Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

ВАЗ-21093 Билкон: Miller Light

Во всем мире доработка внешности автомобиля — главный источник доходов тюнинговых фирм. Даже самые солидные ателье не брезгуют всевозможными спойлерами, порогами и накладками, подчас изменяющими облик машины до неузнаваемости. И только среди тех, кто профессионально занимается тюнингом вазовских машин, пластиковые обвесы считаются баловством, пустой тратой денег. Но, к счастью, и из этого правила существуют исключения…
Текст: Валерий Арутин

Болельщики со стажем конечно же вспомнят эти очертания. В 1997 году один из фаворитов российского «кольца», команда Миллер Пилот, вывела на старт две необычные «восьмерки». Тогда это были первые автомобили со специальным аэродинамическим пакетом, включавшим в себя необычной формы бамперы, пороги и дополнительные спойлеры. Позже машины с этим обвесом использовали и другие команды, а кто-то, например Лукойл, сделал ставку на собственные разработки. Ну а тот, первый обвес, так и остался в памяти людей как «миллеровский».

Сегодня в Супертуризме без серьезной работы с аэродинамикой не обходится ни одна команда. Но в те годы аэродинамических исследований еще никто не проводил, поэтому создателю необычного облика для «восьмерки», известному дизайнеру Александру Захарову, пришлось руководствоваться чисто теоретическими выкладками. Сейчас уже никто с уверенностью не скажет, давал ли аэродинамический пакет «черно-желтым» какое-то преимущество в скорости, но одно известно точно: благодаря необычному внешнему виду, машины Миллер Пилот пользовались наибольшим вниманием и любовью болельщиков. На Воробьевых горах, где в то время проводились московские этапы российского чемпионата, у палаток команды всегда собирались толпы фанатов Алексея Васильева и Николая Фоменко.

Согласитесь, что и обычную дорожную «девятку» этот обвес в превращает в автомобиль с очень грозной внешностью. Низкий, выдающийся вперед спойлер с боковыми стойками, перетекающими в передние крылья, задний бампер, низ которого образует диффузор, призванный на большой скорости прижимать машину к дороге, рельефные пороги… Воспроизвести дизайн легендарных кольцевых машин взялось московское ателье Lit, специализирующееся на изготовлении пластиковых обвесов. На складах фирмы сохранились формы, по которым изготавливались детали для спортивных машин и после небольших доработок на их основе был выполнен «гражданский» вариант. Правда стоит этот обвес намного дороже, чем любой из стандартных комплектов фирмы, да и подгонять его к автомобилю приходится вручную, что занимает, минимум, неделю. В итоге, некоторые отличия от гоночного оригинала все же имеются, да и над дорогой автомобиль поднят значительно выше гоночного, но вид у него все равно самый, что ни есть боевой.

А раз так, то нужно соответствовать. Слишком много становится желающих посоревноваться с агрессивной «девяткой» на светофорах. Да и компенсировать увеличившееся в результате установки обвеса лобовое сопротивление тоже было бы нелишне. Владелец машины начал с доработки карбюратора, увеличения рабочего объема, установки «короткой»главной пары… Каждый шаг в тюнинге неизбежно вызывает желанию сделать что-то еще. В итоге, когда хозяин уже серьезно доработанного автомобиля обратился в СТК «Билкон», возможности форсировки 8-клапанного карбюраторного мотора оказались почти исчерпанными.

Тогда было принято решение сменить силовой агрегат целиком. Место под капотом занял двигатель ВАЗ-2112 с 16 клапанами и распределенным впрыском топлива. Его сразу форсировали, увеличив рабочий объем до 1,7 л, установив спортивные распредвалы и прямоточный выпуск. С таким мотором светофорные гонки, как правило, выигрываются за явным преимуществом. Главное, не трогаться совсем «внатяг» — крутящего момента на низких оборотах меньше, чем ожидаешь от мотора такого объема. Дело в «широких»распредвалах, позволяющих получить существенный прирост мощности на максимальных оборотах. Тяги на низах они не добавляют, зато 1700-кубовый двигатель легко раскручивается до 7000 об/мин. Кстати, трансмиссия, при таких характеристиках мотора настроена нестандартно. Владельцу казалось, что при езде по городу автомобиль слишком много шлифует колесами асфальт, даже несмотря на наличие самоблокирующегося дифференциала. Поэтому главную пару поставили самую «длинную», с передаточным числом 3,5. Кроме того, ему хотелось, чтобы на трассе, при движении с максимальной скоростью, мотор не «закручивался», а работал в оптимальном диапазоне 5000-5500 об/мин. Эта цель достигнута, но, естественно, ценой определенных потерь в динамике.

Жаль, что снежная погода не дала в полной мере оценить предельные возможности двигателя и 15-дюймовых тормозов. Зато позволила получить массу удовольствия от езды со скольжениями. Все-таки, сочетание амортизаторов Koni с пружинами Eibach хоть и недешево, но дает прекрасный эффект! Свой вклад вносят и верхние опоры передних стоек на ШС’ах. Чувствительность рулевого управления и реакции автомобиля — выше всяких похвал. Если при входе на дугу автомобиль «поплыл» передней осью наружу, стоит только немного сбросить газ, как снос передних колес тут же переходит в плавный занос задних. Небольшая коррекция рулем, снова увеличиваем тягу, и мотор, которому помогает блокировка, катапультирует автомобиль к следующему повороту. Мощный двигатель и острое рулевое управление позволяют все действия рулем и газом выполнять с минимальной амплитудой. Отлично! На льду, правда, реакции автомобиля становятся намного более размазанными. Машина делает все неохотно, с большими запаздываниями, требуя от водителя более размашистых действий. Но одна из причин такого поведения — нешипованные «снежные»шины Nokian Hakkapeliitta Q, не слишком хорошо работающие на голом льду.

В целом же, нужно признать, машина получилась удачной. Это тот редкий случай, когда внешность полностью гармонирует с внутренним содержанием. Ведь по своим возможностям черный автомобиль вполне достоин своих кольцевых предков. Это, конечно, не 160-сильный кольцевой болид Miller. Это что-то полегче — Miller Light.

(Автоспорт №1’2003)

ПЕРЕЧЕНЬ ДОРАБОТОК
Двигатель ВАЗ-2112 (1,7 л) — $2350*

Спортивные распредвалы
Выпускной коллектор 4-2-1
Прямоточный выпуск (51 мм)
Спортивный воздушный фильтр
Трансмиссия $650
Измененные передаточные числа (11-й ряд)
Главная пара3,5
Самоблокирующийся дифференциал
Подвеска $920
Амортизаторы Koni
Пружины Eibach
Доработка корпусов передних стоек
Верхние опоры передней подвески с ШС
Растяжка верхних опор передней подвески
Стальные кронштейны передней подвески
Задний стабилизатор
Тормоза $750
Передние диски 284 мм
Тормозные колодки Ferodo Racing
Задние дисковые тормоза
Доработанный вакуумный усилитель
Колеса — $1740
Диски Авиатехнология (8 шт.)
Летние шины Michelin Pilot Sport 205/50 R15
Зимние шины Nokian Hakkapeliitta Q 185/55 R15
Аэродинамический обвес Lit — $1200
Дополнительные внешние детали — $400
Итого — $9510
* — плюс $1500 за стандартный мотор ВАЗ-2112

Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем

сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.