Вам не приходилось при старте со светофора быть позорно обставленным Москвичом? И понять, в чем же дело, только прочитав на стремительно удаляющейся крышке багажника надпись «Святогор»? С одним из нас недавно случилась именно такая история. Поэтому предложение поездить на двух тюнинговых Святогорах нас заинтересовало.
Текст: Рустам Акиниязов и Александр Диваков
Героев этой публикации их создатели нарекли с выдумкой: Синий Кит и Желтая Нога. Кто есть кто, думается, понятно из фотографий. Пятнадцатидюймовые литые диски Прома, окрашенные в ядовито-желтый цвет, не только оживляли скучноватый облик Москвича, но и помогали нам не перепутать две машины, которые иначе было бы трудно отличить друг от друга. Впрочем, только на вид.
Основные различия — внутри. Под капотом Желтой Ноги — двухлитровый двигатель Renault F3R. Мотор форсирован: доработаны впускные и выпускные каналы, установлены клапаны с оптимизированным профилем, изменены фазы газораспределения путем установки нового распредвала. Увеличена степень сжатия. В результате мощность возросла приблизительно на 20-25 лошадиных сил. Возможна и дальнейшая форсировка, но она будет эффективной только при условии перепрограммирования системы управления двигателем, а импортный тюнинговый чип для мотора Renault стоит дороговато — 400-500 долларов.
Второй Москвич представляет собой более демократичный вариант Святогора — с «классическим» вазовским мотором. Этот двигатель доработан по тем же пунктам, с увеличением рабочего объема до 1800 куб. см. Мощность, по словам создателей машины, составляет примерно 105 л. с.
Над трансмиссией Желтой Ноги потрудились, пожалуй, не меньше, чем над форсировкой двигателя. Изменены передаточные числа КПП, установлена главная пара с увеличенным отношением (4,375 против стандартного 4,22), а также дифференциал повышенного трения типа Quaife. На более дешевом Москвиче с вазовским мотором ограничились установкой пары с отношением 4,3 и дифференциала повышенного трения, а в самой КПП ничего менять не стали.
В подвесках обоих автомобилей спереди и сзади стоят газовые однотрубные амортизаторы SVR, созданные на основе собственных расчетов с использованием комплектующих питерской фирмы Plaza. Доработаны и тормоза. Установлены передние тормозные механизмы повышенной мощности, а вместо штатных тормозных дисков — вентилируемые, увеличенного диаметра. Интересно будет также сравнить работу тормозных систем: на одном автомобиле стоит отечественный главный тормозной цилиндр, а на другом (естественно, на том, что с мотором Renault) — английский, фирмы Lucas.
Все подробности комплектации выяснены, пора устраивать тестовый пробег. Середина зимы со скользкими снежными дорогами — не лучшее время для оценки результатов тюнинга, особенно изменений в эффективности тормозов, но… кое-какие наблюдения мы все же сделали.
Москвич с мотором Renault, конечно, богатырь. Такому и старт не стыдно проиграть. А форсированный Святогор без особого напряжения оставляет позади 95 процентов машин в московском транспортном потоке. При этом мотор работает плавно, тихо (кстати, для тех, кого это не устраивает, SVR Сonversions разрабатывает спортивную выхлопную систему) — словом, так, как и положено мотору иномарки.
С вазовским двигателем Москвич превращается совсем в другую машину. Шумы, вибрации, провал при резком нажатии на педаль газа — все «по-нашему». Однако нужно отдать должное мотористам: едет Москвич шустрее любого своего стандартного аналога — после 4000 оборотов мотор оживает, и если, не жалея барабанных перепонок, раскрутить его до 6000, ускорение получается достойное.
Но — не ускорением единым… Честно говоря, первые попытки побыстрее въехать в поворот на Желтой Ноге после великолепного разгона обескуражили. Несмотря на то, что амортизаторы и дифференциал повышенного трения видимо сыграли-таки свою роль, и автомобиль стал более охотно входить в повороты, надежнее контролироваться в скольжении, чуда не случилось — Москвич все равно остался Москвичем.
Невнятный руль со слишком большим передаточным отношением (чуть ли не 5 оборотов от упора до упора), вялые отклики, безнадежно запаздывающие реакции автомобиля не вызывают никакого энтузиазма. Видимо, как и в случае с вазовской «десяткой», установки специальных амортизаторов, шин, даже жестких кронштейнов в подвеске (а фирма предлагает и такую услугу) недостаточно, чтобы полностью победить врожденные недуги.
О тормозах мы можем сказать только то, что и так лежало на поверхности: разница между работой английского «вакуумника» и российского — как между небом и землей. Оценить на скользком покрытии эффективность более мощных тормозов, естественно, было нереально — эту работу мы отложим до лета (к тому времени у SVR Conversions будет готова новая, еще более «продвинутая» версия Святогора). А пока напрашиваются следующие мысли…
Мысль первая: ни один российский автомобиль не дает сегодня «столько двигателя» за столько денег, как Москвич-214145. Мысль вторая: будучи на сегодня самым скоростным и динамичным российским легковым автомобилем массового производства (ВАЗ-21106 не считаем — он в четыре раза дороже), стандартный Святогор с его управляемостью и тормозами попросту опасен. Об этом должен помнить каждый, кто покупает такую машину, польстившись на ее динамические характеристики. Мысль третья: тюнинг Святогора интересен тем, что может приблизить возможности трансмиссии, подвески и, главное, тормозов к потенциалу двигателя, сделать разрыв между ними не столь явным, а, следовательно, езду (в том числе и быструю) — более приятной и безопасной. Мысль четвертая, заключительная: спортивного автомобиля, driver’s car, в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие, из Святогора все равно не получится.
Впрочем, нет. Сделать спортивный автомобиль можно из чего угодно (и в гоночной истории тому есть немало примеров). Вопрос лишь в том, сколько это будет стоить… Можно, конечно, изготовить рулевой механизм с уменьшенным передаточным отношением (это как раз не самое сложное — работа над ним уже ведется), усилить место крепления этого механизма к кузову (что сложнее), «заневолить» все шарниры в подвеске (верхние опоры стоек на ШСах есть уже сегодня), в конце концов, собрать переднюю подвеску на вильчатых рычагах, вместо нынешнего МакФерсона! Но представляете, сколько денег и труда нужно во все это вложить?
(Автоспорт №3’2000)
Автора! Автора!
Автомобили, о которых идет речь в этой статье, созданы тюнинговой фирмой SVR Conversions. Основатель и идеолог фирмы — Алексей Косенчук, мастер спорта, выходец с АЗЛК, с 1989 года — технический руководитель профессиональных спортивных команд Алеко-кросс и Лада Инжиниринг. С 1998 года фирма SVR Conversions помимо своего основного направления деятельности — разработки и изготовления трансмиссий спортивных автомобилей — занимается и тюнингом автомобилей Москвич.
Перечень доработок
Москвич-214145 Желтая Нога
Двигатель Renault F3R (форсированный, 135 л. с.)
КПП с измененными передаточными отношениями
Главная пара с передаточным отношением 4,375
Дифференциал повышенного трения
Газонаполненные амортизаторы SVR Сonversions
Тормозные механизмы увеличенной мощности
Вентилируемые тормозные диски диаметром 280 мм
Стоимость пакета доработок: $2400
Стоимость нового автомобиля: $3200
Итоговая стоимость: $5600
Москвич-2141 Синий Кит
Двигатель ВАЗ-2106-21213 (форсированный, 105 л. с.)
Главная пара с передаточным отношением 4,3
Дифференциал повышенного трения
Газонаполненные амортизаторы SVR Conversions
Тормозные механизмы увеличенной мощности
Вентилируемые тормозные диски диаметром 280 мм
Стоимость пакета доработок: $1660
Стоимость нового автомобиля: $2200
Итоговая стоимость: $3860
Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а