Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Гонки напрокат

Cегодня у каждого болельщика есть возможность оказаться на месте своих героев и прохватить десяток кругов на настоящей гоночной машине по настоящей гоночной трассе. Но, если услышав, что речь идет «всего лишь» о прокатном картинге, вы презрительно скривитесь — значит сами ни разу не пробовали. Где попробовать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы посетили все крытые московские картинг-центры и составили их рейтинг…

Текст: Григорий Голышев и Иван Коваленко

Cоздатель первого в мире карта американец Арт Инглес вряд ли мог предполжить, что построенная им в 1965 году «табуретка с мотором» положит начало самой массовой дисциплине автоспорта — колыбели почти всех великих чемпионов наших дней.

Быстро став популярным, картинг, однако, еще долго оставался уделом исключительно спортсменов. Немногие любители могли позволить себе купить и содержать гоночное шасси, а перспективы картинга как развлечения еще только предстояло увидеть. Первыми, в начале 80-х годов прошлого века, это сделали производители картов. Они пошли на риск и, чтобы расширить рынок сбыта, предложили машины для проката, разработанные с упором не на скорость, а на надежность и безопасность. Владельцы картодромов, до этого дававшие напрокат потрепанные гоночные шасси, наконец-то смогли забыть о завернутых восьмеркой рамах и высоких расходах на обслуживание. Началась эра прокатного картинга.

В России, несмотря на массовое развитие картинга в советские времена, как одного из «оборонно-технических» видов спорта, прокатных картодромов не существовало вплоть до конца 90-х. Первыми появились открытые площадки, выложенные изношенными покрышками. Новый аттракцион быстро приобрел популярность, однако отсутствие должного сервиса и комфорта все еще отпугивало большинство желающих. И только в последние три года прокатный картинг вышел на новый уровень развития. В Москве стали появляться крытые картодромы.

Пионером этого бизнеса стал австриец Герхард Зюсс, открывший возле станции метро «Автозаводская» первый в Москве карт-холл Indoor Carting. Посетителям предлагался беспрецедентный по тем временам сервис. Кроме самой возможности прохватить по трассе, в их распоряжении был уютный бар, бесплатная амуниция и даже душ!

После успешного дебюта Indoor-картинга в столице за короткое время появились еще три закрытых трассы, но даже четырех картодромов не достаточно, чтобы обеспечить всех желающих. «В Москве спокойно могут функционировать до двадцати картодромов, — говорит совладелец картодромов «Серебряный дождь» Никита Небылицкий. — Сейчас же, когда карт-центров немного, мы не испытываем особой конкуренции — от посетителей отбоя нет! В выходные, если вы не догадались заранее забронировать машину, вас может ждать многочасовая очередь».

Работать карт-центры начинают днем (время открытия колеблется от 12 до 16 часов) и закрываются часто далеко за полночь. По вечерам и в выходные здесь собирается «тусовка», проводятся турниры, на которых нередко можно встретить известных российских гонщиков. Но, если вы приехали не тусоваться, а осваивать технику управления гоночным автомобилем, то лучшее время для посещения — будни и день. Народу на трассе практически нет, и вы можете спокойно овладевать навыками езды на карте без боязни попасть кому-нибудь под колеса.

Перед тем как сесть за руль, вам, кроме обязательных шлема и подшлемника, предложат надеть защитный комбинезон. В карт-центре Indoor Carting в наличии имеются также специальная защита для ребер, отнюдь не лишняя для начинающих знакомство с миром картинга, и нежелающих вылезать из машины в синяках. Впрочем, здесь нужно сказать, что прокатный картинг — занятие достаточно безопасное. Перевернуть карт практически невозможно, а мягкие барьеры из покрышек защищают пилотов при столкновениях. Конечно, травму можно получить и поливая кактусы, но родителям, волнующимся за своих чад, следует знать, что, к примеру, езда на роликовых коньках опаснее на порядок.

Схема проката везде приблизительно одинаковая. На трассу, в зависимости от ее вместимости и количества желающих, выпускаются от четырех до десяти машин. Заезд обычно длится 10 минут. После финиша каждый участник получает полную распечатку результатов времени по кругам. Если такие «покатушки» наскучили, то, например, в «Серебряном дожде» или карт-центре «10 дюймов» вам предложат принять участие в клубном чемпионате. А если вы приехали большой компанией (значительная доля дохода карт-холлов поступает именно от проведения корпоративных вечеринок), вам предложат систему заездов, которая определит сильнейшего. В перерывах между заездами можно выпить чашку кофе или даже пообедать — в любом карт-центре есть кафе, из окон которого, как правило, открывается вид на трассу.

Прокатный картинг в столице набирает обороты. Четыре крытых карт-холла могут удовлетворить пресловутую жажду скорости во время длинной российской зимы, и, как знать, может быть безобидные на первый взгляд «покатушки» станут для кого-то первым шагом на длинном пути в профессиональный автоспорт. Именно так в свое время случилось и с Микой Хаккиненом, и с Михаэлем Шумахером, да и у нас за примерами далеко ходить не надо — каждый карт-центр может похвастать несколькими гонщиками, которые начинали свой путь в автоспорте именно с него.

Вы уже решили попробовать себя в гонках напрокат и думаете куда отправиться? Чтобы помочь вам в этом, мы посетили все московские карт-холлы и составили их рейтинг. А дабы не быть голословными, в этом рейде по карт-центрам мы пригласили поучаствовать одного из самых перспективных молодых гонщиков России, чемпиона страны по картингу в классе Интерконтиненталь-А-Юниор, Сергея Афанасьева. Он поможет нам оценить трассы с профессиональной точки зрения.

«СИНЯЯ РЕКА»
Ст. м. «Китай-город», Варварка, 6. Подвал гостиницы «Россия», юго-восточный корпус. Тел. 2324428. Режим работы: с 14.00-5.00. Стоимость: 10 мин.— 400 руб (6 л.с) и 600 руб (9 л.с). (действует система скидок)
Слово профи: «Трасса не очень сложная. Главная проблема — ширина. В некоторых местах может проехать только один карт. Из-за использования резины с протектором «шпильки» и некоторые повороты быстрее проходятся с заносом. Но при выходе из «шпилек» важно не переусердствовать с газом и не врезаться в ограничивающие поворот покрышки. Чтобы вписаться в поворот после съезда со второго этажа можно не тормозить — достаточно лишь сбросить газ».
Трасса
Трасса в подвале гостиницы «Россия», пожалуй, худшая, из всех опробованных нами. Узкая, выложенная грязными покрышками, с неровным асфальтом и обшарпанными стенами она не только производит гнетущее впечатление, но, кроме того, представляет реальную опасность — в некоторых местах ограждающие трассу бетонные стены и столбы вообще ничем не защищены. Длина — 320 метров.
Техника
Двигатель: Honda (6,5л.с). Старые, потрепанные машины совершенно не соответствуют заведению подобного уровня. А шины с протектором превращают кольцевую езду в раллийную.
Экипировка
Как и на любом картодроме, здесь вам предложат бесплатные шлем, подшлемник (почему-то очень напоминающий шапочку для душа) и комбинезон. Не простой, между прочим, а фирменный — из тех, что выпускает для механиков компания Sparco.
Кафе
Это пожалуй не кафе, а маленький ресторан, в котором очень неплохо готовят. К сожалению, окна, выходящие на трассу, выполняют, скорее, декоративную функцию и позволяют следить за событиями лишь на малом ее участке.
Персонал
Возникает ощущение, что карт-центру катастрофически не хватает людей. Хронометражом и подготовкой автомобиля к старту занимается только один человек, и при большом количестве стартующих в заезде это может повлиять на качество обслуживания. Кроме того, нехватка персонала отрицательно сказывается и во время самого заезда: в случае разворота помощи можно ждать очень долго. Учитывая же специфику трассы, это, вероятно, повлечет за собой появление «пробки».

«INDOOR CARTING»
Ст. м. «Автозаводская», Ленинская Слобода, 19. Тел. 7253391, Интернет: www.cartingindoor.ru Режим работы: будни 16.00-02.00, вых. 13.00-2.00. Стоимость: 10 мин. — 270 — 330 руб. (действует система скидок).
Слово профи: «Трасса очень простая — это одно из лучших мест для новичка. Она совсем короткая и не требует особого искусства в пилотировании. Весь круг, кроме двух «шпилек», проходится на полном газу. Лучше тормозить позже и заходить в них с внешнего радиуса. Следует быть осторожным во второй «шпильке» — там очень неровный асфальт, на котором карт сильно подскакивает».
Трасса
У короткой и относительно несложной трассы, пожалуй, лишь один минус — она быстро надоедает. Впрочем, пытаться сразу, как советовал Сергей Афанасьев, проходить ее на полном газу тоже не стоит — трасса скользкая, местами очень узкая и, чтобы избежать столкновения с покрышками, нужны хотя бы минимальные навыки. Длина — 250 метров.
Техника
Двигатель: Honda (6,5 л.с). Машины в Indoor Carting имеют два, но очень существенных минуса: «расхлябанные» педали тормоза и тугой руль. Первый недостаток не позволяет точно дозировать усилие при торможении. А руль не понравится новичкам, женщинам и детям — слишком быстро устают руки.
Экипировка
Экипировка в Indoor Carting содержится в идеальном состоянии. Чистые подшлемники и комбинезоны. Для желающих предлагается дополнительная система защиты: картинговый жилет.
Кафе
Уютное заведение с большими окнам, через которые очень удобно наблюдать за трассой. Умеренные цены и неплохой ассортимент блюд позволяют поставить ему уверенную «пятерку».
Перcонал
Все работники картодрома одеты в одинаковые комбинезоны. Когда на треке мало машин, с вами вместе может выехать механик, который в случае возникновения проблемы, очень быстро придет на помощь.

«10 ДЮЙМОВ»
Ст. м. «Савеловская», ул. Складочная, 1, стр 6. Тел. 2894347. Интернет: www.kartingclub.ru Режим работы: пн-птн 14.00-2.00, сб-вс 12.00-2.00 (до последнего клиента). Cтоимость: 10 мин. — 300 руб. для машин мощностью 5,5 л.с.; 550 руб. —мощностью 9 л.с., в будни до 18.00 — скидка 30 процентов.
Cлово профи: «Очень широкая и удобная трасса. Позволяет гонщику «работать» над собой и совершенствовать свой способ вождения».
Трасса
Идеальное место как для новичка, так и для опытного картингиста. Трасса очень просторная, что, несомненно, доставит удовольствие «гурманам», предпочитающим работать над техникой пилотирования. Для разнообразия (в определенные дни) участники могут ездить как по часовой стрелке, так и против. Длина — 350 метров.
Техника
Двигатель: Honda (5,5 и 9 л.с). Прекрасные машины двух видов. Начинать, естественно, лучше с менее мощного карта.
Экипировка
Все было бы отлично, если бы не отсутствие нормальной раздевалки. Переодеваться приходится, фактически, у всех на глазах.
Кафе
Просторный зал, предупредительный персонал и разнообразное меню. Сидя за крайними столиками, можно наблюдать панораму трассы, а огромное электронное табло с результатами видно практически с любого места. Однако, за это придется раскошелиться — цены здесь самые высокие.
Персонал
К персоналу есть одно пожелание — быть немного порасторопнее, например, пиццу в кафе при малом количестве посетителей нам пришлось ждать довольно долго.

»СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЖДЬ
Ст. м. «Анино», Варшавское шоссе, 170Г. Техцентр «Варшавский», 6-й этаж. Тел. 3885561 Интернет: www.kartcenter.ru Режим работы: будни 15.00-24.00, вых. 11.00-2.00. Стоимость: 10 мин. — 400 руб.
Слово профи: «Великолепная и очень технически сложная трасса. Для достижения хорошего результата, тормозить нужно только в трех-четырех местах, но я не могу посоветовать этого начинающим — такая езда требует большой точности движений, особенно при въезде и съезде на мост, выезде из тоннеля».
Трасса
Трасса практически без изъянов. Захватывающе быстрая, она в то же время очень требовательна к водителю и не скоро раскрывает свои секреты. Деревянное покрытие обеспечивает прекрасный «зацеп». Может поэтому, она не очень удобна для новичков: ехать по ней правильно (сбрасывая газ лишь в трех-четырех местах) очень непросто, а временами — попросту страшно. Однозначный плюс: большое информационное табло, по которому удобно следить за своим временем. Длина — 410 метров.
Техника
Двигатель: Honda (6,5 л.с). Машины находятся в очень хорошем, хотя и не идеальном состоянии. Трасса обеспечивает великолепное сцепление, руль очень «тяжелый», поэтому неподготовленному человеку в «Серебряном дожде» будет непросто.
Экипировка
Кроме обязательных шлема и подшлемника, в «Серебряном дожде» вам предложат куртку и штаны, не очень стильного вида, зато намного удобнее комбинезона.
Кафе
Невозможность непосредственно следить за событиями на трассе — главный минус этого заведения. Однако ход гонок посетители могут отслеживать на небольшом экране. Цены в кафе довольно высокие, к тому же имеющийся в меню «горячий сэндвич» почему-то оказался холодным.
Персонал
Нигде больше перед стартом к нам не подходил работник картодрома и не объяснял правила поведения на трассе. Но есть и недостаток — из-за большой площади картодрома, маршалы иногда слишком долго добираются до места аварии.

Крытые картодромы – наш рейтинг
Синяя Река Indoor Carting 10 дюймов Серебряный Дождь
Трасса 3 3 4 5
Техника 2 4 5 5
Экипировка 4 4 5 5
Кафе 4 5 5 4
Персонал 3 4 5 4
Итого 3,0 4,0 4,5 4,5

(Материал был опубликован в январском номере журнала Автоспорт за 2003 год)

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.