Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Клаудиа Хюртген: «Гонки – тяжелая работа»

Как любим мы, мужчины, порассуждать о «талантах» женщин в области управления автомобилем! А чтобы кто-то признал, что барышня может водить автомобиль лучше него? Да ни за что! Однако есть один очень неплохой водитель, который говорит об этом открыто и не стесняясь. Известный российский пилот Олег Кесельман, выступающий на Porsche в немецком чемпионате по длинным гонкам, часто повторяет, что его тренер и наставник — женщина. И это, пожалуй, почетно, коль скоро речь идет о бронзовом призере прошлогоднего чемпионата DTC и лучшей на сегодняшний день пилотессе европейского «кольца» Клаудии Хюртген.
Текст: Григорий Голышев

Трудно спорить с тем, что автогонки — занятие, преимущественно, мужское. За всю историю автоспорта немногим гонщицам удавалось бросить перчатку мужчинам и лишь две — Мишель Мутон и Ютта Кляйншмидт — могут похвастать достижениями мирового уровня. Но в начале 90-х годов, когда о молодой Кляйншмидт мир еще не знал, а Мишель Мутон уже завершила свою карьеру, у всех на слуху было другое имя — Клаудиа Хюртген.

Об уроженке небольшого городка Аахена заговорили после удачных выступлений Клаудии в немецких младших формулах. Вот что рассказывает она сама:

«История банальная: мой отец был гонщиком, и так уж получилось, что у меня не было брата. Впрочем, силком на трассу меня, конечно, никто не тащил. Мне всегда нравились гонки, и в четырнадцать лет я с удовольствием начала заниматься картингом. Правда, это не мешало мне относиться к гонкам очень серьезно — как к тяжелой работе. Ведь было недостаточно просто ехать быстро, в каждой гонке требовалось еще и бороться с парнями, которые терпеть не могли, когда я их обгоняла. Мои результаты создавали для них дополнительную мотивацию, так что приходилось нелегко. К счастью, в то время найти деньги для гонок было не так сложно как сейчас, поэтому, показав приличные результаты в картинге, я смогла получить заводскую поддержку фирмы Ford и провести два сезона в Формуле Ford».

Хорошие результаты в фордовской моноформуле помогли молодой пилотессе подняться на ступеньку выше. Дебютировав в немецкой Формуле-3 за рулем Рейнарда команды RSM Marco в 1992 году, 21-летная Хюртген не затерялась среди 30 пилотов, и только слабый мотор Alfa Romeo не позволил ей в тот год подняться выше двенадцатого места.

«На следующий год я перешла в команду Вилли Веббера, которая к тому же пользовалась заводской поддержкой фирмы Opel, и стала партнером Йоса Ферстаппена. Выступая за эту команду, Йос позже стал чемпионом немецкой Ф3. Сезон начался неплохо, и я уже подумывала о переходе на следующий год в Формулу-3000, но потом произошла авария, которая все перечеркнула».

А сезон действительно начался неплохо: пересев на приличную технику, немка время от времени опережала своего партнера и после пяти этапов занимала пятую позицию. Но в конце мая команда Opel team WTS отправилась в Монако на международную гонку Ф3, часто становящуюся трамплином в карьере молодых пилотов, но едва не поставившую крест на гоночной судьбе Клаудии Хюртген.

«В той гонке я попала в тяжелую аварию — машина перевернулась, и моя правая рука долгое время оставалась прижатой к асфальту. Мне пришлось провести несколько месяцев в больнице и пережить восемнадцать операций. Еще находясь в больнице, всего через пару дней после аварии я приняла решение, что вернусь в гонки, и в 1994 году компания Ford предоставила мне такую возможность — проехать гонку в DTT (чемпионат — предшественник DTC, прим. ред), которую я выиграла. К счастью, сегодня последствия той аварии не мешают мне водить гоночный автомобиль, хотя сама авария изменила мой подход к жизни. Теперь я всегда спокойна за рулем и не ношусь по обычным дорогам, стараюсь не нарушать правила и, если что, говорю себе: «Расслабься!»

Несмотря на то, что злосчастный инцидент произошел девять лет тому назад, по голосу Клаудии чувствуется, что она до сих пор не может его забыть. Возможно, поэтому она больше никогда не стремилась попасть в кокпит «формулы». Но полностью реабилитировавшись, Хюртген продолжила свою карьеру в кузовных гонках и старты в гонках класса GT принесли немке настоящий большой успех. Победы в своем классе в 24 часах Дайтоны и подиумы в легендарном Ле Мане, три года в лидерах чемпионата FIA GT…

«Я профессиональный пилот и особо не выбирала где мне гоняться. К тому же, опыт спорткаров оказался полезен: в длинных гонках учишься экономить топливо, покрышки, беречь машину. Так что, когда я еду гонку DTC, в конце у меня покрышки как новые (смеется). Я участвовала во всех длинных гонках в мире: 24 часа Нюрбургринга, Дайтоны, Ле Мана. Но из всех мне больше всего нравится Ле Ман, потом Дайтона, а гонку на Нордшляйфе я не люблю — там собираются сотни любителей, которые не всегда в ладах с машиной. Ну а два года тому назад мне предложили ехать в DTC, и, поскольку предложение поступило от хорошей команды, я не стала отказываться».

Несмотря на то, что последние два года Клаудиа провела в Deutsche Tourenwagen Challenge, она по-прежнему находит время для участия в гонках спорткаров. Две вылазки в Америку для участия в отдельных этапах ALMS в составе команды Knighthawk Racing завершились в прошлом году победой и четвертым местом в своем классе. Что же до DTC, то в сезоне 2001 года Хюртген одержала несколько ярких побед, но итоговый результат не был столь блестящим.

«После первых пяти гонок я лидировала в чемпионате, но потом, на Лаузицринге, у меня на прогревочном круге сломался рычаг подвески. После чего надо было идти ва-банк и на предпоследнем этапе в Хоккенхайме, понадеявшись, что пройдет по сухому, я стартовала на сликах, но как назло над трассой пошел дождь, и я проиграла все. Что до последнего этапа, то я его закончила за пределами трассы, потеряв все шансы на хорошее место в конце сезона. Но учтите, что в DTC на каждом этапе минимум шестеро гонщиков борются за победу. Так что это тяжелая работа».

Прошедший сезон в DTC вновь сложился для Клаудии не самым лучшим образом: всего один сход вычеркнул ее из списка претендентов на чемпионство. Но, в отличие от 2001 года, пилотесса больше не допустила ошибок и завершила сезон на третьем месте, оставив позади себя прошлогоднего чемпиона DTC Франца Энгштлера.

О гонках Клаудиа может говорить часами — видно, что именно они составляют главную часть ее жизни. Но, наверное, есть и что-то еще? Надо же как-то отдыхать? А какие, кстати, у нее отношения с соратницами по женскому гоночному цеху, на трассе и вне ее?

«Если сравнивать меня на гонках и вне их, это два разных человека… На гонках я всегда полностью сконцентрирована, а вне трассы, наоборот, стараюсь расслабиться и получить удовольствие. Но для меня отдых — это не сидение дома перед телевизором. Я люблю сходить с друзьями на футбол, болею за дортмундскую Боруссию и Байер из Леверкузена, люблю погонять на карте. В общем, стараюсь, как ни банально это звучит, получать побольше положительных эмоций и поменьше отрицательных. Хотя (тут Клаудиа вдруг меняется в лице) единственное, что меня раздражает по-настоящему, так это когда человек не соответствует званию гонщика, особенно, если это женщина… Вот, например, Милка Дуно (гонщица, больше известная размером своего бюста, нежели гоночными достижениями, прим. ред.). Каждый раз, когда она появляется на людях (жестикулирует), все начинают улыбаться, особенно мужчины, но в кокпит ей лучше не садиться — как гонщик она ровным счетом ничего не стоит!»

Вот такая она, Клаудиа Хюртген. Профессионал до мозга костей, и все же — женщина… Кто-то скажет, что ее гоночная карьера не сложилась. Ведь все перспективы, которые она имела с ее талантом, заводской поддержкой, спонсорскими деньгами, оказались перечеркнуты той аварией девять лет тому назад. И вместо прямой дороги в Формулу-1, которую ей уже прочили, Клаудии пришлось вновь доказывать свои способности. И она доказала. Ее успехам могут позавидовать многие гонщики-мужчины, для которых призовой подиум так и остается несбыточной мечтой. На последний вопрос о секрете своего успеха Клаудиа без промедления отвечает: «Немного таланта и много тяжелой работы…»

(Автоспорт №4’2003)

КЛАУДИА ХЮРТГЕН
Родилась: 10.09.1971 года в г. Аахен, Германия.
Место жительства: Аахен.
Семейное положение: не замужем.
Хобби: бег, велосипед, картинг.
Гоночная карьера
1989:
картинг, победительница серии Pop-Kart.
1991: чемпионка серии Ford Fiesta Cup, второе место в международном чемпионате Формула Форд 1600.
1992: немецкая Формула-3, команда RSM Marco — 12 место.
1993: немецкая Формула-3, команда Opel Team WTS — 12 место, авария на гонке Monaco F3 Cup.
1995: победитель австрийского кузовного чемпионата.
1997: 24 часа Дайтоны, команда Roock Racing — первое место в классе GT2. FIA GT — четвертое место.
1998: 24 часа Ле Мана, команда Roock Racing — третье место в классе GT2.
2000: DTC, Ford Focus, команда Wolf Racing — 13 место.
2001: DTC, 2 победы, BMW 320i E46, команда JB-Racing — 10 место.
2002: DTC, 2 победы, BMW 320i E46, команда Schubert Motors — 3 место.

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.