Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Лучшие гонки’2004: ралли Курземе

Тихим июльским вечером над латвийским городом Лиепая разносилась давно забытая в этих местах мелодия. Признаюсь честно, в этот момент у меня защемило сердце. И не только у меня. Когда зазвучал российский гимн, даже латвийские болельщики в едином порыве поднялись и стоя слушали знакомые с детства аккорды. Ведь музыка играла не только в честь победителей ралли Курземе — Станислава Грязина и Георгия Трошкина, но и будто бы в знак воссоединения раллистов двух стран — Латвии и России.
Текст: Андрей Клещев

«Я всегда удивлялся, когда видел по телевизору слезы на глазах победителей во время исполнения гимна их страны, — Стас Грязин, первым из российских раллистов одержавший победу на этапе чемпионата Европы, тоже едва сдерживал захлестнувшие его эмоции. — Теперь я знаю, почему плачут спортсмены!»

А ведь еще за сутки до старта ничто не предвещало победы россиян. В этом году латвийский этап чемпионата Европы сменил скромную «двоечку» на коэффициент «5», и в Курземе съехались многие прибалтийские звезды, в том числе и обладатели самой серьезной техники. Шансы Грязина и остальных наших пилотов, выступавших в этой компании на автомобилях группы N, расценивались невысоко. Но уже на предстартовой техинспекции грянула сенсация — Ford Escort WRC кумира латвийских болельщиков Матисса Межакса из-за просроченной системы пожаротушения судьи перевели из «европейского» в национальный зачет! И в основной классификации ралли остался только один «уорлд-ралли-кар» — эстонца Маргуса Муракаса, уже выигрывавшего латвийскую гонку два года назад. Как никогда близок был к победе лидер чемпионата Эстонии и на этот раз — Маргус поспешал не торопясь, вышел в лидеры на четвертом спецучастке и, казалось, уверенно контролировал ситуацию.

Но, увы, ресурса старенького, 1999 года рождения, Фокуса на все 190 километров спецучастков не хватило. Муракас остановился за два допа до финиша со сломанным мотором и тем самым отдал победу в руки пилотов группы N. Ведь еще один А-групповой «монстр», Lancer Evo VII чемпиона Латвии Иварса Васараудзиса, к тому времени тоже сошел!

Но сказать, что победа после схода фаворитов далась Грязину легко, значило бы погрешить против истины. Да, Стас уже давно стал «своим» на Курземе, выиграл здесь в 2001-м в группе N и до этого не встречал особого сопротивления со стороны местных пилотов. Но на сей раз латвийские гонщики нашли что противопоставить российскому экс-чемпиону. Вернее, не что, а кого — Яниса Воробьева.

При первом взгляде на спокойного русоволосого рижанина, взирающего на мир сквозь толстые стекла очков, никогда не подумаешь, что этот парень — лидер чемпионата Латвии по ралли. Раньше, когда Воробьев выступал на далеко не лучшей технике, он не мог похвастать большими успехами — темп, который он задавал, просто не выдерживали машины. Зато теперь, когда в руки Яниса попал Lancer Evo VI финской подготовки, Воробьев превратился в очень грозного соперника.

Россиянин «выстрелил» первым на открывавшем программу ралли прологе по улицам Лиепаи. На своем любимом асфальтовом покрытии москвич опередил всех соперников, включая Муракаса! Но как только ралли переместилось на шикарные латвийские грейдеры, Стасу пришлось нелегко.

Настырный рижанин всю гонку держал Грязина в тонусе. И, отпустив россиянина поначалу на 15 секунд, под занавес ралли начал потихоньку сокращать этот разрыв. Но и Стас нашел в себе силы прибавить и удержал-таки лидерство, пусть и с мизерным преимуществом в шесть секунд! «Под конец пришлось изрядно поднапрячься», — радостно улыбался Грязин на финишном подиуме. Где он принимал поздравления не только с первой российской победой на этапах чемпионата Европы, но и с днем рождения, который Стас уже третий год подряд справляет на Курземе!

Ну, а нас в Лиепае интересовало не только сражение в «абсолюте», но и расклад в тех классах, где разыгрывались очки чемпионата России. Ведь латвийская гонка стала первым в истории отечественного первенства «выездным» этапом в международных группах N4, N2 и А6.

Группа N4: на первый-второй рассчитайсь!
Приезд Сергея Успенского, Андрея Жигунова и Александра Желудова стал одним из главных событий латвийского ралли. В потенциале всех троих никто не сомневался, но ведь лидеры российского первенства никогда не выступали в Прибалтике. Поэтому перед стартом только и было разговоров, сможет ли кто-нибудь из вновь прибывших россиян бросить вызов хозяевам трассы и знатоку здешних дорог Станиславу Грязину. Результат известен — не смогли. Вот только причины на это были разные.

Главная особенность Курземе — своеобразное покрытие трассы. Очень плотное основание местных грейдеров присыпано сверху мелким гравием, причем везде — по-разному. Поэтому угадать момент начала торможения и активных действий рулем перед входом в поворот зачастую бывает очень непросто. Уже в дебюте гонки в этом убедился Александр Желудов. Не успели болельщики глазом моргнуть, как Subaru москвича «поскользнулась» и вылетела с трассы на допе Крогзиеми. Пилот ИТЕРЫ перевернулся в той же самой хитрой связке поворотов, где в прошлом году «разложил» Ford Focus WRC литовец Аурелиус Симашка…

Еще одно «прикормленное» место — крутой поворот на самом легендарном СУ Вецпилс, где когда-то уложил свою Subaru на крышу петербуржец Александр Шумский, стало в этом году роковым для Сергея Успенского. «Не воспринял диктовку штурмана, — объяснил свою ошибку титулованный москвич, изо всех сил пытавшийся поддержать взятый Грязиным сумасшедший темп. — До последнего старался удержаться на трассе, но уперся во что-то на обочине…» Уперся — и подарил болельщикам эффектную крышу в несколько оборотов.

Больше всего в этой передряге досталось штурману Успенского, Сафонию Лотко — после первого витка в золотистую Субару влетело несколько камней, один из которых угодил Софе прямо в лицо, оставив на память о Курземе здоровенный синяк под глазом… Впрочем, это обстоятельство ничуть не сказалось на боевом настрое Сергея и Сафония: «Какие планы? Восстановить машину и мчать в Гуково. А в следующем году обязательно снова приехать на Курземе — вернуть должок…»

Сход Успенского окончательно присудил титул чемпиона России в группе N4 Андрею Жигунову. Но езда москвича в Лиепае была совсем не похожа на чемпионскую: после двух городских спецучастков на Лансере команды Про-Спорт вновь — уже в третий раз за этот сезон — начались проблемы с двигателем. После каждого допа Андрей и его штурман Игорь Тер-Оганесьянц чуть ли не ведрами доливали жидкость в радиатор, охлаждая перегревающийся мотор. «Приехали в Латвию бороться с Грязиным, — словно извинялся перед своими болельщиками Жигунов, — но вынуждены думать только о том, выдержит мотор свою 21-ю гонку или нет». Выдержал — и привез своего хозяина на четвертое место в «абсолюте». Но, принимая поздравления с трудовой победой в чемпионате, Андрей честно признался, что удовольствия от своего выступления на Курземе он не получил: «Придется вернуться сюда на следующий год!»

Сразу за Жигуновым — на пятом месте в «абсолюте» — финишировал набирающий силу от гонки к гонке Александр Доросинский. Однако талантливый пилот из Екатеринбурга по непонятным причинам отказался от участия в зачете отечественного первенства, и на третье место в российском зачете выбрался москвич Андрей Матюхин. Причем случилось это на последних метрах дистанции, когда на Mitsubishi уверенно шедшего к «бронзе» Дениса Левятова буквально начал разваливаться мотор…

Что ж, Курземе окончательно решило спор за «золото» и «серебро» в российском первенстве: победу в чемпионате одержал Жигунов, а второе место зарезервировал за собой Успенский. Зато в споре за «бронзу» ситуация еще больше запуталась: на третье место претендуют минимум пять пилотов, причем разрыв между первым и последним всего три очка!

Итоговые результаты: 1. С.Грязин/Г.Трошкин (Москва, Mitsubishi Lancer Evo VI) 1:35.05,2; 2. А.Жигунов/И.Тер-Оганесьянц (Москва, Mitsubishi Lancer Evo V) +3.11,4; 3. А.Матюхин/С.Козлова (Москва/С.-Петербург, Mitsubishi Lancer Evo VI) +8.09,6; 4. Д.Левятов/А.Сапиро (Москва, Mitsubishi Lancer Evo VI) +8.23,3; 5. Ю.Сидоренко/О.Крылов (Фрязино/С.-Петербург, Mitsubishi Lancer Evo VII) +10.17,3.
Положение в чемпионате России (пилоты): 1. Жигунов — 75 очков; 2. С.Успенский (Москва) — 47; 3. Ю.Трутнев (Пермь) — 27; 4. Левятов — 26; 5. Грязин — 26; 6. С.Алясов (Тольятти) — 24; 7. Матюхин — 24; 8. Б.Федотов (С.-Петербург) — 16; 9-10. Доросинский и А.Желудов (Москва) — по 15.

Группа N2: и все-таки — Бунеев!
В Лиепае Андрей Бунеев сделал то, что должен был сделать еще на предыдущей гонке в Карелии — стал первым чемпионом России в «стандартном» 1600-кубовом классе. После того, как главный соперник Бунеева Геннадий Брославский простоял на допе пять минут из-за пропавшей «массы», Александр Севастьянов протаранил остановившуюся на трассе Хонду эстонца Яана Молдера, а товарищи по команде Шишкин Лес Евгений Звегинцев и Сергей Угер дружно сделали «крышу», весь пьедестал в Лиепае получился питерским. Правда, занявший второе место Михаил Фролов в чемпионате уже ни на что не претендовал. В отличие от Алексея Константинова, который благодаря успеху в Латвии получил реальный шанс побороться за «серебро».

Итоговые результаты: 1. А.Бунеев/А.Золотарь (С.-Петербург, Citroen Saxo VTS) 1:51.48,8; 2. М.Фролов/И.Эвенчик (С.-Петербург, Citroen Saxo VTS) +1.35,0; 3. А.Константинов/Т.Иманов (С.-Петербург, Citroen Saxo VTS) +1.50,3; 4. С.Угер/В.Афонин (Москва, Citroen Saxo VTS) +2.38,9; 5. Е.Звегинцев/Т.Кафаров (Москва, Citroen Saxo VTS) +4.47,9; 6. Г.Брославский/Р.Таги-Заде (Пушкино/Москва, Citroen Saxo VTS) +7.05,0; 7. А.Свиридов/Е.Вертунов (Москва, Citroen Saxo VTS) +10.24,6; 8. А.Бакай/А.Чайковский (Москва, Citroen Saxo VTS) +12.05,5.
Положение в чемпионате России (пилоты): 1. Бунеев — 75 очков; 2. Звегинцев — 50; 3. Константинов — 47; 4. Брославский — 36; 5. А.Севастьянов (Химки) — 32; 6. Фролов — 29; 7. Угер — 22; 8. Свиридов — 18; 9. А.Козлов (Москва) — 4; 10. Бакай — 3.

Группа А6: смена лидера
Петербуржцу Игорю Громову нужно было лишь докатиться до финиша в Лиепае, чтобы стать лидером чемпионата. Никто из его постоянных соперников по зачету А6 в Латвию не приехал — ярославец Тимофей Воробьев не успел восстановить мотор своего Ситроена, а команда москвича Владимира Евтюхова слишком поздно занялась оформлением выездных документов. В итоге Громов стартовал в зачете А6 в гордом одиночестве и, финишировав 16-м в «абсолюте», отложил вопрос о титуле сильнейшего до заключительного этапа в Гуково.

Итоговые результаты: 1. И.Громов/В.Богатырев (С.-Петербург, Peugeot 106 Rallye) 1:48.24,5.
Положение в чемпионате России (пилоты): 1. Громов — 45 очков; 2. Т.Воробьев (Ярославль) — 40; 3. В.Евтюхов (Москва) — 24; 4. А.Захаров (Москва) — 15.

Что дальше?
После гонки организаторы интересовались у всех, кто приехал в Латвию в первый раз: понравилось ли россиянам в Лиепае, и будет ли Курземе этапом чемпионата нашей страны в следующем году. С первым вопросом все ясно: да, понравилось. И немудрено — россияне чувствовали себя в Лиепае желанными гостями, да и уровень организации латвийского этапа чемпионата Европы все же на порядок выше лучших отечественных ралли. А вот на второй вопрос сейчас, наверное, ответить не сможет никто. Но каким бы ни был у Курземе статус в следующем году, у всех российских гонщиков, выступавших в Лиепае, было одно желание — вернуться сюда в 2004-м…

(Автоспорт №9’2003)

СТЕНОГРАММА

Ралли Kurzeme в этом сезоне было не только этапом чемпионатов Европы, Латвии и России, но и вторым раундом вновь организованного Nordic Gravel Cup. Трехэтапная гравийная серия финиширует в конце октября на эстонском ралли Saaremaa, но имя ее победителя в группе N4 известно уже сейчас. Финишировав четвертым в классе на майском South Swedish Rally и выиграв Курземе в «абсолюте», неожиданно даже для самого себя первым в «стандартном» полноприводном классе стал россиянин Станислав Грязин!

Чемпионат Латвии в этом году впервые имел статус открытого, и несколько российских экипажей были заявлены на Курземе не только в российском, но и в латвийском первенстве. «Многостаночники» не прогадали. Например, Андрей Матюхин со Светланой Козловой в Лиепае дважды вызывались на пьедестал, а Геннадий Брославский с Рауфом Таги-Заде, не попавшие в призы в российском зачете группы N2, уехали домой с кубками за победу в латвийском зачете AN-1600.

Переворот москвича Игоря Соколова на третьем спецучастке Курземе долго не сходил с первых полос латвийских газет. А все потому, что вылетевшая с трассы Mitsubishi зацепила одного из зрителей, который с тяжелыми травмами был доставлен в больницу. Причем в случившемся был виноват он сам — расположившись в опасном месте и приняв на грудь, горе-болельщик никак не отреагировал на предупреждения службы безопасности ралли, и сам накликал на себя беду…

Если бы на Курземе вручался приз зрительских симпатий, то он, вне всяких сомнений, был бы вручен Матиссу Межаксу. Решение комиссаров, которые после технической инспекции перевели его Ford Escort WRC из «международного» зачета в национальный класс R13, только разозлило молодого латыша. Все три дня гонки он ехал «на ушах», заставляя хвататься за голову даже видавших виды болельщиков. В общем, выступай Межакс в европейском зачете, с итоговым результатом 1:33.59,3 он однозначно был бы на высшей ступени пьедесталаѕ

Болельщики со стажем еще помнят блистательные выступления латвийского дуэта Иварс Цауне — Андрис Шимкус в чемпионатах Советского Союза. Так вот, сейчас по латвийским трассам гоняют сразу пятеро Цауне и Шимкусов — чемпионы СССР не только остаются в строю, но и приобщили к гоночному делу своих сыновей! Причем выступают все они за одну команду — Honda Racing Team на новеньких Honda Civic Type-R.

Международное ралли Kurzeme. Чемпионат Европы, 24-й этап (коэффициент 5). Чемпионат Латвии, 5-й этап. Чемпионат России, 5-й этап. Лиепая (Латвия), 11-13 июля. Дистанция — 758,61 км, в том числе 12 СУ общей протяженностью 178,9 км. Стартовало 48 экипажей, финишировало 27.
Абсолютный зачет:
1. С.Грязин/Г.Трошкин (RUS, Mitsubishi Lancer Evo VI, зачет N4) 1:35.05,2; 2. Я.Воробьев/Г.Эрвалдс (LV, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) +6,9; 3. А.Эгле/Ю.Вилманис (LV, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) +1.36,2; 4. А.Жигунов/И.Тер-Оганесьянц (RUS, Mitsubishi Lancer Evo V, N4) +3.11,4; 5. А.Доросинский/Д.Балин (RUS, Subaru Impreza WRX STI’02, N4) +4.11,6; 6. М.Ниинемяэ/Р.Маркус (EE, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) +4.39,3; 7. А.Лаур/А.Корнилов (EE, Citroen Saxo S1600, A6) +6.21,7; 8. Э.Чирба/А.Пиворас (LT, Renault Clio Sport, N3) +7.39,4; 9. И.Цауне/К.Цауне (LV, Honda Civic Type-R, A7) +8.08,6; 10. А.Матюхин/С.Козлова (RUS, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) +8.09,6; 11. Д.Левятов/А.Сапиро (RUS, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) +8.23,3; 12. Ю.Сидоренко/О.Крылов (RUS, Mitsubishi Lancer Evo VII, N4) +10.17,3; 13. М.Окманис/Г.Валковскис (LV, Opel Astra GSi, A7) +12.34,6; 14. К.Шимкус/А.Шимкус (LV, Honda Civic Type-R, N3) +12.36,4; 15. А.Линнамяэ/А.Хинтсер (EE, Subaru Impreza WRX) +12.54,6; 16. И.Громов/В.Богатырев (RUS, Peugeot 106 Rallye, A6) +13.19,3; 17. В.Сиетиньш/У.Бушс (LV, Opel Astra GSi, A7) +14.04,2; 18. А.Бунеев/А.Золотарь (RUS, Citroen Saxo VTS, N2) +16.43,6; 19. А.Вецвагарс/Г.Гайкис (LV, Opel Astra OPC, A7) +17.00,4; 20. М.Фролов/И.Эвенчик (RUS, Citroen Saxo VTS, N2) +18.18,6; 21. А.Константинов/Т.Иманов (RUS, Citroen Saxo VTS, N2) +18.33,9; 22. Е.Звегинцев/Т.Кафаров (RUS, Citroen Saxo VTS, N2) +21.31,5; 23. С.Угер/В.Афонин (RUS, Citroen Saxo VTS, N2) +22.22,5; 24. Г.Брославский/Р.Таги-Заде (RUS, Citroen Saxo VTS, N2) +23.48,6; 25. В.Дринка/И.Блума (LV, Subaru Impreza WRX, A8) +26.16,2; 26. А.Свиридов/Е.Вертунов (RUS, Citroen Saxo VTS, N2) +27.08,2; 27. А.Бакай/А.Чайковский (RUS, Citroen Saxo VTS, N2) +28.49,1.
Лидеры: СУ1-3 — Грязин; СУ4-10 — Муракас; СУ11-12 — Грязин. Победы на СУ: Муракас — 7; Воробьев — 3; Грязин — 2.
Принципиальные сходы: И.Соколов/И.Скуридин (RUS, Mitsubishi Lancer Evo VI, А8) — СУ3 (переворот); А.Кивкуцанс/Г.Ламе (LV, Volkswagen Golf Mk4 Kit Car, A7) — после СУ3 (двигатель); А.Желудов/А.Русов (RUS, Subaru Impreza WRX STI’03, N4) — СУ4 (переворот); М.Бучиньш/Г.Францис (LV, Ford Escort Kit Car, A7) — СУ4 (трансмиссия); И.Васараудзис/В.Спредзис (LV, Mitsubishi Lancer Evo VII, А8) — после СУ5 (бензонасос); А.Севастьянов/М.Данилова (RUS, Citroen Saxo VTS, N2) — СУ6 (авария); Р.Францис/М.Мелдрайс (LV, Ford Escort RS Cosworth, A8) — СУ7 (подвеска); С.Успенский/С.Лотко (RUS, Subaru Impreza WRX STI’02) — СУ8 (переворот); В.Лебедев/М.Деклаус (LV, Mitsubishi Lancer Evo V, N4) — после СУ8 (турбина); М.Рауам/П.Поом (EE, Subaru Impreza WRX, N4) — СУ9 (вылет с трассы); М.Муракас/Т.Китсинг (EE, Ford Focus WRC’99, A8) — СУ11 (двигатель); А.Маспанс/Н.Айзкалнс (LV, Mitsubishi Lancer Evo VII, N4) — СУ12 (бензонасос).

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.