Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Дневник Бориса Шульмейстера: «Горячие» выходные в Петербурге

Мы продолжаем публиковать гоночный дневник известного российского гонщика Бориса Шульмейстера. На этот раз один из лучших пилотов страны рассказывает о прошедших 19-20 июля соревнованиях в Санкт-Петербурге. «Горячие» выходные на Невском Кольце сложились для Шульмейстера очень удачно: в субботу он вместе с командой Корус Моторспорт праздновал победу в 6-часовой гонке Polo, а сутками позже финишировал третьим на этапе Кубка Восточной Европы.

«Не могу сказать, что мы придавали 6-часовой гонке Polo какое-то особенное значение. Поскольку, для меня и для команды Корус-Моторспорт основной задачей на те выходные было как можно лучше проехать на этапе Кубка Восточной Европы, который проходил на той же трассе сутками позже. Тем не менее, как только начался гоночный уик-энд, стало ясно, что легкой жизни у нас не будет, и мы все начали работать.

Подготовка к многочасовой гонке сводится к двум основным пунктам. Первый – это хорошо подготовить и настроить автомобиль, и второй – выработать стратегию заезда.

Настройкой автомобиля мы начали заниматься в пятницу. Испытания начал Михаил Ухов – он высказал свои пожелания по настройке машины, вторым проехал я, третьим – Олег Кессельман. Не могу сказать, что все мы принципиально по разному подходим к настройке техники, но, тем не менее, у каждого пилота есть свои нюансы. Мы попытались из машины сделать не что-то, настроенное только под одного гонщика, а некий «микст», соответствующий пожеланиям каждого. В принципе это получилось.

На квалификации каждый пилот нашего экипажа проезжал по четыре-пять быстрых кругов. Каждый испытывал отдельный комплект шин, и одновременно с этим мы имитировали смену пилотов, которая неоднократно должна была проходить в гонке. Я, проехав всего три круга, смог показать абсолютно лучшее время квалификации. Может быть, комплексные настройки машины были мне «ближе», может быть, мне просто удалось освоиться с машиной быстрее, чем моим партнерам – не знаю. Но все равно – все мы были очень довольны, что завоевали поул-позицию, тем более что задачи показать какое-то сверхбыстрое время, перед нами не стояло.

Михаил тоже показал в квалификации хороший результат. А вот Олегу Кессельману пришлось труднее всего. Это неудивительно, ведь Олег последние два года ездил только на Porsche и только на немецком кольце Нюрбургринг – там совершенно другая езда на совершенно ином, нежели Polo, автомобиле. Но как настоящий профессионал, Олег довольно быстро адаптировался к автомобилю и в гонке показывал очень хорошее время.

Для гонки у нас была выработана своя командная тактика, из которой следовало, что начинать и заканчивать гонку будет Михаил Ухов. Михаил должен был проехать первые два часа, потом полтора часа за рулем автомобиля должен был провести я, полтора часа Олег и дальше, до финиша – опять Ухов.

Уже через двадцать минут после старта у нас пропала пятая передача – мы поначалу здорово испугались и начали думать, что потеряли гонку. Но, как оказалось, время на круге с потерей передачи практически не упало, и оставшиеся пять с половиной часов мы ехали только на первых четырех передачах. Это, наверное, больше говорит не о нашем гонщицком мастерстве, а об автомобиле Polo, который зарекомендовал себя очень надежной машиной и который, если его не ломать (смеется) , будет ехать и дольше шести часов. Обратите внимание, ведь последние 300-400 метров на двух длинных «дугах» мы ехали на максимальных оборотах!

Лидерство мы потеряли на пит-стопе, однако это было совершенно предсказуемым ходом событий, поскольку в боксы мы заехали гораздо раньше соперников. Неожиданности начали чуть позже, когда «эстафету» из рук Ухова принял я.

Совершенно точно, это была моя ошибка – я слишком атаковал. Мне так хотелось вернуть нам первое место, что я начал ехать очень быстро. Как показывает хронометраж, в своей сессии я ехал чуть ли не на две секунды быстрее конкурентов. И все потому, что, наши соперники экономили свои покрышки и тормозные колодки. А у меня все вышло таким образом, что через час на моей машине совершенно износилось правое переднее колесо – самое «нагруженное» на Невском Кольце. Так что завершать свою сессию мне пришлось на полчаса раньше.

Мой сменщик Олег Кессельман не был готов к этому совершенно – он даже не был одет в гоночную экипировку. Тогда команда приняла решение, что я поеду еще один час. Если мне не изменяет память, то на трассу я вернулся чуть ли не седьмым.

Мы сделали на одну замену колес больше, чем соперники – поэтому я, понимая, что рискую не уберечь резину больше часа, стал ехать не так быстро. Тем не менее, тогда же я показал лучший круг в гонке.

Затем меня сменил Олег Кессельман, который через несколько кругов вышел в лидеры – то есть задачу максимум – выйти на первую позицию – мы решили. Как сказал после этого Михаил Ухов «Наш стаканчик полный – теперь нужно постараться его не расплескать». Нам это удалось – Михаил сменил Олегa и, даже не смотря на пит-стоп, вернулся на трассу лидером. И свой отрыв мы сохранили до самого финиша.

Я никогда не думал, что это может быть так интересно. Когда Михаил пересекал финишную черту, у меня началась полная эйфория, я начал бегать и прыгать по пит-лейну. Конечно, я в начале сказал, что мы не рассматривали эту гонку очень серьезно, но, видимо, в каждом из нас течет «гоночная» кровь – как только ты попадаешь за руль гоночного автомобиля, то сразу забываешь, что соревнования «какого-то не того уровня» и едешь только «на победу».

Хочется сказать большое спасибо организаторам Сергею Крылову и Оксане Косаченко. Они провели потрясающую гонку в Лужниках месяц назад, и смогли организовать незабывающийся марафон в Петербурге. Они все хорошо организовали (огрехи, конечно, были, но у кого их не бывает) и устроили великолепное награждение, на котором присутствовали олимпийская чемпионка Елена Бережная и шеф-редактор журнала Автоспорт. Был салют и был настоящий праздник…»

«На следующий день мне предстояло принять участие в гонке Туринг Кубка Восточной Европы. На этом соревновании я уже выступал сам за себя на своей машине Honda Integra, подготовленной командой Олега Кессельмана.

Предыдущая гонка Туринга, которая проходила за две недели до этого, сложилась для меня очень неудачно. У меня ломался мотор, я пропустил все тесты и не мог настроить нормально машину, а в довершении всех бед, в самой гонке у меня был контакт с Григорием Комаровым.

Когда мы приехали на тесты в пятницу, я подумал, что у меня Дежа Вю – вся история предыдущего этапа начала повторяться заново. Во всех трех пятничных сессиях я сумел проехать только по одному кругу: каждый раз у меня ломался автомобиль – сначала возникли проблемы с электроникой, потом с коробкой передач, а потом у меня «потекло» масло. Я подумал все – опять у меня пропала гонка. К счастью, в субботу мне удалось найти с машиной «общий язык».

Нам всем интересно было посмотреть как на этой гонке будет смотреться наша машина – ведь мы, наконец, установили долгожданный двухлитровый швейцарский мотор. Как оказалось, новый двигатель абсолютно другой по характеру, однако времена на круге оказались идентичны тем, что я показывал на старом двигателе, произведенном российской фирмой АБ-Инжиниринг. Это еще раз доказывает, что мотор, хотя и бесспорно важная вещь в машине, но не самая приоритетная. И в очередной раз стало ясно, что в автомобиле класса Туринг не менее важно настроить подвеску и уметь извлечь из этого выгоду. Кроме того, это еще раз доказывает, что мы можем делать двигатели не хуже иностранцев.

Лучшее время в квалификации показал Михаил Ухов, с которым мы на этот раз выступали не как партнеры по команде, а как соперники из двух разных «конюшен». Квалификация проходила уже после шестичасовой гонки Polo, и трасса стала гораздо быстрее – «червяки» от шин обеспечивали покрытию гораздо более хорошие сцепные качества. Я показал четвертый результат, проиграв лучшему иностранцу, Айвису Охтле на Хонде Сивик, по-моему, одну десятую секунды.

Этап состоял из двух коротких заездов. В первой гонке я нормально стартовал и сохранил свою позицию. Через пару кругов я смог обойти Охтлу на длинной дуге и выйти на третью позицию. Однако потом произошел небольшой форс-мажор – на траектории в нескольких местах появилось масло. Причем, самое большое пятно было в правом 90-градусном повороте, которое ведет на прямую старт-финиш. Я не сумел вовремя заметить масляную «лужу», вылетел с трассы и я вернулся уже позади Охтлы.

Более того, я совершил ту же ошибку второй раз спустя всего лишь один круг! Меня смогли пройти Владимир Нечаев и еще один иностранец Индрек Сепп Правда, вскоре они столкнулись друг с другом, освободив мне дорогу к четвертому месту. Причем, как я могу оценивать эту ситуацию, столкновение лежит полностью на совести Сеппа — залезать «внутрь» Нечаева уже тогда, когда машина Владимира была перпендикулярна движению Сеппа.

После этого я спокойно сохранил четвертое место.

Стартовые позиции второй гонки определялись не по финишу первого заезда, а по его лучшим кругам. К сожалению, и на этот раз Охтла опередил меня, и я снова должен был стартовать с четвертой позиции. С первой линии стартовали те же Ухов и Комаров, однако на этот раз выигравший первый заезд Михаил расположился позади Григория.

Старт я провел нормально, и сразу стало ясно, что я намного быстрее Охтлы: может быть, потому что Айвис использовал те же покрышки, что и в первом заезде, может быть у него начались проблемы с мотором. Уже на третьем круге мне удалось его обойти, после чего у меня какое-то время никаких проблем в гонке не было вообще. А через несколько кругов у меня начал перегреваться мотор, и мне ничего не оставалось делать, кроме как «сбросить» обороты – благо отрыв у меня был серьезный.

Мог бы я вмешаться в борьбу Комарова с Уховым, если бы не перегрев мотора? Нет, ни в коем случае. Потому как Невское Кольцо это «моторная трасса», и против 6-цилиндровых BMW, что были в распоряжении двух лидеров, моей Интегре что-либо сделать было просто невозможно. Тем не менее, я очень доволен, что замкнул тройку лучших на этапе и рад за Россию, которая одержала во всех гонках убедительные победы.

Хотелось бы сказать, что если такие встречи между спортсменами Восточной Европы станут традицией – это будет здорово. Поскольку, спорт может развиваться только тогда, когда он не замкнут в одной стране. Приятно, когда к нам приезжают иностранные гонщики, и когда к ним можем ездить мы. И если у меня будет возможность выехать на второй этап Кубка в Эстонию (он пройдет 10 августа), я сделаю это с огромной радостью».

Борис Шульмейстер

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.