ИТЕРА-ралли — бесспорно, одна из лучших команд России. Несколько лет подряд она с легкостью громила всех своих соперников в чемпионате страны — что, как и успехи Михаэля Шумахера в Формуле-1, вызывало у многих раздражение.
Одно совершенно точно: ИТЕРА никого не оставляет равнодушным. И аура «секретности», которая царит последнее время над столичной командой, только подогревает интерес к ней.
Мы встретились с одним из ее пилотов — Александром Желудовым — и попытались разузнать об ИТЕРЕ побольше, а заодно — услышать его впечатления о прошедшем сезоне…
-Команда ИТЕРА стала своеобразным брэндом российского ралли. Если это ИТЕРА, то это – очень хорошая машина, очень хорошие механики и очень хорошие гонщики. Как получилось, что вы стали членом этой команды?
-Мой первый «приход» в ИТЕРУ произошел в конце 2001-го года. Уже в следующем сезоне я проехал за команду весь чемпионат России и пару других тренировочных гонок – Снежную Карелию и подъем на холм в Ялте. В этом году долгое время не было ясности с планами команды, поэтому мы проехали только три заключительные гонки чемпионата России. А почему именно меня пригласили в команду – честно говоря, не знаю. Насколько мне известно, ИТЕРА занималась поиском молодых гонщиков, так как на тот момент у нее в составе были два очень хороших, но достаточно зрелого возраста пилота — Александр Лесников и Евгений Васин. В общем, в один прекрасный день мне позвонил Александр Лесников, который на тот момент руководил командой, и спросил, есть ли у меня на ближайшее время какие-то планы, и не против ли я поездить за ИТЕРУ? Я сказал что был бы счастлив.
-Последние гонки этого сезона вы ездили с новым для себя штурманом – Андреем Русовым. Фактически, на старте чемпионата появился новый, молодой экипаж – как быстро вам удалось найти общий язык, «вкатиться»?
-Процесс «обкатки» проходил очень быстро. Перед ралли Карелия мы с Андреем один раз выезжали на тесты, в ходе которых сверяли систему записи стенограмм. До этого, как вы знаете, Русов ездил с Александром Лесниковым, а у него стенограмма довольно сильно отличалась от моей. Но мы достаточно быстро привыкли друг к другу – во многом, благодаря штурманскому опыта Андрея, который проехал до меня довольно много гонок. Потом у нас были трехдневные тесты по дорогам ралли Снежной Карелии 2002 года. Правда, до первого совместного старт мы успели проехать на «боевой» машине только 50 километров…
-Тем не менее, в некоторых критических ситуациях вы ехали очень быстро – будь то ралли Карелия, где вы заняли второе место или второй и третий дни Гуково, которые тоже принесли вам «серебро». Насколько близко в тех гонках вы подошли к своему «потолку»? Могли ли ехать еще быстрее?
-Запас скорости оставался. Причем в таком темпе, как там, я считаю, мы сможем доехать любую гонку. Если говорить о ралли Гуково, то если во второй и третий день ехалось быстро, то в первый день не получалось ничего. Старались ехать тише и аккуратней, однако темп, видимо, не совпадал с восприятием дороги и мы не «попадали» практически в каждый поворот. Итог вы знаете – на одном из первых допов мы перевернули автомобиль… Раллистам вообще сложно ехать не в полную силу.
-Все только и говорят о пресловутом пункте в контракте каждого пилота ИТЕРЫ: якобы, две аварии подряд означают автоматический вылет из команды. Если это действительно так, то насколько трудно вам было психологически после схода в Курземе и переворота в первый день Гуково?
-Во первых, у меня не существует контракта как такового! Во вторых, любой сход обсуждается в команде. Ведь есть аварии, сделанные по глупости, есть, произошедшие из-за грубой ошибки, а есть «невынужденные» аварии. Так что все разговоры о «двух сходах» — только слухи.
-А что вы можете сказать об обстановке внутри команды? Временами складывается впечатление, что она довольно жесткая. Может быть, так и должно быть в «конюшне», которая считается одной из лучших?
-ИТЕРА это профессиональная команда, где каждому платят за его работу. Человек, который платит за свои выступления сам, может себе позволить многое. Сошел – и слава Богу! Захотел поехать на какие-то соревнования – поехал, не захотел – не поехал. А наша команда – это компания, где людей нанимают на работу, и которые должны делать ее хорошо. Если это механик, то он должен уметь закручивать гайки. Если он что-то не прикрутит и по его вине произойдет сход – он будет наказан. То же самое и пилот. Только отвественность гонщика гораздо выше – практически любая ошибка ведет к аварии, которая, в свою очередь, – к финансовым потерям. Любой член команды это осознает и старается выполнять свою работу на «пятерку».
-Это же создает определенный прессинг! И наверняка это мешает в гонках – когда понимаешь, что за каждый сход ты можешь быть наказан. В такой ситуации очень сложно пилотировать на грани…
-Сложно. Но я думаю, что в России нет ни одной команды, которая могла бы сказать своим гонщикам: «езжайте, как хотите. Будет десять аварий в год – нет проблем!». Все-таки, гонки – дорогой спорт.
-Правда ли, что раллисты пилотируют автомобиль в гонке на «седьмом чувстве» – не задумываясь о том, что будут делать в следующий момент — и полностью «отключив» чувство страха? Кто-то, помнится, даже сравнил езду в гоночном автомобиле с компьютерной игрой – якобы, ощущения пилота за рулем схожи в чем-то игрой на компьютере…
-В какой-то степени это так. Действительно, когда едешь быстро, то полностью сосредотачиваешься, отбрасываешь все лишние мысли и не замечаешь, что происходит вокруг. И, конечно же, если гонщик будет думать о том, что дорогу окружают деревья, о которые можно сильно разбиться, или пропасть, в которую можно упасть, то он никогда не поедет быстро. И так- в любом виде спорта, будь то кольцо, ралли или кросс. Но сказать, что раллист едет всю гонку на «автомате» – все равно нельзя. Все-таки, ралли это специфический спорт, в нем гораздо больше неожиданностей, чем в том же кольце или кроссе. Например, в ходе гонки постоянно меняются дорожные условия.
-Кого из ваших соперников в чемпионате России вы могли бы выделить?
-Я думаю, что все, кто ехали в «головке» чемпионата – очень быстрые гонщики, и мне доставляло большое удовольствие с ними бороться. Сравнивать их в плане гоночного мастерства я бы не стал, потому что все они едут по-разному. Однако же, отметить можно Стаса Грязина, который имеет больший «накат», чем любой другой российский пилот. Это, безусловно, помогает ему ехать быстро.
-Реально с ним бороться в такой ситуации?
-Реально. Только нашему экипажу для этого нужно побольше этого самого «наката». Пока же мы немножко, но проигрываем.
-Ваш партнер по команде, Евгений Васин в этом году стартует в чемпионате Европы за рулем автомобиля Peugeot 206 WRC. Наверняка, после двух подряд обидных аварий, которые нанесли серьезный ущерб команде, он находится в сложной психологической ситуации…
-Евгений на сегодняшний день добился самых больших среди россиян результатов на мировых трассах. Он очень быстрый гонщик. И вылеты, наверное, связаны в большей степени с невезением. (после небольшой паузы)Я думаю – у него все получится.
-С этого года в России фактически поставлены вне закона автомобили WRC. Ваше отношение к этому?
-С одной стороны, с уходом WRC чемпионат приобрел интригу – все гонщики теперь выступают на более или менее равных автомобилях. Но с другой… Все-таки WRC – это самые быстрые автомобили…
-Может ли случиться так, что в один прекрасный день команда предложит вам проехать одну или несколько гонок (тогда, наверное, это будут зарубежные гонки) за рулем WRC?
-Я был бы счастлив.
-Вы сейчас стартуете на новой Subaru Impreza группы N – единственной такой машине в России. Что можно о ней сказать, по сравнению с предыдущей Импрезы или машинами Mitsubishi Lancer?
-С Mitsubishi я вообще не могу сравнивать, потому что не проехал на них в своей жизни и ста метров. А от «предыдущей» Импрезы новая Subaru отличается практически всем. Прежде всего – подвеской, трансмиссией и двигателем. Я так думаю, что по ощущениям во время езды ее лучше сравнивать даже не с группой N, а с WRC. Очень легко регулируемый, очень хорошо управляемый, комфортный автомобиль.
-Сейчас — середина августа, и до конца сезона остается еще несколько месяцев. Есть ли у вас еще какие-нибудь планы на этот сезон?
-Я думаю, что мы постараемся проехать еще одну две гонки. Вероятно – в Прибалтике.
-Хотя контракт с ИТЕРОЙ на сезон-2004 у вас не подписан, тем не менее – есть ли цели на следующий год?
-Скорее всего, мы будем принимать участие в чемпионате России, а все остальное будет обсуждаться позже.
-На этой же машине?
-Да. Она очень хороша, и в отличие от предыдущих автомобилей, которые нам готовил Prodrive, эта не доставляет нам почти никаких хлопот.
-В начале года Александр Лесников выезжал на чемпионат Европы за рулем Renault Clio группы 1600. Планируется ли подобная «акция» в отношении тебя?
-Пока это не обсуждается.
-Сейчас бурно обсуждаются итоги ралли Курземе. Для вас эта гонка закончилась неудачно – вылетом на пятом спецучастке. Тем не менее, какое впечатления оставил у вас первый в истории выездной этап чемпионата России?
-Я считаю, что это было лучшее ралли в российском чемпионате. Очень сложное и сильно отличалось по покрытию от остальных наших гонок – в Латвии очень плотный и скользкий гравий. Я считаю, что эта гонка нужна чемпионату: она дает возможность многому научиться.
-А чему вы, лично научились в Курземе?
-Во-первых, попробовал свои силы на новом покрытии. Во-вторых, понял, что надо чаще выезжать за рубеж – чтобы не стоять на месте, а развиваться. А наш вылет на пятом СУ — это была моя ошибка: слишком быстро зашли в поворот.
-То есть дороги в Прибалтике, по сравнению с Россией – это шаг вперед?
-Да.
-И в заключение: чем бы вы занимались, если бы не ИТЕРА?
-Сложно сказать. Наверное, ездил бы в других дисциплинах, как в свое время ездил в кроссе или кольце. В любом случае, я себя чувствую сейчас на «своем» месте и был бы счастлив, если бы так продолжалось и впредь…
-Или хочется чего-то большего?
-Конечно хочется (смеется)! Хочется выезжать на большее количество соревнований, набираться опыта и ездить быстрее.
Беседовал — Иван Коваленко