Не спешите на прием к психиатру, если во время поездки на Британские острова встретите в городе или на сельской дорожке гоночную «формулу», снабженную к тому же полным комплектом номеров.
Это не галлюцинация. Это — новая модель британской компании Ariel — спайдер Atom 2, и она действительно выполнена по «формульной» схеме: узкая гондола шасси и вынесенные за ее пределы колеса. Основа машины, а заодно и главный элемент дизайна — легкая пространственная рама из cтальных труб. Ради достижения минимально возможного веса больше почти никакой отделки нет: установлен только носовой обтекатель и кожух двигателя с воздухозаборником.
Лишенные отделки пластиковые сиденья пилота и пассажира выполнены единым поддоном и жестко закреплены на панели пола. При необходимости их все же можно отрегулировать — для этого придется воспользоваться гаечным ключом. Все эти ухищрения для того, чтобы сделать машину быстрее на гоночных трассах. Ведь новинка компании Ariel меньше всего предназначена для передвижения в пределах города — аппарат был создан специально для энтузиастов трек-дней. Благодаря удачной конструкции и полному отсутствию привычного комфорта масса Атома составляет менее 500 килограмм!
Сверхлегкий автомобиль снабжен форсированным двигателем Honda от хетчбека Civic Type-R, выдающим в максимуме 220 л.с. Двигатель расположен поперечно за спинами водителя и пассажира и сблокирован со стандартной хондовской шестиступенчатой коробкой передач. Примененный инженерами компании Ariel свободный выпуск вкупе с короткими впускными патрубками и воздухозаборником над головой пилота обещают некоторую дополнительную прибавку в мощности. Учитывая, сколь мала «атомная масса», вполне правдоподобным выглядит утверждение фирмы Ariel о достигнутой удельной мощности в 500 л.с. на тонну. А в чисто гоночном исполнении, используя более форсированный мотор и избавившись еще от нескольких «ненужных» деталей, есть возможность довести эту величину до 700 л.с. на тонну!
Можно представить себе, какую динамику обещают такие фантастические характеристики. Но, как вы понимаете, разгон — это вовсе не главное, ради чего приходится терпеть неудобства водителю. В конце концов, Ariel Atom 2 построен для кое-чего более увлекательного, нежели гонки по прямой. Поэтому, кроме малой массы и мощного мотора, новый Атом снабжен весьма совершенной подвеской. Ее схема — давно ставшая классической для гоночных машин — двухрычажная, с толкающими рычагами и горизонтальными амортизаторами. Настройкой подвески занимался не кто иной, как инженер компании Lotus Хью Райт, известный своим опытом работы в Формуле-1. Пружины и амортизаторы — Eibach и Bilstein. Тормозная система сконструирована в полном соответствии с возможностями и предназначением машины — на всех колесах установлены 240-миллиметровые вентилируемые перфорированные диски и четырехпоршневые суппорты.
Компания готова выполнить практически любую прихоть заказчика, подготовив машину для дорог общего пользования или построив чисто гоночный аппарат. Атом, изображенный на фотографиях, можно хоть сегодня регистрировать в ГИБДД. Только не забудьте установить фары — в обычном состоянии они демонтированы и уложены в крохотный бокс под передним обтекателем.
(Автоспорт №7’2003)
| ARIEL ATOM 2 (данные производителя) | |
| КУЗОВ | двухместный спайдер, на пространств. трубчатой стальной раме с алюмин. распорками |
| ДВИГАТЕЛЬ | четырехцилиндровый, рядный Honda |
| Расположение | поперечно, перед задней осью |
| Количество клапанов | 16 |
| Рабочий объем, куб. см | 1998 |
| Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 86/86 |
| Макс. мощность, л.с. | 220 при 8200 об/мин |
| Макс. крутящий момент, Нм | 196 при 6100 об/мин |
| ТРАНСМИССИЯ | — |
| Привод | на задние колеса |
| Коробка передач | механич., шестиступенчатая |
| Передаточные числа | — |
| I | 3,266 |
| II | 2,130 |
| III | 1,517 |
| IV | 1,147 |
| V | 0,921 |
| VI | 0,738 |
| З.х. | 4,764 |
| ПОДВЕСКА | на амортизаторах Bilstein и амортизаторах Eibach |
| передняя | независ., двухрычажная, с толкающими рычагами |
| задняя | независ., двухрычажная, с толкающими рычагами |
| ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА | с раздельными передним и задним контуром и регулировкой усилия |
| передние | вентилируемые диски диаметром 240 (290*) мм |
| задние | сплошные диски диаметром 240 (290*) мм |
| Шины | 186/60R14 |
| ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | — |
| длина/ширина/высота, мм | 3410/1195/1798 |
| Колея, мм | 1600 |
| Колесная база, мм | 2345 |
| СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, кг | 496 (458**) |
* — опция; ** — гоночная модификация
