Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Cвой в доску «босс»

Cначала января имя Йоса Ферстаппена не сходило с первых полос голландских газет, а интернетовские чаты и конференции местных фанатов Формулы-1 ломились от наплыва взбудораженных посетителей. По степени ажиотажа казалось, что речь идет как минимум о близком чемпионском титуле для голландского ветерана Формулы-1. На самом же деле публика неотрывно следила за тем, сумеет ли Йос выиграть ожесточенную битву за место призового пилота в маленькой Minardiѕ И тот день, когда Пол Стоддарт на пресс-конференции в Роттердаме объявил о подписании контракта с Ферстаппеном на 2003 год, стал в Стране тюльпанов маленьким национальным праздником.
Текст: Катерина Оспинникова

Итак, на повестке дня очередное пришествие Йоса Ферстаппена в Формулу-1. На этот раз он вернулся после годичного отсутствия и, фактически, из ниоткуда. После того как перед стартом сезона-2002 Том Уокиншоу уволил голландца из Эрроуза, предпочтя ему Хайнца-Харальда Френтцена, Йос на целый год остался без работы. Но он в который раз доказал свою невероятную «профессиональную живучесть» и вновь оказался востребован.

Этот здоровенный, как шкаф, парень с медлительными движениями и ленивым взглядом – один из долгожителей нынешней Формулы-1 и один из самых необъяснимых ее персонажей. И, пожалуй, самое удивительное – это гигантская армия его поклонников. Даже когда Йос в очередной раз оказывался за бортом Больших Призов, на трибунах автодромов можно было встретить его многочисленных фанатов, преданно размахивающих оранжевыми флагами с надписью: «Jos the Boss». И далеко не все они на поверку оказывались голландцами! В Англии, Бельгии и даже Норвегии много лет существуют активные фан-клубы Йоса Ферстаппена – пилота Ф-1, чьим лучшим результатом в карьере является 3-е место на подиуме и 10-е в чемпионате, да и то – в незапамятные времена. Выходит, что фанаты из года в год демонстрируют преданность одному из самых закоренелых неудачников Формулы-1? Ведь яркому таланту Ферстаппена так и не суждено было реализоваться – карьера голландца в Формуле-1 почти сплошь состояла из ухабов и обломов. А ведь как здорово все начиналосьѕ

Чемпион со свалки
Гоночной лихорадкой маленького Йоса заразил отец – в пику собственному родителю, суровому, презирающему всяческое баловство и развлечения старику. Глава семейства Ферстаппенов признавал только одно искусство – делать деньги и в свое время категорически запретил сыну заниматься автогонками. Бизнесом деда была утилизация отходов. Именно семейная мусорная свалка, где немалое место занимало кладбище старых автомобилей, и стала для четырехлетнего Йоса первым в жизни картодромом. А первый карт, как утверждается теперь в фамильных легендах Ферстаппенов, собственноручно соорудил ему отец из материала, откопанного в мусорных горах.

Страсть отца к гонкам Йос унаследовал сполна, а в упорстве, независимости и решительности даже сумел его превзойти. В 16 лет он бросил школу и нашел себе работу по душе – в компании, специализировавшейся на тюнинге двигателей. Руки у парня оказались золотые и в 1991 году, последнем сезоне своих выступлений в картинге, Йос уже сам готовил для себя моторы.

Картинговая карьера Ферстаппена развивалась более чем успешно: впервые выйдя на официальные соревнования в возрасте девяти лет, за 11 сезонов он успел завоевать целую коллекцию чемпионских титулов и побороться на трассах со множеством восходящих звезд – Михаэлем Шумахером, Джанкарло Физикеллой, Яном Магнуссеномѕ С удовольствием вспоминая свою картинговую карьеру, Ферстаппен сегодня жалеет лишь о том, что так и не завоевал звание чемпиона мира: «Мне не везло с этим титулом – каждый раз в решающей гонке что-нибудь ломалось или я сам совершал ошибку. Я должен был победить в 1991-м, но незадолго до финиша у меня взорвался двигатель – и титул ушел к Ярно Трулли. А вот Физикеллу на чемпионате Европы в 89-м я все -таки уделал!»

Но пора было двигаться дальше. Зимой 1992 года голландец впервые появился на тестах местной Формулы Opel. Для пробных заездов ему досталась битая развалюха образца 1979 года, но когда Йос принялся наматывать один круг за другим, у засекавших его время механиков глаза на лоб полезли – парень показывал настолько быстрые секунды, что их поспешили списать на неисправность секундомера!

Ферстаппен не стал размениваться на самые младшие гоночные классы и в 1992 начал свою взрослую карьеру с Формулы Opel в чемпионате Бенилюкса. Место в команде ему нашел его новый менеджер – энергичный Хууб Ротенгарттер. Вряд ли оба предполагали тогда, что их сотрудничество затянется на долгих двадцать лет. Но еще большее влияние на карьеру голландца оказала его встреча с Вилли Вебером – менеджером Михаэля Шумахера. Вебер заинтересовался талантливым пареньком и в 1993-м году пригласил его в свою команду WTS, выступавшую в немецкой Формуле-3. В первой же гонке Йос приехал на подиум! А потом и вовсе «порвал» всех конкурентов, завоевав чемпионский титул.

В Формуле-1 тогда как раз намечалась смена поколений, и шефы команд внимательно отсматривали младшие классы на предмет новых талантов. Осенью 1993 года Йос провел свои первые тесты – за Arrows и оказался настолько быстр, что его буквально засыпали соблазнительными приглашениями на место тест-пилота. Всю зиму за него активно боролись McLaren и Benetton. Но когда почти все в паддоке уже были уверены, что Йос в 1994 году будет официальным тест-пилотом МакЛарена, Флавио Бриаторе изящно увел многообещающего новичка у Рона Денниса прямо из-под носа! Но не будем забывать – за Ферстаппеном тогда приглядывал и Вилли Вебер, а он всегда предпочитал держать своих подопечных под рукойѕ Впрочем, и сам Benetton, нацеливавшийся на свой первый чемпионский титул, выглядел предпочтительнее – несмотря на все регалии, команда Рона Денниса вступала в долгую полосу кризисаѕ

Из огня да в полымя
Стремительность дальнейшего карьерного взлета голландца поражала воображение. Второй пилот Benetton Юрки Ярви Лехто на предсезонных тестах в Сильверстоуне попадает в тяжелую аварию, которая выводит его из строя на несколько месяцев. И на первой гонке сезона в Сан-Паулу второй болид команды выводит на старт 23-летний тест-пилот, вчерашний картингист, не проехавший еще за свою формульную карьеру и полсотни гонокѕ Потом таких гонщиков будет немало – придет в Ф-1 старый соперник Йоса по картингу Трулли, появятся Дженсон Баттон, Кими Райкконен, однако в свое время Ферстаппен установил рекорд.

Но тут-то в карьеру Йоса и вмешалась кривая судьбы. Уже первый Гран При чуть не закончился для него трагически: авантюрист Эдди Ирвайн заварил настоящую кашу, «собрав» четыре машины сразу – и Йосу пришлось испытать летные качества В194ѕ А жуткий пожар во время дозаправки в Хоккенхайме – бензиновый душ и море огня – помнят, наверное, все любители автогонок. Жизнь Йосу спасли только отличные огнеупорные материалы, применяемые в Формуле-1, – он отделался легкими ожогамиѕ

Но не эти страшные инциденты сделали таким безрадостным для Ферстаппена его дебютный год. Конечно, для своих соотечественников он – первый голландец в истории, поднявшийся на подиум Ф-1, – уже стал героем, ноѕ Если его партнер Михаэль Шумахер успешно боролся за чемпионский титул, то Йос большую часть гонок закончил на обочине. Сегодня он признается, что, должно быть, слишком рано перешел в Формулу-1 и оказался не готов к ее нагрузкам. Но в Benetton существовал и другой депрессивный фактор, способный подкосить не только новичка, но и опытного гонщика – Шумми-центрическая организация команды. «Наверное, я просто оказался в нужном месте в ненужное время, – говорит Йос. – Для меня тот год оказался невероятно трудным из-за того, что моим партнером был Шумахер. Мне совершенно не подходили его настройки, из-за чего машина была страшно тяжела в управлении! Но мне не давали ничего менять, так как Шумми с этими настройками побеждал».

Ферстаппен все же надеялся, что Benetton даст ему еще один шанс проявить себя, но напрасно. В 1995-м Бриаторе принял решение заменить его Джонни Хербертом, а своего тест-пилота сдал в аренду слабенькой команде Simtek. После этого в руках у Йоса уже никогда не было по-настоящему хорошей машины. И хотя на любом хламе голландец смотрелся достойно, даже зарабатывал очки, судьба – типичная история для Формулы-1, не правда ли? – безжалостно гнала его из одной команды в другую.

Дышащий на ладан Simtek продержался только до Гран-При Монако. С уходом спонсоров команда приказала долго жить, и Йос впервые оказался на обочине – хорошо ,что Benetton все еще нужен был тест-пилотѕ В 1996-м Йос оказался в Эрроузе, который только что купил Том Уокиншоу – половина сезона ушла на тяжбы по правам собственности, машину никто не доводил, а у мотористов не было денег на подготовку новых двигателей… В 97-м голландец нашел было уютную и надежную гавань – Tyrell, одну из старейших и опытнейших команд Больших Призов, которая всегда славилась своей «домашней» атмосферой. Старый Кен Тиррелл был доволен Йосом, но в конце сезона он вынужден был продать свое детище табачной корпорации BAT. Новый управляющий – Крэйг Поллок – предпочел набрать на переходный сезон-98 рента-драйверов, и Ферстаппен снова оказался не у дел.

Правда, в тот год ему все же повезло – Джеки Стюарт, разочарованный слабыми выступлениями Яна Магнуссена, в середине сезона ухватился за Ферстаппена, как за палочку-выручалочку. И вообще, казалось, что дела голландца пошли в гору – в конце сезона Йос получил заманчивое предложение от Хонды. Японцы тогда готовились вернуться в Формулу-1 заводской командой и предложили Йосу место тестера – с перспективой стать призовым пилотом. Несколько месяцев прошло за подготовкой машины, ноѕ В середине сезона Хонда неожиданно договорилась с BAR о поставках двигателей и отказалась от идеи собственной команды! Техническому руководителю проекта Харви Постлтуэйту этот разворот Хонды фактически стоил жизни – через несколько дней он умер от сердечного приступа. А Йос? Ну что ж, он просто в очередной раз оказался на улице.

К счастью ненадолго. На два следующих года Ферстаппену предстояло вернуться в Arrows – быстрые, хотя и не очень надежные, машины Эгбаля Хамиди дали ему долгожданную возможность потрепать нервы соперникам из более сильных команд и заработать несколько очков. Ферстаппен скоро стал лидером Эрроуза, но его недолгий роман с Томом Уокиншоу оборвался также беспричинно и нелепо, как и все в формульной карьере голландца. Официально продленный еще осенью контракт на 2002 год оказался расторгнут без видимого повода. Йосу осталось утешаться только перспективой выбить из Тома неустойку по суду, да и то он оказался далеко не первым в длинной очереди кредиторов. При таком раскладе даже место в Minardi покажется манной небеснойѕ

Свой парень
Так чем же, несмотря на далеко не блестящую карьеру, умудряется Йос Ферстаппен привлекать своих многочисленных фанатов? Быть может, тем, что до сих пор остается в их глазах простым, незатейливым и даже грубоватым «парнем с окраины». Да, он стал богат и известен, но толпа на трибунах по-прежнему чувствует в нем «своего».

Йос и жить предпочитает в таком же стиле – простом и незатейливом, без показной роскоши. Что главное в жизни? Ну, семья, разумеется! Жена Софи, встреченная, к слову сказать, на картинговых гонках, до сих пор иногда с удовольствием садится за руль карта. Двое ребятишек – Макс и Виктория. Никаких экзотических хобби – все оттуда, из «трудовой юности». «Что я люблю делать в свободное время? Гоняться на карте, возиться с двигателями. Еще люблю велосипед, пару лет назад увлекся было рыбалкой, но у меня на нее терпения не хватает! Иногда люблю погонять в футбол, но просто так, для себя, с друзьями. А вот лететь в Монако для того, чтобы погонять мячик перед журналистамиѕ Ну уж нет, увольте, такие развлечения – для Михаэля».

Кстати, с Шумми, несмотря на тяжелые воспоминания о годе в Benetton, Йос сохраняет приятельские отношения – уже второй год семейства Шумахеров и Ферстаппенов в полном составе на Новый год выезжают вместе отдохнуть в Норвегию. «Чем мы там занимаемся? Катались на лыжах – у нас в семье это все любят, особенно мы с Максом. Под Новый год жгли фейерверки, палили шутихиѕ Всем в окрестностях дали понять, что мы здесь!»

Его поклонниками часто становятся те, кого раздражают в Формуле-1 причесанные под одну гребенку правильные и политкорректные пай-мальчики. А Йос, ох уж этот Йос – он для Формулы-1 неправильный и совсем не корректный. Вспыльчивость Ферстаппена давно стала притчей во языцах. Рассказывают, что еще во времена младших формул его коллеги избегали вступать в конфликты с плечистым голландцем. Он был агрессивен и непредсказуем не только на трассе, но и за ее пределами – легко пускал в ход кулаки. Нет, Йос, парень, конечно, неглупый – и в «королевстве Берни Экклстоуна» особых вольностей себе сейчас не позволяет. Но, например, на столь любимом им картинге запросто может вступить в перебранку с крикунами на трибуне, не выбирая выражений. А однажды даже схлопотал судебный приговор – пять лет условно – за драку, которая закончилась для его оппонента пробитым черепом… Но за его «свойскость» трибуны прощают голландцу очень многое, даже выходки, которые навсегда бы испортили имидж другого пилота.

И Йос отвечает своим фанатам взаимностью. Там, где многие пилоты откровенно избегают бушующей толпы и отгораживаются от поклонников высокими заборами, Ферстаппен идет болельщикам навстречу и, кажется, получает от своей доступности искреннее удовольствие.

«Да, я популярен в Голландии. На улице меня часто узнают в лицо и говорят: «Ба, да это же Йос Ферстаппен!» Вот и отлично – это признак того, что дела у меня идут не так уж плохо. Я начну нервничать тогда, когда меня перестанут узнавать. Если у меня просят автограф или разрешения сняться со мной, я никогда не отказываю. Если ты постоянно пытаешься спрятаться от всех, забиться в свою нору, то у тебя начнутся проблемы. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мои фанаты должны обладать просто ангельским терпением. Когда я вижу, какое количество людей посещает мой веб-сайт и сколько их состоит в фан-клубах, я просто тащусь! Они – моя настоящая мотивация!».
(Автоспорт №2’2003)

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.