Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

ВАЗ против VW: Что русскому хорошо?

На этот раз в рамках рубрики «Тест» мы решили устроить сравнительный тест. Что лучше — тюнинговый ВАЗ или подержанный спортивный автомобиль импортного производства? Споры на эту тему не утихают среди поклонников быстрых машин уже давно. Мы свели вечных оппонентов на дорогах Дмитровского автополигона, чтобы попытаться найти ответ… Текст: Валерий Арутин

Об обоих участниках теста мы писали уже не раз. Volkswagen Golf GTi второго поколения — пожалуй, самый распространенный в нашей стране «горячий хэтчбек». Выбор этой модели продиктован также ее относительно невысокой ценой и конструктивным сходством с переднеприводными ВАЗами. Идеологически Golf MkII и ВАЗ-2108 ровесники — обе машины разрабатывались более 20 лет назад. Привод на переднюю ось, трехдверный кузов, схема подвесок — все очень похоже.

Выбранный нами Golf, подобно большинству представленных на рынке машин, имеет почтенный возраст и немалый пробег — более 10 лет и 270 тысяч км. Стандартный выпуск заменен у него на спортивный «прямоток», а на впуске установлен фильтр K&N. Подвеска получила спортивные амортизаторы, в салоне появился кожаный руль меньшего диаметра. Кроме того, на машину установлены передние тормоза от самой мощной версии G60. Эти переделки плюс подретушированная внешность — типичный немецкий набор. Так доработана добрая половина продающихся в Германии «горячих» Гольфов.

Цвета отечественного производителя защищает ВАЗ-21083, подготовленный тюнинговым ателье Protec. Установленный на нем 16-клапанный мотор расточен до такого же, как у VW Golf GTi, рабочего объема — 1800 куб. см. Под характер мотора подобраны передаточные числа в КПП. В подвеске применены спортивные амортизаторы и пружины, а также более жесткие сайлентблоки передних растяжек. В салоне — кожаный руль и недорогое спортивное кресло. Пакет «бюджетного» тюнинга дополняют штампованные диски и отечественные шины. Зато, по мнению создателей, такие колеса позволяют избежать излишней резкости в поведении автомобиля и часто спасают подвеску от повреждений, «принимая удар на себя».

Стоимость этих автомобилей на вторичном рынке практически одинакова, причем и возраст, и пробег «восьмерки» примерно в пять раз меньше, чем у Гольфа. Несмотря на такую разницу, внешне Golf, перекрашенный в темный «металлик», смотрится не хуже отечественного автомобиля. Налицо и сходство интерьеров: ведь по конструкции «восьмерка» и Golf — почти ровесники. Разница только в качестве исполнения. Несмотря на то, что одометр Гольфа отсчитывает уже третью сотню тысяч, его салон прекрасно сохранился: все работает, нигде ничего не гремит. А на отечественной машине, как водится, передняя панель живет своей, крайне активной жизнью. Недаром доработка салона является одним из самых дорогих пунктов в прайс-листах тюнинговых фирм.

Может быть, ВАЗ сравняет счет на дороге? В активе Гольфа — 138 л.с. плюс вероятность некоторой прибавки за счет свободного выпуска. В пассиве — двести с лишним тысяч километров, которые не могли не сказаться на техническом состоянии автомобиля. «Восьмерка» тоже не лыком шита. По заверениям создателей, форсированный 16-клапанник выдает около 130 лошадей и при этом находится в расцвете сил.

Измерения показали, что динамические возможности машин довольно близки. Однако характер у них разный. У доработанного вазовского мотора больше крутящего момента на «низах», он уверенно тянет практически с оборотов холостого хода, да и трогаться на «восьмерке» проще. Не последнюю роль в этом играет «короткая» трансмиссия, традиционная для тюнинговых ВАЗов. Из-за этого «восьмерка» лучше подходит для езды по городу, позволяя выиграть большинство «светофорных» гонок. На Гольфе передачи заметно длиннее — трансмиссия больше ориентирована на езду по автобанам. Впрочем, и у нас на обычной загородной трассе с немецкой трансмиссией езда оказывается удобнее.

У «иностранца» есть свой козырь в городских условиях — гидроусилитель руля, позволяющий легко маневрировать и парковаться. При этом усилитель на Golf GTi поддерживает хороший уровень реактивного действия, не делая руль «пустым» даже на высокой скорости. Установка гидравлики на «восьмерку» — роскошь, которую никак не отнесешь к «бюджетному» тюнингу, поэтому руль в ней приходится крутить только собственными силами. К чести создателей, он не стал слишком тяжелым, а в околонулевой зоне так даже и немного «пустоват». Очевидно, это «заслуга» стандартных шин.

Зато «восьмерка» на этих шинах прекрасно справляется с неровностями отечественных дорог. Фирма Protec, выпускающая собственные амортизаторы, известна серьезным подходом к настройке подвески, и данный экземпляр — не исключение. Машина упруго «глотает» ямы, стыки и поперечные волны, позволяя даже на плохой дороге не особенно сбавлять скорость.

VW Golf в данной номинации не блеснул. Его подвеска еще жестче, но слишком короткоходная. В результате выбоины Golf еще проскакивает сносно, в основном за счет большого диаметра колес. А вот стыки асфальта передаются на кузов жестко. Еще хуже обстоит дело с проездом плавной волны. На нее задняя подвеска немецкой машины реагирует жестким ударом в ограничители, в то время как водитель «восьмерки» на этом же месте чувствует только легкий толчок.

И в предельном повороте не все гладко. Golf под действием бокового ускорения сопротивляется «до последнего», припадая на переднее внешнее колесо. Точнее, он держится до момента, когда вывешивается заднее разгруженное колесо, после чего следует резкий срыв задней оси. Корректировать его нужно быстро и максимально точно. Широкие шины восстанавливают сцепление с дорогой так же резко, как теряют, и, если не отработать вовремя рулем, автомобиль шарахается в сторону вывернутых колес. «Восьмерка» на узких шинах ведет себя не так резко. Доворотом руля ее можно пустить в занос, который развивается более плавно и легче корректируется.

Мы уже было решили, что использование «бюджетных» шин на тюнинговой машине себя вполне оправдывает, но тут начались замеры тормозной динамики. При торможении отечественные покрышки откровенно пасуют. И дело не в большой длине тормозного пути (в первые недели после схода снега дороги на полигоне очень пыльные, и это сказалось на результатах замеров), а в том, что именно низкие сцепные свойства шин ограничивают тормозные возможности машины. Чуть посильнее нажал на тормоз — и раздается свист скользящей по асфальту резины. В проигрыше «восьмерки» немецкому оппоненту виновата и типичная «болячка» отечественных тюнинговых автомобилей — неравномерность тормозных усилий на задних колесах, из-за которой при резком торможении машина стремится развернуться. У Гольфа с тормозами все в порядке — и эффективность, и удобство управления ими на высоте, придраться не к чему.

В рамках рубрики «Вторые руки» нельзя не поговорить об особенностях эксплуатации машин. Volkswagen конструктивно надежнее, но не стоит забывать, что самый новый Golf второго поколения выпущен десять лет назад. К тому же владельцы «горячих хэтчбеков» в Германии обычно эксплуатируют их «в хвост и в гриву»: GTi, на котором мирно ездил 80-летний дедушка, — это, прямо скажем, миф. Так что покупателю подобной машины наверняка не избежать серьезных ремонтов. Главный недостаток мощного Гольфа — система управления двигателем. Морально устаревший электромеханический впрыск топлива за десяток лет стареет и физически. Детали изнашиваются, и систему становится невозможно правильно настроить. Симптомы болезни привычные — падение мощности, высокий расход топлива, нестабильный холостой ход. А выход из строя главного узла впрыска — дозатора-распределителя — является, по сути, приговором всему автомобилю, так как стоимость нового узла вполне сравнима с ценой подержанного Гольфа.

Тюнинговая «восьмерка» не способна преподнести столь дорогой сюрприз, зато наверняка замучает мелочами. Грамотно форсированный двигатель при правильной эксплуатации способен прослужить не меньше, чем стандартный. Однако необходимо быть готовым к тому, что система впрыска будет досаждать и здесь, — качество электронных компонентов отечественного производства известно. Других проблем «стандарта» тоже никто не отменял. Например, после замены ряда в КПП синхронизатор второй передачи страдает уже меньше, чем на «стандарте», но в остальном надежность коробки по меньшей мере не увеличивается. Импортное сцепление, ШРУСы, подшипники колес, конечно, надежнее отечественных, но и нагрузка на них при экстремальной езде намного возрастает, тем более что мотор-то стал почти в два раза мощнее.

Анализ цен на запчасти показывает, что в эксплуатации немецкий хэтчбек обходится не намного дороже отечественной машины. Даже «жестянка», благодаря широкому предложению неоригинальных запчастей и деталей с «разборок», практически не дороже вазовской. Это немаловажный момент — ведь не секрет, что у любителя экстремальной езды ремонт кузова и подвески может составлять немалую статью эксплуатационных расходов. У нас были подозрения, что прежний владелец Гольфа успел слегка «подправить» ему заднюю балку. Мы сравнили: задняя балка на VW Golf с «разборки» стоит 1500 рублей (новая — $250), а, например, аналогичный узел на переднеприводный ВАЗ — 1800. Любители отечественных машин скажут, что покупать детали со свалок — занятие малоприятное. Поклонники иномарок возразят им, что новая запчасть российского производства часто выходит из строя быстрее, чем десятилетняя немецкая. Давний спор, в котором никогда не будет победителя.

Итак, однозначного ответа на вопрос, заданный в начале материала, не существует. Все знают: что русскому хорошо, то немцу — смерть. Каждому свое. Тюнинговый ВАЗ можно порекомендовать тем, кто ездит много и жестко, без оглядки на помятые крылья и «завернутые» о бордюры рычаги подвески. В таких «тренировочных» режимах дешевая в обслуживании отечественная машина окажется выгоднее. Ну а VW Golf GTi — хороший вариант для тех, кто ценит комфорт и не стремится превратить свою жизнь в бесконечное ралли. При этом, если нужно, десятилетний GTi вполне готов «взять низкий старт». И внешность немецкого хэтчбека говорит всем: «Мой хозяин — спортсмен…»

Перечень доработок
ВАЗ-21083 Protec (2000 г.в., пробег 30 тыс. км)

Двигатель ВАЗ-2112 увеличенного
объема (1780 куб. см)
Оригинальные распределительные валы
Измененные передаточные числа КПП (11-й ряд)
Доработанный механизм переключения передач
Спортивные опоры силового агрегата
Амортизаторы Protec
Пружины Protec
Усиленные кронштейны передней подвески
Передние тормоза ВАЗ-2112 (14»)
Шины Кама-208 (185/60 R14)
Водительское сиденье Protec
Руль Personal
Цена автомобиля — $6500

VW Golf GTi (1990 г.в., пробег 270 тыс. км)
Воздушный фильтр K&N
Прямоточный выпуск Super Sprint
Амортизаторы Koni Special
Распорки верхних и нижних опор передней подвески
Распорки верхних и нижних опор задней подвески
Передние тормоза VW G60 (280 мм)
Диски Авиатехнология (15»)
Шины Bridgestone S-03 (195/50 R15)
Руль Momo
Ксеноновые фары
Цена автомобиля 6000

Результаты измерений
Автомобиль ВАЗ-21083 VW Golf GTi
Максимальная скорость, км/ч 174,9 176,4
Время разгона, с
0-100 км/ч 10,48 11,35
на пути 400 м 17,42 17,83
на пути 1000 м 32,46 33,02
60-100 км/ч (III передача) 6,41 7,60
60-100 км/ч (IV передача) 9,48 9,99
80-120 км/ч (V передача) 16,43 15,43
Выбег, м
с 50 км/ч 515 524
130-80 км/ч 748 807
Тормозной путь
со скорости 100 км/ч, м 52,6 49,2
Замедление, м/с2 7,3 7,8
Стоимость основных запчастей, $
Автомобиль ВАЗ-21083 VW Golf GTi
Воздушный фильтр 2-3 4-9
Масляный фильтр 2 4
Топливный фильтр 3-4 9-14
Ремень ГРМ 6-7 7-14
Ремень генератора 3-5 3-5
Помпа 10-15 20
Свечи (комплект) 7 13
Комплект сцепления 50-65 100-200
ШРУС 23-30 45-75
Амортизатор передний 20-50 30-55
Амортизатор задний 20-40 20-50
Тормозной диск передний 20-50 20-30
Тормозные колодки передние 10-20 10-30
Шаровая опора 3-8 10-14
Крыло переднее 31 30
Капот 75 80
Бампер передний 47 60-85
Бампер задний 40 70
Лобовое стекло 20 50-70
Фара 25 30-40

Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.