Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Вспоминая сезон’2003: Кубок Восточной Европы

Быть или не быть — именно так стоял вопрос перед организаторами первого этапа Кубка Восточной Европы. Ведь за две недели до гонки у них была всего одна заявка из-за рубежа…
Текст: Григорий Голышев

Инициатива эстонской автофедерации учредить двухэтапный Кубок Восточной Европы на трассах Невское кольцо и EST —Ring в Пярну была встречена в России с энтузиазмом — нашим командам и гонщикам тоже давно надоело вариться в собственном соку. И хотя за несколько недель до первого этапа действительно были серьезные опасения, что деньги, заплаченные за заявку гонок в FIA, пропадут впустую, к счастью, они не оправдались — уже на административной комиссии стало ясно, что нас ожидает гонка, какой не было давно.

Два десятка «формулистов» из России, Финляндии и стран Балтии вместе с тринадцатью гонщиками в кузовном классе обещали отличное зрелище. До последнего оставалась надежда, что организаторам российского этапа удастся найти деньги, и вместе с прибалтами за победу на российской земле будут бороться пилоты немецкого чемпионата DTC во главе с его лидерами Клаудией Хюртген и Томасом Винкельхоком. Но собрать скромный бюджет, чтобы компенсировать немецким пилотам транспортные расходы (такая практика в порядке вещей, даже организаторы знаменитого Гран При Макао оплачивают командам транспорт), так и не удалось.

Впрочем, даже без немцев в Питере было на кого посмотреть. Прибалты выставили своих лучших «кузовных» пилотов: Айвиса Охтлу, Арниса Юршевскиса, Яниса Хореликса и побеждавшего на Невском кольце еще в 1999 году Индрека Сеппа. Среди «формулистов» только молодой Стен Пентус два года тому назад выступал в Питере на этапе Кубка VW Polo, для остальных пилотов Невское кольцо было terra incognita. Впрочем и россиянам, которые через две недели решили отправиться в Пярну, предстояло открывать для себя EST — Ring.

Скажем сразу, что составить конкуренцию российским звездам гастролеры не смогли. Многолетний «накат» на Невском кольце и более серьезная техника россиян не оставили прибалтам шансов на победу. В очередной раз среди пилотов Туринга не было равных Михаилу Ухову, который хоть и испытывал легкий прессинг со стороны своего бывшего партнера Григория Комарова, но, по большому счету, был для него недосягаем. А вот за третье место не на жизнь, а на смерть схватились сразу пятеро: Борис Шульмейстер, Лев Фридман и Владимир Нечаев с российской стороны и Индрек Сепп с Айвисом Охтлой с эстонской.

Первым, после контакта с Сеппом, выбыл из борьбы Нечаев, а Шульмейстер так и не смог найти ключи к защите Охтлы и финишировал только четвертым. Сценарий второй гонки отличался лишь тем, что, воспользовавшись техническими проблемами Охтлы, Шульмейстер все-таки занял третье место, а четвертым стал Сепп.

Формульная гонка оказалась еще интересней. Два десятка пилотов стремились показать все, на что они способны. Даже юный Харальд Шлегелмилхс на слабенькой машине формулы BMW мчал «на все деньги» — борьбе бок о бок, которую вел молодой эстонец с Владимиром Паршиным, могли бы позавидовать иные пилоты IRL!

А среди лидеров и в квалификации и в гонке не было равных Александру Тюрюмину. Из иностранцев только Стен Пентус и финн Яни Тамми могли что-то противопоставить российским пилотам, и за счет надежности своих подготовленных по группе N 1800-кубовых моторов сумели занять второе и третье место по итогам двух заездов. Николаю Больших включиться в борьбу за медали помешали проблемы с мотором, а Виктору Шайтару — столкновение со своим партнером Эмилем Сильдосом.

Общее настроение российских гонщиков после того, как дважды исполнялся национальный гимн, подытожил Михаил Ухов: «Последний раз в мою честь эта музыка звучала, наверное, лет двадцать назад, когда я выступал в составе сборной страны по картингу в Кубке Дружбы. Признаюсь, ощущения в этот момент очень необычные и приятные: это и чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, и гордость за свою страну. Мы обязательно поедем на второй этап в Эстонию, чтобы довести начатое дело до конца».

Двумя неделями спустя в Прибалтику отправились всего девять россиян, но те, кто не пожалел бюджета на эту поездку, остались ею довольны. Трасса, расположенная неподалеку от Пярну, произвела на пилотов самое благоприятное впечатление. «Трасса очень динамичная, нет ни одного поворота, который проходился бы на второй передаче — только скоростные, и есть даже несколько профилированных виражей!» — делился своими впечатлениями Борис Шульмейстер, в последний момент решивший «сообразить на троих» с пилотами Корус Моторспорт и все-таки отправится в Пярну.

Несмотря на то, что прибалтийский уик-энд оказался для него не из легких (механики команды до четырех утра восстанавливали Интегру, пострадавшую в завале на старте первой гонки), результатами заезда Борис остался более чем доволен. Второе место в Кубке вслед за Уховым по итогам двух этапов — наивысший успех с начала его гоночной карьеры. Ухов же, несмотря на жесткий прессинг со стороны Охтлы, был безупречен и покидал Пярну, имея на своем счету четыре победы из четырех возможных. А лучшим прибалтом по итогам кубка неожиданно оказался Янис Хореликс, за счет надежности своей Интегры опередивший более быстрых Сеппа и Охтлу.

Для наших «формулистов» второй этап сложился более драматично — сыграли свою роль проблемы с настройками и ненадежность моторов. Лучшим из россиян стал Виктор Шайтар — в первом заезде он финишировал на третьем месте, а во втором сошел из-за заклинившего тормозного цилиндра. Подхвативший эстафету Виктор Антонов стал только четвертым, чудом отбив атаки заводского гонщика фирмы Kavor Ерко Валлбаума. Хотя преимущество эстонцев в скорости было не столь велико, как у Ухова в Туринге, за счет надежности и хорошего знания трассы прибалты взяли реванш за питерское поражение. Лучшим из них стал 21-летний Стен Пентус, опередивший на несколько очков латыша Айвараса Пурагиуса и финна Яни Тамми. Лучшим же из россиян неожиданно оказался пропустивший эстонскую гонку Александр Тюрюмин — ему хватило для этого двух побед в Питере.

Еще после финиша российского этапа, собравшись на пресс-конференции, пилоты и организаторы принялись живо обсуждать перспективы Кубка Восточной Европы на следующий год. Заговорили о том, что можно провести серию в пять этапов с гонками в России, Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии. Конечно, это потребует еще более серьезных финансовых и организационных усилий, но ведь первый опыт вышел удачным. И очень хочется, чтобы ответ на вопрос: быть или не быть Кубку, все же оказался положительным.
(Автоспорт №9’2003)

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Недолгая история международной гонки на Невском кольце берет свое начало в 1999 году, когда осенью на питерской трассе высадился десант топ-пилотов германского чемпионата DTC. Скорость немецких спортсменов произвела на всех неизгладимое впечатление. В квалификации они не оставили от наших пилотов камня на камне. «Три секунды — это как навстречу», — комментировал ее результаты Михаил Ухов, показавший лучшее время среди россиян. В гонке лучшим из наших стал финишировавший пятым Владимир Сухов. С тех пор пилоты DTC больше не приезжали в Санкт-Петербург, и формально международная гонка каждый год привлекала всего нескольких гонщиков из Прибалтики. Однако нынче у немецкой серии финансовый кризис, и у нас едва не появился новый шанс сравнить лучших россиян с немцами на нашем поле. Однако недостаток финансирования так и не дал лучшим пилотам России шанс поквитаться с «варягами» за давнишний разгром на Неве.

Стенограмма
За день до первого этапа Кубка Балтии на Невском кольце прошла шестичасовая гонка Трофей Санкт-Петербурга. Пилоты кубковых VW Polo за шесть часов гонки закатали в асфальт не один десяток килограммов резины. После этого участники международной гонки в квалификации более чем на секунду перекрыли лучшие результаты Невского кольца! Рекордные секунды принадлежат Михаилу Ухову и Александру Тюрюмину — обладателям поула в кузовной и формульной категории.

16 машин на старте гонки в классе Формула стали своеобразным рекордом — последний раз такое количество пилотов выходило на старт три года тому назад, на девятом этапе чемпионата России в Санкт-Петербурге.

Среди десятка обладателей старых Даллар и Рейнардов выделялся литовец Айварас Пурагиус, принявший участие в гонке на очень редком автомобиле Bowman BC3, который еще в 1993 году под управлением Джейми Спенса выиграл британский чемпионат Формулы-3. Марка Bowman просуществовала всего три года.

Единственным серьезным происшествием за весь питерский уик-энд стала авария финского гостя Теппо Сованто, который на утренней разминке не удержал свой Reynard на входе во вторую площадку Невского кольца и, зацепив старые покрышки, перевернулся.

Команда Спорт-Гараж не смогла приехать на обе кубковые гонки из-за поломки мотора на VW Golf IV Александра Львова. Отсутствие нужных запчастей и финансирования вынудило команду пропустить Кубок Восточной Европы и сосредоточить свои силы на подготовке автомобиля к гонкам чемпионата России.

Одним из участников формульной гонки стал 15-летний латыш Харальд Шлегелмилхс, чей отец Владислав на протяжении долгих лет выступал в Дивизионе 1 латвийского и европейского чемпионата по автокроссу на автомобиле Ford Escort.

Гонщики команды Формула-Z остались на втором этапе Кубка без механиков, которые не успели вовремя получить эстонские визы. Пилоты сами настраивали и обслуживали свои болиды, меняя всей командой, иногда в авральном режиме, моторы и коробки передач.

Кубок Восточной Европы.
1-й этап. 19-20 июля, Невское кольцо.
Туринг. Первая гонка:
1. М.Ухов (Москва, BMW 320i E46) 25:03.462; 2. Г.Комаров (Курск, BMW 320i E46) +06.440; 3. А.Охтла (Эстония, Honda Civic) 0:19.412; 4. Б.Шульмейстер (Москва Honda Integra) +22.746; 5. Л.Фридман (Москва, BMW 320i E46) +37.802; 6. И.Сепп (Эстония, VW Golf IV) 0:44.862; 7. М.Мерисаар (Эстония, Honda Civic) +48.264; 8. Я.Хореликс (Латвия, Honda Integra) +59.737; 9. В.Павлов (Москва, BMW 320i E46), 10. О.Петришин (Москва, BMW 320i E36) +1 круг; 11. В.Нечаев (Армавир, BMW 320i E46), 12. А.Юршевскис (Латвия, Opel Astra Coupe) — не финишировали; 13. Й.Ускаинс (Эстония, VW Golf III) — не стартовал. Поул-позиция — 1:16.713 (Михаил Ухов). Лучший круг — 1:18.374 (Григорий Комаров). Вторая гонка: 1. Ухов 24:58.356; 2. Комаров 0:00.316; 3. Шульмейстер 0:25.162; 4. Сэпп 0:37.324; 5. Нечаев 0:49.800; 6. Фридман 0:55.872; 7. Охтла 1:03.241; 8. Хореликс 1:03.441; 9. Павлов; 10. Петришин; 11. Мерисаар +1 круг; Юршевскис, Ускаинс — не стартовали. Поул-позиция — 1:18.374 (Григорий Комаров) Лучший круг — 1:16.344 (Михаил Ухов).
Формула. Первая гонка: 1. А.Тюрюмин (Москва, Dallara F393) 17:32.460; 2. В.Шайтар (Люберцы, Dallara F395) 0:12.149; 3. С.Пентус (Эстония, Reynard 893) 0:14.375; 4. Я.Тамми (Финляндия, Dallara F393) 0:31.532; 5. Н.Больших-мл (Москва, Dallara F393) 0:36.520; 6. Э.Валлбаум (Эстония, Эстония-26а) 0:45.232; 7. Э.Сильдос (Москва, Reynard) 0:46.007; 8. А.Пурагиус (Литва, Bowman BC3) 0:46.605; 9. Ю.Орлов (Москва, Reynard 913); 10. Х.Шлегельмилхс (Латвия); 11. В.Паршин (Москва, Эстония 25); 12. Д.Бакин (Москва, Reynard); 13. Р.Тонтери (Финляндия, Ralt 30) + 1 круг; 14. А.Микоян (Москва, АМ-01м) + 2 круга; А.Саункин (Москва, Reynard); В.Антонов (Москва, Reynard); Т.Сованто (Финляндия, Reynard 923) — не стартовали. Поул-позиция — 1:07.507 (Тюрюмин). Лучший круг — 1:08.170 (Тюрюмин). Вторая гонка: 1. Тюрюмин 17:51.412; 2. Пентус 0:20.209; 3. Тамми +21.369; 4. Пурагиус +23.115; 5. Валлбаум +30.981; 6. Шлегельмилхс; 7. Орлов; 8. Бакин; 9. Тонтери +1 круг; 10. Микоян +2 круга; 11. Паршин +3 круга; Больших, Шайтар, Сильдос — не финишировали. Саункин, Антонов, Сованто — не стартовали. Поул-позиция — 1:08.170 (Тюрюмин). Лучший круг — 1:09.697 (Тюрюмин).

2-й этап. 2-3 августа, EST — Ring, Эстония.
Туринг. Первая гонка:
1. Ухов 25:25.404; 2. Сепп 5.317; 3. Юршевскис 36.945; 4. Хореликс 46.399; 5. М.Таваст (Эстония, VW Gold III); 6. Павлов; 7. Я.Анкравс (Латвия, Ford Focus) +1 круг; Охтла, Шульмейстер, Мерисаар — не финишировали. Поул-позиция — (Ухов) Лучший круг — 59.671 (Охтла). Вторая гонка: 1. Ухов 25:47.758; 2. Охтла 4.806; 3. Шульмейстер 19.725; 4. Хореликс 20.791; 5. Таваст 1:01.700; 6. Павлов +1 круг; 7. Анкравс +3 круга; Юршевскис, Сепп — не финишировали. Поул-позиция — 59.671 (Охтла). Лучший круг — 59.261 (Ухов).
Формула. Первая гонка: 1. Тамми 19:58.929; 2. Пентус 2.961; 3. Шайтар 9.908; 4. Антонов 12.718; 5. Пурагиус 13.065; 6. Соватно 27.626; 7. Валлбаум 27.816; 8. Ф.Клаар (Эстония, ) 37.618; 9. Р.Ринне (Финляндия, ) 48.881; 10. Я.Пипар (Эстония); 11. Ю.Пярнпуу (Эстония, Reynard 893); 12. Э.Сильдос; 13. А.Саункин +1 круг; 14. Р.Тонтери +2 круга; Поул-позиция, лучший круг — 53.190 (Пентус). Вторая гонка: 1. У.Ууснеем (Эстония, Dallara F394) 22:31.024; 2. Пентус 4.649; 3. Пурагиус 6.537; 4. Антонов 28.739; 5. Валлбаум 29.054; 6. Сованто 52.776; 7. Ринне 55.898; 8. Пипар +1 круг; 9. Пярнпуу + 2 круга; 10. Тонтери + 3 круга; Тамми, Шайтар, Клаар — не финишировали. Поул-позиция — 53.190 (Пентус). Лучший круг — 52.817 (Ууснеем).

Туринг. Итоговое положение: 1. Ухов — 80 очков; 2. Шульмейстер — 43; 3. Хореликс — 42; 4. Охтла — 41; 5. Сепп — 40; 6. Комаров — 34; 7. Павлов — 34; 8. Таваст — 22; 9. Фридман — 21; 10. Анкравс — 18; 11. Юршевскис — 15; 12. Мерисаар — 14; 13. Петришин — 12; 14. Нечаев — 11; 15. Ускаинс — 0.

Формула. Итоговое положение: 1. Пентус — 69 очков; 2. Пурагиус — 51; 3. Тамми — 48; 4. Валлбаум — 43; 5. Тюрюмин — 40; 6. Шайтар — 32; 7. Антонов — 28; 8. Сованто — 21; 9. Ринне — 17; 10. Шлегельмилхс — 16; 11. Орлов — 16; 12. Пипар — 15; 13. Пярнпуу — 13; 14. Сильдос — 12; 15. Бакин — 12; 16. Тонтери — 12; 17. Больших-мл — 11; 18. Паршин — 10; 19. Клаар — 8; 20. Микоян — 8; 21. Саункин — 4.

Кубок Наций: 1. Россия — 246 очков; 2. Эстония — 233; 3. Латвия — 82; 4. Литва — 51.

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.