Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Просто Себ

Себастьен Лоэб – гонщик, буквально ворвавшийся в узкий кружок раллийных звезд и первым достигший заветной цели — победы на этапе чемпионата мира. История восхождения этого эльзасского парня выглядит сказкой. Этакой «французской мечтой»…
Текст: Антон Борисенко

В свои 29 лет Себастьен Лоэб — самая яркая молодая звезда в мировом ралли, главная надежда грозной команды Citroen и объект безнадежных воздыханий других конюшен. Можете ли вы поверить, что на старт первых в своей жизни автомобильных соревнований он вышел уже совершенно взрослым человеком в 21 год? До этого Себастьен занимался совсем другим видом спорта и даже входил в юношескую сборную Франции по… гимнастике.

Он родился в семье школьных учителей в маленьком эльзасском городке Оберхоффене — всего в 10 километрах от немецкой границы. Способности к математике Себастьен унаследовал от матери, преподававшей именно этот предмет. А отец-физкультурник рано подружил сына с гимнастическими снарядами — до того, как стать школьным учителем, он тренировал сборную провинции.

Уже в шесть лет — первыеѕ нет, не старты, а выступления. Себастьен вспоминает: «Получилось так, что соревнуюсь я с раннего детства — я всю жизнь живу в таком режиме. Правда, когда настало время выбирать — уезжать для более серьезных занятий в специальный учебный центр или оставаться — я предпочел продолжать учебу дома. А вскоре увидел, что те, кто перевелись, стали обгонять меня в результатах. Я понял — пора заканчивать выступления». Впрочем, уйти Себастьен сумел более чем достойно, завоевав четыре национальных титула в своей категории и будучи включенным в десятку лучших гимнастов Франции.

Времени на учебу стало оставаться больше, но вопреки всякой логике, дела в школе пошли у Себа хуже. «Если в 14 лет я был в числе отличников и хорошистов, в 15 — уже среди середняков, то к 16 откатился в отстающие. Честно говоря, мне просто надоело учиться. Я понимал, для того, чтобы чего-то добиться, надо вкалывать. А мне куда интереснее было болтаться со своими приятелямиѕ»

А еще было интересно всегда быть самым быстрым. На велосипеде ли, на скутере (или, как это звучит по-французски — мобилетте) или на машине. Ему нравилось движение, нравилось быть за рулем. Тихая местность, маленькие дороги — тогда он еще не считал это тренировками. Он просто оттягивался, для души.

Первую машину ему подарила бабушка, предоставив внуку самому сделать выбор. Он купил старенький Renault 5, но в самой заряженной версии — GT Turbo. Себ с удовольствием вспоминает об этой машине: «Быстрая! Вот только управлять ею было непросто. И, в конце концов, — она сломаласьѕ» Помедлив, с улыбкой признается: «Ну да, да! Не она сломалась, а я разбил ее вдребезги! Об фонарный столб!»

В его «коллекции» еще немало таких, «поломавшихся» автомобильчиков: Ford Fiesta Turbo, несколько Peugeot 205, снова Renault. Похоже, парню просто везло — изо всех этих переделок он умудрялся выходить невредимым. Но самодеятельные гонки не давали ему того, к чему он так привык — духа соревнования. А о том, чтобы заняться серьезным автоспортом, получая зарплату электрика, нечего было и мечтать.

Он пытался что-то придумать — подал заявку на отборочную ралли-спринтовую серию Rallye Jeunes, проводимую Французской федерацией автоспорта. Символический стартовый взнос, всего в 100 франков, давал возможность доказать, что ты лучший изѕ десятка тысяч таких же соискателей. Себастьен до сих пор не особенно любит вспоминать те «соревнования» — он становился самым быстрым два года подряд, но его так и не выбралиѕ

И тут начинается та самая «французская сказка». Разочарованный Лоэб просто сидел дома, когда раздался телефонный звонок. Звонил местный бизнесмен, который следил за ходом отборочной серии и обратил внимание на Себа. Земляк предложил ему ехать в Кубке Peugeot 106. Мельница закрутилась! Это был 1995 год. Интересно, что по какому-то личному соглашению Себ не называет имя того, кто поддержал его в трудную минуту. Только через пресс-службу Ситроена удалось выяснить, что это был Доминик Хайнц, ветеран Дакаров.

Потом был национальный «гравийный» чемпионат, участие в Кубке Citroen Saxo-98 и победа в нем. Установилась-таки связь с Французской федерацией автоспорта, пришла поддержка и от нее. И в 1999 году Себастьен впервые выехал на два этапа мирового чемпионата за рулем Citroen Saxo Kit Car. Занял 19-е место на Корсике и «убрался» в Испанииѕ

В 2000 году он впервые появился на мировых ралли на полноприводной машине. Два этапа (Корсику и Сан-Ремо) он проехал на Toyota Corolla WRC и оба раза финишировал в десятке «абсолюта». А вот «переднеприводные» выступления на Saxo в тот год не задались: поломка в Финляндии и лишь 38-е место в Великобритании. Но наступил следующий годѕ

2001-й в судьбе Себастьена оказался едва ли не более судьбоносным, чем 95-й. Выступая в качестве официального пилота марки Citroen, он стал чемпионом Франции на кит-каре Xsara, а в мировую программу в тот год ворвалась новая лига — молодежный класс Super-1600. «Младший» чемпионат был объявлен буквально под лозунгом: «Алло, мы ищем таланты!» И Лоэб оказался, что называется, в нужном месте в нужное время. Своей ездой он выгодно отличался от большинства коллег-южноевропейцев, не имевших опыта грунтовых гонок. Разница была видна невооруженным глазом — на грунтах Греции и Финляндии Себ «валил» по-настоящему (сезон в гравийном чемпионате Франции не прошел напрасно), в то время как добрые три четверти соперников ехали, буквально «выглядывая из-за поворотов». Он лишь раз сошел в Швеции из-за поломки мотора и фактически обеспечил себе победу в чемпионате, когда судьба подбросила ему новый подарок — приглашение выступить в Сан-Ремо за «взрослую» команду Citroen! По такому случаю FIA даже дала согласие на то, что лидер (и уже фактически чемпион) молодежной серии пропустит один из ее этапов, обязательный для участияѕ

«Если бы я тогда, в Сан-Ремо, вылетел на первом же допе, я бы вряд ли был теперь там, где я есть, — не скрывает Себастьен. — Предстояло доказать, что я достоин места в заводской команде. Но когда мне удалось финишировать в Италии вторым, я понял, что, похоже, определились мои планы не только на 2002-й, но и на 2003 год! Это был ключевой момент в моей жизни!»

Помимо многих гоночных достоинств был у восходящей французской звезды и один очень серьезный для заводского пилота недостаток. Жуткий английский язык, с невероятным акцентом! Вопрос был поставлен ребром — хочешь развиваться, учи язык. И, надо отметить, что за полтора года Себастьен освоил английский уже настолько, что нынешней зимой позволял себе раскованно шутить с журналистами на пресс-конференциях.

«Я не знаю, почему мне так хорошо удается ехать по скользкой дороге и в темноте. Возможно — это результат моих ночных «покатушек» в юном возрасте по нашим узким лесным дорожкам», — скромничает он. «Навыки», похоже, оказались столь сильны, что очередная сенсация не заставила себя ждать — он фактически выиграл первую же свою гонку в качестве заводского пилота. Сложнейшее ралли Монте-Карло, заставив сложить оружие самого Томми Мякинена, несколько лет подряд не знавшего здесь поражений! Ноѕ команда дала осечку, и бессмысленная, по сути, замена шин в неположенном месте отбросила Лоэба на вторую ступень подиума. Но теперь он уже всегда будет в центре внимания, хотя перед стартом сезона его место в списке «новой волны» было, скорее, последним — после Сольберга и Мартина.

После этого была ошибка в Швеции, вылет в Испании, но затем, в Греции, Кении и Финляндии, он снова был в первой десятке, а в Германии — выиграл в невероятной борьбе с Бернсом на грозном Peugeot! После первого дня разрыв между Себастьеном и Ричардом составлял 27 секунд, к финишу Бернс сумел «отгрызть» только половину. Болельщики во главе с фанклубом, родителями и подругой ликовали — Лоэб открыл счет победам «новой волны»!

После того, как Петтер Сольберг одержал свою первую победу в Великобритании, Себ ответил ему и всем новой победой. «Всем» — потому, что доказал, что в Монте-Карло он сейчас сильнейший, выиграв-таки это ралли и на сей раз без «досадных обстоятельств». Ниже него на подиуме стояли пилоты, о соседстве с которыми еще пару лет назад он и мечтать не мог — Колин МакРей и Карлос Сайнс!

Теперь уже безденежье в далеком прошлом — его оклад превышает миллион евро. Но такой крутой взлет не сильно изменил характер Себа. У него те же друзья, что и пять лет назад, да и место жительства он практически не изменил, только перебрался в более крупный городок под Страсбургом. Кстати, именно возможность купить собственную новую квартиру, где и живут они теперь с подругой Севериной, Себ оценивает в новой жизни чуть ли не выше всего.

А впереди? Пока ясно, что в ближайшие сезоны его карьера будет связана с Ситроеном. Слухи о запрете с будущего года выступлений в одной команде более двух пилотов, имеющих на счету победы на этапах WRC, вызвали беспокойство за судьбу Сайнса, но отнюдь не Лоэба. И в то же время, Себ сейчас считается одним из самых заманчивых персонажей на рынке пилотской «рабочей силы». Южноевропеец, француз, который не робеет перед скользкими трассами и грунтом — по нынешним временам редкость. Тем более, такой, у которого все еще впередиѕ

Если бы кто-то рассказал ему эту историю лет этак восемь назад, поверил бы сам Себастьен? Или назвал бы просто сказкой?

(Автоспорт №7’2003)

Печатные варианты этой и других статей вы можете
приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской.
Смотрите на нашем сайте раздел»Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.