Второй сезон подряд Россия принимала сразу два этапа кроссового чемпионата Европы. В прошлом году российские гонки были омрачены бойкотом со стороны многих иностранных спортсменов, не пожелавших тратиться на дорогостоящие вояжи в Казань и Дмитров. Однако бойкот дорого обошелся некоторым гонщикам, а чешской сборной и вовсе стоил титула в обоих баггийных Дивизионах. Так что в этом году «все флаги были в гости к нам»…
Текст: Иван Коваленко
На грани
Казань все чаще называют второй, после португальской Лусады, столицей автокросса. Неудивительно, ведь автодром Высокая Гора по качеству трассы и инфраструктуре ни в чем не уступает Лусаде, а по организации казанский этап даже превосходит своих конкурентов. «В Казань мы едем как на праздник, — делился впечатлениями один из европейских гонщиков. — В отличие от многих других гонок, приезжаем сюда не просто, чтобы заплатить стартовый взнос и при некоторой доле везения подняться на подиум. Мы становимся участниками очень яркого события, организаторы которого делают все для удобства зрителей и спортсменов».
Этап собрал очень сильный состав участников — в отличие от прошлого года, нехватки желающих стартовать не наблюдалось: кузовной Дивизион 1 насчитывал семнадцать спортсменов, а баггийные классы — по четырнадцать.
Тотальное превосходство россиян в первом Дивизионе стало уже привычным. Выиграв все предыдущие этапы сезона, наши гонщики, похоже, окончательно отбили охоту состязаться с собой, и на Высокую Гору решились приехать лишь пять иностранцев. Самую большую опасность среди них представлял Гинтс Буянс на турбированном Гольфе. Латыш последние два года выступает на чемпионате Европы от случая к случаю, однако не пропускает ни одного российского этапа и каждый раз вмешивается в борьбу за лидерство.
Еще четыре «гостя» — это не очень быстрый, но берущий стабильностью Роландас Зуевас на автомобиле Ford Puma, итальянец Кристиан Джиароло на старенькой Тойоте Королле, литовец Валдас Станкунас и украинец Микола Гаврылюк, пожаловавший в Казань на машине Ford Escort WRC. Забегая вперед, отметим, что визит в Россию сложился для него крайне неудачно: из-за технических проблем он не смог проехать буквально ни одного круга.
Как и ожидалось, из всех пятерых гостей лишь Буянсу удалось подпортить жизнь нашим лидерам. Больше того, выиграв два квалификационных заезда, латыш сенсационно взял поул-позицию. Компанию ему на первом ряду стартового поля составили действующий чемпион Айрат Шаймиев на Peugeot 206 WRC и Ашот Ервандян (еще одна сенсация!), пилотировавший Volkswagen Golf…
«Никакая гонка не вызывает у меня столько эмоций, как казанская, — говорил перед стартом финала лидер чемпионата Радик Шаймиев. — Более того, в этом году конкуренция столь сильна, что для победы ехать просто хорошо будет мало. Нужно пилотировать на грани. Конечно, нам, хозяевам трассы, в этом плане немного легче, чем тому же Буянсу».
Как в воду глядел Радик! Гинтс не сумел воспользоваться преимуществом поул-позиции и на старте пропустил Айрата вперед. А уже на втором круге латыш переступил ту самую грань, о которой говорил его соперник, и, не выдержав напряжения борьбы, повредил машину об отбойник. После схода Буянса никто не смог помешать Айрату выиграть третью в сезоне гонку. Вторым финишировал Рустем Минниханов на Форде Пума, продолживший приятную для себя традицию — три старта, три подиума. Казанец, завоевав месяцем до этого третий титул чемпиона России, решил сконцентрироваться на выступлениях в Европе и проехать все оставшиеся гонки сезона.
Лидер чемпионата получил отмашку клетчатым флагом лишь третьим. Наверняка, от «домашней» гонки Радик Шаймиев ждал большего. Однако с самого начала этапа его преследовали неудачи. Если в свободных тренировках он еще сумел продемонстрировать соперникам реальную скорость своей Тойоты, показав лучшее время, то уже в квалификациях фортуна отвернулась от казанца. На старте первого квалификационного заезда он пропустил вперед Ашота Ервандяна и после нескольких невыразительных атак ошибся и развернулся! Во второй и третьей сессиях он также упускал победу и в финале вынужден был стартовать со второго ряда.
В финальном заезде Радику удалось частично реабилитироваться (он уверенно обошел в начале заезда Ервандяна, который финишировал в итоге четвертым), однако в общем зачете его отрыв от своего старшего брата сократился до семи очков.
А что же Илья Резниченко? Увы, любимец российской публики до дна испил в Казани чашу разочарований. Если в свободных тренировках ему еще удавалось на своей Пуме соперничать с лидерами (дмитровчанин даже показал третий итоговый результат), то в квалификации он был сражен настоящим валом проблем. В первой сессии на его автомобиле отказали свечи зажигания, во второй возникли перебои в работе турбины, ну а в третьей Илья, задев отбойник, повредил рулевое управление. Впервые за последние годы ему не удалось даже пробиться в финал! В отсутствие Резниченко, честь подмосковного Дмитрова пришлось в одиночку отстаивать Александру Карасевичу. На своем объективно более слабом атмосферном Фольксвагене он финишировал девятым.
Второй класс, где от россиян ждали победы — 1600-кубовая баггийная категория Д3А. Даже не от россиян, а от одного единственного гонщика — Романа Колесникова. Лидер газпромовской команды неожиданно дал в этом сезоне бой действующему чемпиону Деннису Энгелю. Даже несмотря на катастрофическое невезение в некоторых гонках, пилот Газпрома перед казанской гонкой проигрывал немцу лишь восемь очков. В виде подмоги Роману команда направила в Казань двукратного чемпиона России Виктора Дмитриева. Впрочем ни в Казани, ни в Дмитрове молодой гонщик не сумел помочь Колесникову, ведя борьбу лишь за места в конце десятки.
В квалификации Роман легко расправился с соперниками, выиграв две сессии из трех. Он был настолько уверен в своем преимуществе, что в заключительной квалификации даже помог Дмитриеву, пропустив того на второе место. Как показал финальный заезд, уверенность москвича была оправданной: со старта он вышел в лидеры и закончил заезд второй победой за сезон. Энгель финишировал вторым, после чего разрыв между ним и Колесниковым в общем зачете сократился до пяти очков. Для Дмитриева финал закончился досрочно — в самом конце заезда, не заметив в пыли остановившуюся машину Игоря Власатого, он столкнулся с чехом и был классифицирован десятым.
В большом баггийном Дивизионе фаворитом российских (да и всех остальных) гонок из года в год остается чешская сборная и ее номинальный лидер, ветеран Ярослав Гошек. Но то ли годы стали брать свое, то ли соперники сделали большой шаг вперед — бороться за медали многоопытному чеху становится все труднее. Впрочем, похоже, наши стены помогают Ярославу не хуже родных: и на этот раз 60-летний гонщик праздновал в России победу, объехав лидера чемпионата португальца Луиша Рибейру и его главного преследователя в общем зачете чеха Романа Кержку.
Национальный герой
Через неделю караван участников перебрался в подмосковный Дмитров. И после казанского праздника антураж подмосковной гонки смотрелся, мягко говоря, бледно. Грязный неубранный паддок, неровная трасса, на которой несколько гонщиков «словили» большие камни. Апофеозом стало награждение, на котором выяснилось, что в распоряжении организаторов нет необходимого количества национальных флагов. И хотелось провалиться сквозь землю, когда вместо чешского гимна вдруг, по ошибке, заиграл российский! Утешало лишь то, что со спортивной точки зрения, у дмитровской гонки была своя интрига.
Можно только предполагать, какие чувства испытывал после казанской гонки Илья Резниченко. Теперь, на домашнем этапе, дмитровчанину нужно было только выигрывать — если, конечно, он еще не расстался с надеждой побороться с братьями Шаймиевыми за титул. За несколько дней, разделяющих два этапа, Илья привел в порядок машину и с первых же заездов в Дмитрове начал методично идти к победе. В свободных тренировках Резниченко показывал очень приличные времена, а квалификацию выиграл, что называется, за явным преимуществом, победив в двух заездах из трех.
В это же самое время, во второй квалификационной группе чудеса творил Рустем Минниханов. В Дмитров казанец приехал не на Пуме (может, решил поберечь новую технику на узкой подмосковной трассе?), а на своем прежнем Фольксвагене. «Старый конь борозды не испортит» — решил, видимо, Рустем и… оказался абсолютно прав. Уже после тренировок, в которых премьер-министр был самым быстрым, стало ясно — на победу он нацелен не меньше Ильи.
Нужно заметить, что прекрасные результаты Минниханова оставили его соперников в недоумении. «Совершенно непонятно, что Рустем хочет доказать, — то и дело слышалось в паддоке. — Выступая в чемпионате Европы от случая к случаю и не имея никаких шансов на титул, он только мешает своим же землякам в борьбе с Резниченко»…
Итак, два главных претендента на победу стартовали с первого ряда. Резниченко вырвался в лидеры уже на старте и в течение первого круга подвергался жестким атакам со стороны Айрата Шаймиева, которого, в свою очередь, серьезно прессинговал Минниханов. К сожалению, насладиться продолжительной схваткой трех великолепных пилотов болельщикам не удалось — для Минниханова заезд закончился уже в конце первого круга, когда он ошибся, развернулся и после этого, с поврежденной машиной, уехал в «закрытый парк». Резниченко же спокойно довел дело до второй в сезоне победы. Вторым и третьим финишировали Айрат и Радик Шаймиевы. Прошлогодний победитель дмитровского этапа Гинтс Буянс на этот раз был только четвертым.
В Дивизионе «маленьких» багги все надежды россиян опять были связаны с Романом Колесниковым. Газпромовский ветеран всерьез намеревался повторить прошлогоднюю дмитровскую победу. Конечно, по сравнению с багги Денниса Энгеля, в его распоряжении была более тяжелая и более медленная машина, однако на стороне россиянина был немаловажный фактор — доскональное знание трассы.
В субботу Роман здорово перепугал Энгеля, показав лучшее время на свободных тренировках и завоевал место в первом ряду стартового поля. Однако цыплят, как известно, по осени считают — надежды Романа на достойный финиш испарились уже в конце первого круга, когда он, ударившись об отбойник, повредил переднюю подвеску. Сходом Колесникова интрига гонки исчерпала себя окончательно — Энгель, преследуемый по пятам Петром Туреком, опять, в четвертый раз за сезон, победил и еще на десять очков упрочил свой отрыв в общем зачете. Тем не менее расслабляться немец не намерен. «До конца сезона еще четыре этапа, — сказал Деннис сразу после финиша. — И Роман остается моим главным конкурентом».
Победу в третьем Дивизионе праздновал чех Вацлав Фейфар, для которого она стала первым триумфом в категории «больших» багги. Вацлав уже выигрывал в Дмитрове дважды (в 2000-м и 2001-м), но в зачете 1600-кубовых машин. Со старта Фейфар ушел вторым, пропустив вперед Петра Бартоша. Однако через несколько кругов, под прессингом Фейфара, Петр ошибся и откатился на вторую строчку. Свою позицию он сохранил до самого финиша, на доли секунды опередив третьего призера гонки Яна Смржа. Победитель казанской гонки Ярослав Гошек на финише был только четвертым…
(Автоспорт №9’2003)
Чемпионат Европы по автокроссу. 8-й этап. Казань (Россия), 19-20 июля. Дивизион 1: 1. А.Шаймиев (RUS, Peugeot 206 WRC); 2. Р.Минниханов (RUS, Ford Puma Turbo 4×4); 3. Р.Шаймиев (RUS, Toyota Corolla WRC); 4. А.Ервандян (RUS, VW Golf Mk3 Turbo 4×4); 5. С.Скобельцын (RUS, Ford Focus WRC); 6. И.Рахматуллин (RUS, Seat Ibiza 4×4); 7. С.Фатхутдинов (RUS, Ford Escort WRC); 8. Р.Зуевас (LV, Ford Puma Turbo 4×4); 9. А.Карасевич (RUS, VW Golf Mk3 4×4); 10. Г.Буянс (LV, VW Golf Mk4 Turbo 4×4). Дивизион 3А: 1. Р.Колесников (RUS, Opel); 2. Д.Энгель (D, Volkswagen); 3. П.Турек (CZ, Skoda); 4. Р.Калвода (CZ, Volkswagen); 5. Х.Штюбнер (D, Suzuki); 6. Л.Ганак (CZ, Volkswagen); 7. И.Свобода (CZ, Suzuki); 8. М.Каленский (CZ, Opel); 9. И.Власатый (SK, Seat); 10. В.Дмитриев (RUS, Opel). Дивизион 3: 1. Я. Гошек (CZ, Ford); 2. Л.Рибейру (P, Audi); 3. Р.Кержка (CZ, Tatra); 4. П.Бартош (CZ, Ford); 5. В.Фейфар (CZ, Volkswagen); 6. Й.Кержка (CZ, Tatra); 7. Р.Швабенский (CZ, Peugeot); 8. Я.Смрж (CZ, Tatra); 9. А.Ялунин (LV, Volkswagen); 10. Я.Штетина (CZ, Audi). 9-й этап. Дмитров (Россия), 26-27 июля. Дивизион 1: 1. И.Резниченко (RUS, Ford Puma Turbo 4×4); 2. А.Шаймиев; 3. Р.Шаймиев; 4. Буянс; 5. К.Джиароло (I, Toyota Corolla 4х4); 6. Ервандян; 7. Фатхутдинов; 8. Карасевич; 9. Минниханов (VW Golf Mk3 Turbo 4×4); 10. Рахматуллин. Дивизион 3А: 1. Энгель; 2. Турек; 3. Штюбнер; 4. Свобода; 5. Дмитриев; 6. Каленский; 7. Н.Жаворонков (RUS, Volkswagen); 8. Власатый; 9. Калвода; 10. Колесников. Дивизион 3: 1. Фейфар; 2. Бартош; 3. Смрж; 4. Гошек; 5. Рибейру; 6. Швабенский; 7. С.Кравка (CZ, Tatra); 8. Ялунин; 9. Штетина; 10. Р.Кержка. Положение после 9 этапов. Дивизион 1: 1. Р.Шаймиев — 107 очков; 2. А.Шаймиев — 102; 3. Резниченко — 87; 4. Ервандян — 77; 5. Рахматуллин — 71; 6. Минниханов — 57. Дивизион 3А: 1. Энгель — 114 очков; 2. Колесников — 94; 3. Турек — 85; 4. Штюбнер — 81; 5. Власатый — 65; 6. Калвода — 61. Дивизион 3: 1. Л.Рибейру — 97 очков; 2. Гошек — 96; 3. Р.Кержка — 90; 4. Смрж — 82; 5. Бартош — 78; 6. Й.Кержка — 61.
Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а