Текст: Валерий Арутин
К этому нас так настойчиво призывала в свое рекламная кампания BMW третьей серии. Однако входной билет, согласно этой же рекламе, недешев: «…от 26.400 Евро». Мы выяснили, что попасть в заветное царство баварских машин можно и намного дешевле.
Например — купив подержанный BMW. Лучше всего «трешку» предыдущего поколения. Ее дизайн и по сей день вызывает восхищение, а выбор быстрых модификаций необычайно широк. В этой статье мы остановимся на BMW 325i 1992-1995 годов выпуска.
В газетных объявлениях о продаже BMW 325i с традиционной формулировкой «месяц из Германии» часто фигурирует цена $7000-8000. Однако анализ цен на немецком рынке и несложный подсчет показывает, что пригнать из Германии такой автомобиль в идеальном состоянии меньше чем за $12000 практически нереально. Это и есть диапазон цен: от $7000 за «рыночные» экземпляры с неизвестным прошлым до $12000 за машину, купленную и обслуживавшуюся в «автохаусе», то есть, говоря по-нашему, у официального дилера.
Стоит задуматься о том, какая модификация «трешки» вам подходит, поскольку вариантов кузова третьей серии было немало: седан, универсал, купе и даже кабриолет. Выпускали и укороченный хэтчбек Compact, но для любителя спортивной езды он мало привлекателен, поскольку на него ставили только маломощные двигатели. Настоящий BMW-driver признает «трешку» только с 6-цилиндровым рядным мотором. Такие двигатели имели объем 2 и 2,5 литра, а с 1996 года их заменили на 2,3- и 2,8-литровые силовые агрегаты соответственно. Кроме того, не стоит забывать, что отделением BMW Motorsport выпускалась и знаменитая BMW M3 с 6-цилиндровым двигателем мощностью 321 л.с.!
Опробовав 325-ю на ходу, понимаешь приверженцев рядной «шестерки». Бархатистый голос этого мотора не похож ни на четырехцилиндровый звон, ни тем более на бурчание турбомоторов. Хочется держать педаль газа утопленной в пол долго-долго. Жаль, что у нас нет автобанов…
При этом раскручивается мотор довольно ровно, без подхватов. Прекрасно подобраны передаточные числа коробки. Набрав высокую скорость, автомобиль строго держит прямую и четко реагирует на повороты руля, однако без излишней остроты. В повороте BMW демонстрирует легкую недостаточную поворачиваемость, в пределе соскальзывая с траектории передней осью. Но если захотеть, можно спровоцировать и занос — мощности двигателя хватает для этого даже на сухом асфальте, а управляется в скольжении автомобиль отменно.
И все же главный козырь BMW 325i не в двигателе и даже не в управляемости. Этот автомобиль как ни один другой седан сам настраивает водителя на спортивный лад. Великолепный по информативности руль, из-за чего иногда он даже кажется туговатым. Напольная педаль газа, позволяющая с ювелирной точностью дозировать тягу двигателя, и педаль тормоза, создающая впечатление, будто и нет в машине никакого усилителя тормозов — настолько адекватно автомобиль реагирует на команды правой ноги. Активный водитель получит огромное удовольствие от единения с этим автомобилем — ему доступно будет редкое чувство, когда машина становится как бы продолжением тебя самого. К этому привыкаешь, и потом этого начинает не хватать. Недаром многие владельцы BMW аргументируют свою привязанность к этим автомобилям тем, что они попросту боятся ездить на других машинах…
Любишь кататься…
BMW третьей серии широко распространены в России, поэтому у официальных дилеров всегда есть в наличии оригинальные детали, пользующиеся наибольшим спросом. Однако «оригинал» очень дорог, хотя по качеству неоригинальные запчасти известных производителей обычно ничем не уступают несущим фирменное клеймо BMW. Если же хочется еще сэкономить, то можно попытать счастье на одной из многочисленных «разборок», где продаются запчасти second hand. Проблем с наличием деталей почти нет, однако придется мириться с тем, что BMW — марка необычная и детали для этих машин почти всегда дороже, чем аналогичные на Ford или Volkswagen.
Из слабых мест «трешки» первым в списке стоит кузов. Он, к сожалению, ржавеет намного быстрее, чем кузова пятой и седьмой серии тех же лет. В противовес кузову, двигатели «трешки» очень надежны. На 6-цилиндровых моторах наиболее слабым звеном является система охлаждения, требующая частой чистки радиатора, а также повышенного внимания к термомуфте, включающей вентилятор. На пожилых машинах из нее уходит вязкостная жидкость, и вентилятор перестает включаться, что может вызвать перегрев двигателя. За новую муфту придется отдать около $100. Кроме того, на машинах ранних лет выпуска случаются поломки водяного насоса, у которого пластмассовая крыльчатка проворачивается на валу. Позже двигатели стали комплектовать помпами с металлической крыльчаткой, и проблема исчезла. Насосы нового образца (их делают и сторонние производители) взаимозаменяемы со старыми.
Высокая мощность мотора влияет на ресурс деталей задней подвески, испытывающих при активной езде высокие нагрузки. Часто подержанные BMW из-за этого требуют замены пружин и сайлентблоков. Случаются и трещины на кузове в местах крепления рычагов. Другим последствием активной езды является коробление передних тормозных дисков. Это признают даже немцы, объясняя данное явление вынужденной необходимостью применять безасбестовые колодки, на которые конструкция тормозов изначально не рассчитана. Отечественный опыт показывает, что этой проблемы можно избежать, если не экономить на колодках и устанавливать более дорогие, спортивные, например Ferodo Racing. В противном случае диски придется менять едва ли не чаще, чем сами колодки.
(Автоспорт №7’2001)
Технические характеристики автомобиля BMW E36 (данные производителя) | |||
Модель | 323i/325i (до 1996 г.) | 328i | M3* |
Двигатель | рядный, с распределенным впрыском | рядный, с распределенным впрыском | рядный, с распределенным впрыском |
Число цилиндров | 6 | 6 | 6 |
Кол-во клапанов | 24 | 24 | 24 |
Рабочий объем, куб.см | 2494 | 2793 | 3201 (3152) |
Диаметр/ход поршня, мм | 84х75 | 84х84 | 86,4х91 (86,4х89,6) |
Степень сжатия | 10,5 | 10,2 | 11,3 (10,5) |
Максимальная мощность, л.с. | 170/192 при 5500/5900 об/мин | 193 при 5300 об/мин | 321(243) при 7400 (6000) об/мин |
Максимальный крутящий момент, Нм | 245 при 3950/4200 об/мин | 280 при 3950 об/мин | 350 (320) при 3250 (3800) об/мин |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | механическая, 5-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая 5-ступенчатая) |
Передаточные числа | — | — | — |
I | 4,23 | 4,2 | 4,23 (4,2) |
II | 2,52 | 2,49 | 2,51 (2,49) |
III | 1,66 | 1,66 | 1,67 (1,66) |
IV | 1,22 | 1,24 | 1,23 (1,24) |
V | 1,0 | 1,0 | 1,0 (1,0) |
VI | — | — | 0,83 (-) |
З. х. | 4,04 | 3,89 | 3,75 (3,89) |
Главная пара | 2,93/3,15 | 2,93 | 3,23 (с дифференциалом повышенного трения) |
Передаточные числа | — | — | — |
I | 3,67 | 3,67/2,86** | 3,67 |
II | 2,0 | 2,0/1,62** | 2,0 |
III | 1,41 | 1,41/1,0** | 1,41 |
IV | 1,0 | 1,0/,072** | 1,0 |
V | 0,74 | 0,74/-** | 0,74 |
З. х. | 4,1 | 4,1/2,0** | 4,0 |
Главная пара | 2,93/3,15 | 3,07/3,91** | 3,38 |
Шины | 205/60 VR15 | 205/60 WR15 | 225/45 ZR17 спереди, 245/40 ZR17 сзади |
Снаряженная масса | — | — | — |
седан/универсал/купе, кг | 1310/1365/1310 | 1320/1365/1320 | 1460/-/1440 |
Максимальная скорость***, км/ч | 227 (224)/233 (231) | 236 (232) | 250 (220) |
Время разгона*** 0-100 км/ч, с | 8,0 (9,0) | 7,3 (7,8) | 5,5 (6,4) |
Расход топлива (метод EU), л/100 км | — | — | — |
Механическая КПП | 6,7/12,9 | 6,7/13,5 | 7,5/16,9 |
Автоматическая КПП | 7,3/15,0 | 7,3/15,3 | -**** |
* В скобках приведены данные версии для американского рынка.
** На версии для американского рынка устанавливались 4-ступенчатые автоматические КПП GM THM.
*** Данные автомобилей с кузовами седан и купе (в скобках — для машин с автоматической коробкой передач).
**** Автоматические КПП устанавливались только на М3 для американского рынка, и расход топлива для них определяется по другой методике.
Примерные цены на запчасти к автомобилю BMW 325i E36, $ | |
Ремень генератора | 6-10 |
Водяной насос | 45 |
Бензонасос | 120-150 |
Термомуфта вентилятора | 80-120 |
Фильтр воздушный | 13-17 |
Фильтр масляный | 7 |
Фильтр топливный | 25 |
Комплект сцепления | 125 |
ШРУС | 65 |
Амортизатор передний/задний | 70-90/45-60 |
Пружина передняя/задняя | 50/45-65 |
Сайлентблоки подвески (за 1 шт.) | 7-26 |
Стойка стабилизатора переднего/заднего | 17/8 |
Нижний рычаг передней подвески (с шаровой) | 90 |
Рулевая тяга | 35 |
Тормозной диск передний/задний | 24-38/20 |
Тормозные колодки передние/задние | 80/25 |
Крыло переднее | 32 |
Капот | 112 |
Решетка радиатора | 50 |
Бампер передний | 115-170 |
Лобовое стекло | 90-120 |
Фара | 120-220 |
***
Читай правильно
BMW производит автомобили 3-й, 5-й и 7-й серий уже довольно давно, и под одной аббревиатурой (например, BMW 320i) могут скрываться совершенно разные машины. В объявлениях о продаже зачастую встречаются малопонятные определения, например «переходная». Особенно забавно звучит описание силового агрегата «мотор — плита», по-видимому, призванное вселить в покупателя убеждение в надежности двигателя, а на самом деле лишь описывающее его плоскую пластиковую крышку.
Грамотные продавцы, дабы избежать путаницы, предпочитают употреблять заводские обозначения. Поэтому, если на вопрос о том, какая у него BMW, человек отвечает, дескать, тридцатая, не удивляйтесь — он не арабский шейх, имеющий громадный гараж. В действительности у него всего-навсего BMW третьей серии выпуска до 1992 года, или, по заводской спецификации, имеющая кузов Е30.
Та же история с моторами. На самом деле типов двигателей в производственной программе баварской фирмы было не очень много (намного меньше, чем, например, у концерна VAG), причем однотипные моторы могли иметь различный рабочий объем. В результате и здесь удобнее использовать заводские маркировки. Ниже приводятся заводские обозначения кузовов седанов третьей серии и 6-цилиндровых двигателей, устанавливавшихся на рассматриваемую нами модель Е36.
6-цилиндровые бензиновые двигатели модели Е36 | ||||
Индекс модели | Номер двигателя | Рабочий объем, см3 | Мощность, л.с. | Годы выпуска |
320 | М50 B20 | 1991 | 150 | 92-95 |
323 | М52 В25 | 2494 | 170 | 96-98 |
325 | М50 В25 | 2494 | 192 | 92-95 |
328 | М52 В28 | 2793 | 193 | 96-98 |
М3 | S50 B30 | 2990 | 286 | 93-95 |
M3 | S52 | 3201 | 321 | 95-2000 |
Седаны 3-й серии | |
Заводской номер | Годы выпуска |
Е21 | 75-82 |
Е30 | 83-91 |
Е36 | 92-98 |
Е46 | 98-н.в. |
Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а