря поддержке таких грандов, как Энцо Феррари и Колин Чепмэн, и помощи опытного адвоката Макса Мосли, Экклстоун добился своего. В результате долгой конфронтации был подписан Договор согласия, по которому созданная Экклстоуном Ассоциация конструкторов Формулы-1 (FOCA) получала право распоряжаться теле- и радиотрансляциями гонок. Мало кто, кроме самого Берни, мог осознать, какие перспективы это открывало — в то время роль телевидения еще недооценивали…

Одним из первых шагов Экклстоуна стало подписание в начале 1982 года контракта с European Broadcasters Union — Европейским союзом телевещателей. Соглашение с EBU гарантировало для FOCA показ всех этапов Формулы-1, при этом союз фактически брал на себя раскрутку Ф-1 на телевидении в разных странах. Около половины (47%) доходов от продажи прав делились между командами, 23% забирала компания Экклстоуна FOPA (Formula One Promotion & Administration), а еще 30% (в обмен на небольшой взнос в FIA) отходили оффшорной компании Allsopp, Parker & Marsh Ltd., директором которой являлся давний соратник Экклстоуна в коммерческих делах Патрик МакНалли. Позже APM Ltd. вышла из схемы распределения доходов от трансляций, а Патрик МакНалли стал одним из директоров швейцарской компании Allsport Management SA, которая распоряжается всеми правами на рекламу на трассах, а также организует такое прибыльное дело, как F1 Paddock Club.

Соглашение с европейскими телевещателями достигло цели — телетрансляции Формулы-1 стали одним из любимых зрелищ европейских зрителей. В 1990 году Экклстоун не стал продлевать контракт с cоюзом и занялся продажей прав на телетрансляции сам. К середине девяностых Формула-1 превратилась в хорошо поставленное спортивное действо. Экклстоун загнал проведение Гран При и все окружающие его процессы в единый стандарт, подчиненный интересам телетрансляций. В частности, предельное время гонки было ограничено двумя часами — если из-за рестартов или непогоды гонщики за два часа не успевают пройти всю дистанцию, финиш дается досрочно.

В 1997 году должен был быть подписан очередной Договор согласия. Однако выяснилось, что новый контракт с FIA изменял порядок передачи коммерческих прав на телетрансляции. Раньше они передавались FOCA, и уже потом FOCA делегировала эти права в распоряжение Экклстоуна, фактически оставаясь их владелицей. Новый порядок предусматривал, что телетрансляциями полноправно владеет FOM (Formula One Management), компания самого Экклстоуна.

McLaren, Williams и Tyrrell подписывать такой Договор согласия отказались. Впрочем, вскоре выяснилось, что подобный демарш означает только одно — три британские команды не получат своей доли доходов от телетрансляций… Рон Деннис, Фрэнк Уильямс и Кен Тиррелл были вынуждены отступить. Справедливости ради нужно сказать, что новшества не затронули финансовых интересов команд. По крайней мере, их процент от продажи прав остался прежним: по итогам года между командами-участниками распределяется 47% доходов, что составляет приблизительно 200 миллионов долларов.

После того, как была подписана новая редакция договора, Экклстоун смог приступить к реализации своей следующей идеи — выпустить на фондовый рынок пакет акций FOH (Formula One Holding). Газеты затрубили о «распродаже Формулы-1», но грандиозное мероприятие, которое могло намного улучшить благосостояние Экклстоуна, сорвалось. Проблемы с Антимонопольной комиссией Евросоюза и скандал, связанный с щедрым (1 миллион фунтов) пожертвованием в адрес лейбористской партии Великобритании во главе c премьером Тони Блэром, заставили Берни вместо акций FOH выпустить в ограниченное обращение облигации «семейного» треста SLEC Holding Ltd.

Тем не менее продажа облигаций (не на бирже, а нескольким конкретным покупателям) принесла семье Экклстоуна один миллиард долларов. Но это привело к новым проблемам. Акции SLEC Holding, которые были проданы двум компаниям, впоследствии выкупил медиамагнат Лео Кирх, в чьих руках оказался контрольный пакет SLEC. План Кирха состоял в том, чтобы загнать телетрансляции Ф-1 на платные каналы, — и это чуть было не привело к расколу самой Формулы-1 и образованию альтернативной гоночной серии… Впрочем, сейчас медиаимперия Кирха потерпела крах, и акции SLEC будут перепродаваться снова.

Берни создал нынешнюю Формулу-1 — предсказуемую, доходную, привлекательную для зрителей и участников. Берни, стоящий у руля Формулы-1, — это стабильность. Однако в нынешнем году властелину колец исполнится 73 года. Он полон сил, но, увы, не вечен — в 1999-м Экклстоун перенес операцию аорто-коронарного шунтирования…

Роман должен закончиться на высшей точке могущества главного персонажа. Казалось бы, именно сейчас для Берни наступило время поставить точку и приняться за эпилог. Скажем, выйти на пенсию и спокойно сочинять мемуары. Однако Экклстоун верен своему принципу — заниматься не литературой, а жизнью. На вопрос, когда же он собирается на отдых, Берни регулярно отвечает: «Меня отсюда вынесут только ногами вперед!»

Who is who?
FOA — Formula One Administration Ltd. Компания, которой FIA передает коммерческие права, и та распоряжается ими по своему усмотрению.
FOM — Formula One Management Ltd. Компания, часть FOA, выполняющая агентские обязанности, то есть продающая коммерческие права.
FOL — Formula One Licensing BV. Обладает правами на все торговые марки Формулы-1.
F1F — Formula 1 Finance BV. Компания, выпустившая облигации «семейного» треста SLEC Holding Ltd.
SLEC — SLavica Eсclestone Holding Ltd. Семейный трест семьи Экклстоунов, который владеет всеми вышеозначенными компаниями.
FOH — Formula One Holding Ltd. Компания, акции которой планировалось выпустить на рынок ценных бумаг. Владеет всеми правами на чемпионат Ф-1, включая права на изображения команд и участников Ф-1.

Бумажная работа
Если вы хотите провести гонку Формулы-1, большой бумажной работы вам не избежать. Потратить сотни миллионов долларов на строительство трассы недостаточно, чтобы принять Гран При. Десяток контрактов, которые для этого придется заключить, могут лишить владельца трассы практически всех доходов. Вот основные контракты, которые предстоит подписывать.

Контракт на проведение гонки. Провести гонку Ф-1 обойдется примерно в 12 миллионов долларов. Причем каждый следующий год сумма будет увеличиваться на 10%. Если в сроки, оговоренные контрактом, вы не сможете провести гонку, то прощай денежки, и никакой суд вам уже не поможет.

Промоутерский контракт. Контракт подписывается в среднем на пять лет. Промоутер занимается рекламой будущего Гран При, получает доходы от продажи билетов (приблизительно 15 миллионов долларов) и оплачивает аренду трассы. Промоутер также гарантирует, что на трассе не будут проводиться соревнования соперничающих с Ф-1 гоночных серий, и передает все права на интеллектуальную собственность в FOA. Если вам не повезло, и по контракту промоутером стал сам Экклстоун, то ваш доход от гонки может оказаться равен плате за аренду трассы.

Рекламный контракт. Все права на размещение рекламы на трассе передаются компании Allsport Management SA.

Телевизионные права. Все права на трансляцию передаются FOM, причем, в зависимости от местного законодательства, контракт может быть обязателен к подписанию не только промоутером, но и владельцем трассы или же чиновниками местной автоспортивной федерации.

Григорий ГОЛЫШЕВ
Cергей ИВАНОВ
(Автоспорт №5’2002)

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.