Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Интервью со Станиславом Грязиным

Пилот Лукойл Ралли Тим Станислав Грязин стал победителем первого в истории выездного этапа чемпионата России — ралли Курземе. Более того, латвийское ралли третий год подряд является этапом чемпионата Европы. Таким образом, Грязин стал первым русским, победившим в гонке европейского первенства.

Еще перед стартом Станислав Грязин признавался в том, что с латышскими гонщиками у него свои счеты.

«Выступая в этом году на ралли «Талси», я не рассчитывал на такую жесткую конкуренцию со стороны местных пилотов, — говорит Грязин. – Буквально, на первых трех допах той гонки я проиграл 18 секунд. За оставшиеся спецучастки мне удалось отыграть 12, но в итоге я все равно остался четвертым. И хотя мы финишировали очень плотно — в шести секундах уместились четыре экипажа – я им пообещал, что отыграюсь на Курземе».

«Курземе, вообще, очень удачная гонка для меня, — продолжает Стас. — Три года езжу – и каждый раз она для меня складывается хорошо: первый раз я выиграл в группе N, второй раз был вторым в абсолюте на группе A, в этом году удалось победить в абсолютном зачете. Поэтому считаю, что мы квиты с местными ребятами».

«Изначально о победе в «абсолюте» я даже не думал, — признается Грязин. — Было два автомобиля класса WRC плюс Иварс Васараудзис на группе А, с которым мы пересекались на гонках не один раз и я прекрасно знаю, как быстро он ездит. С ним можно соперничать на аналогичной машине, а на группе N его обогнать практически нереально. То, что в начале гонки мне удавалось с ним бороться – видимо, он еще не раскатился, а потом у него начались проблемы с машиной. Поэтому то, что мы выиграли в группе N – это заслуга моя и Гоши, а то что получилось выиграть в абсолюте – это повезло».

Но борьба с Янисом Воробьевым, самым быстрым после Стаса пилотом в группе N, держала зрителей в напряжении до самого последнего метра последнего «допа».

«Я не ожидал такой конкуренции со стороны Воробьева, — делится впечатлениями москвич. — В Талси я был не вкатанный: первая гравийная гонка, не проснулся после зимы, а к Курземе подошел в лучшей форме, и, честно говоря, рассчитывал, что от Воробьева и других гонщиков уеду. И такого жесткого прессинга со стороны Яниса я не ожидал. Он — достойный соперник».

Во многом благодаря «достойному сопернику» последний день ралли Курземе прошел для Станислава очень напряженно.

«На первом допе был туман, я ошибся – пролетел мимо съезда с дороги и потерял много времени, — рассказыват Грязин. — Когда я финишировал, то думал, что меня обгонят все. Но оказалось, что все тоже наошибались, в том числе и Воробьев, которого я опередил на 4 секунды. Следующий – 10-километровый СУ я ехал очень быстро, быстрее уже просто не мог, всего несколько десятых проиграл Муракасу на WRC, но только 1 десятую выиграл у Воробьева. Следующий «доп» был длинный, и я ехал очень аккуратно. Не дай бог — не пробить колесо или повредить машину, как это было в Карелии. Поэтому задача была четко контролировать ситуацию. Но я никак не ожидал, что «солью» 9 секунд».

«Я понимал, насколько нужно было ехать быстро, чтобы столько «привезти»- человек рисковал, и риск был оправдан, — продолжает Грязин. — Решение судей, сокративших последний спецучасток, свело надежды Воробьева достать меня практически к нулю. Потому что за 12 километров отыграть восемь секунд нереально. Тем не менее, завершающий «доп» я ехал «на бровях», хотя все равно проиграл Янису более секунды. Вообще, последний день в психологическом плане был очень тяжелый».

И все-таки судьба гонки решилась, когда на тот момент лидер гонки Маргус Муракас исчез из протоколов за один спецучасток до финиша.

«Когда приехали на финиш предпоследнего «допа», у меня спросили: «Где первый номер», стало понятно, что Муракас не финишировал, — вспоминает Стас. — На самом СУ мы его не видели. Видимо, когда возникли технические проблемы с двигателем, он съехал с дороги, чтобы никому не мешать».

По признаниям всех россиян, бывших на ралли Курземе, самым ярким, самым трогательным и самым запомнившемся моментом стало исполнение национального гимна России во время награждения. Тем более, трудно передать словами чувства человека, в честь которого этот гимн звучал.

«Честно скажу, давно меня так не «вставляло», — признается Грязин. — Теперь я понимаю спортсменов, которые стоят на подиуме и во время гимна у катятся из глаз слезы. — Раньше думал: «ну выиграл и выиграл, радуйся, зачем плакать-то?». А теперь знаю – в некоторых случаях пробирает до слез. Прибалтийские гонщики ездят очень быстро, и русским экипажам там тяжело. Даже во время Советского союза россияне редко когда там побеждали».

Но с прибалтийскими пилотами, как уже говорилось, у Стаса свои, особые отношения…

«Очень приятно, что после гонки меня поздравил Ивар Райдам, — говорит Грязин. — Я отношусь с огромным уважением к этому человеку. На обеих гонках в Эстонии у нас с ним была очень интересная борьба. Так сказать, порадовал ветерана перед завершением карьеры. Когда мы последний раз говорили, он сказал, что проезжает еще одну гонку и завязывает. Автоспорт – все-таки вещь дорогая, да и 22 года ездить тяжело. Как я понимаю, он едет еще один этап, становится безоговорочным чемпионом Эстонии в группе N и непобежденным уходит. Достойно и красиво. Жалко, что не будет такого соперника. Но я найду новых: вон Воробьев мне очень понравился. Сейчас будем искать с ним дуэли, потому что парень едет очень быстро на мой взгляд.

Ралли Курземе, однако, не последняя европейская гонка Станислава Грязина.

«После ралли Гуково я планирую «завязать» с гравием в этом году и позаниматься асфальтом, — говорит Стас. — Следующий месяц я хочу провести довольно серьезную тестовую работу с новой «семеркой», которую для нас построили, и на ней проехать ралли Барум. Примерно через месяц после этого будет ралли Корсика, чемпионат мира. Очень удобно, что между гонками перерыв. Все-таки, Барум — это европейский асфальт – быстрый, своеобразный, а Корсика – это 100% горный асфальт. Нужны немножко разные настройки машин, разные тренировки… А после Корсики в этом сезоне скорее всего — все»

Беседовал Татьяна Поповичева

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.