Несмотря на звучное наименование Biturbo, 250-сильная версия Audi Allroad не обладает динамикой, скажем, одноименного Mazerati. Привыкнув к своему модному универсалу, владельцы нередко задумываются об увеличении его мощности…
Текст: Никита Гудков
Фото: Григорий Голышев
Audi Allroad — машина, прямо скажем, недешевая — за доработкой таких моделей в гаражные кооперативы обращаться не принято. В то же время, максимум, что можно получить у официального дилера — чип-тюнинг, которого многим недостаточно. И тут свои услуги предлагает московская фирма Пит-Лейн.
О серьезности ее подхода говорит хотя бы то, что Пит-Лейн — один из немногих тюнинг-центров, имеющих собственный испытательный мощностной стенд с беговыми барабанами. В списке европейских поставщиков Пит-Лейна немало известных имен, но основным партнером является швейцарская фирма Sportec, ноу-хау которой и лежит в основе доработок представленного на тест «вседорожного» универсала Audi.
Sportec — фирма относительно молодая, основанная всего лишь в 1997 году. Однако за столь непродолжительный срок она уже успела заработать себе имя, в основном, благодаря глубокому тюнингу автомобилей Porsche. Есть в программе Sportec предложения и для более «бюджетных» машин, в частности, производства концерна VAG. Для марок Audi, Volkswagen, SEAT, Skoda также предлагаются доработки большинства узлов и агрегатов и варианты изменения внешности. Хотя, на первый взгляд, все, что отличает данный Allroad от «стандарта», — это колесные диски да изменившиеся выхлопные патрубки. Кстати, эта модель колеса в 2002 году завоевала престижные награды немецкого журнала Autobild сразу в двух номинациях: «лучший дизайн» и «лучшее сочетание цена/вес/качество».
Под капотом изменений больше. Заявленная мощность двигателя — 370 сил, что соответствует 50-процентной прибавке при сохранении неизменного рабочего объема. Но еще более впечатляющий «бонус» обещан по части крутящего момента — 550 ньютон-метров против штатных 350. Что позволяет делать столь смелые заявления?
Основные дивиденды, как водится на наддувных моторах, получаются за счет установки турбин большей производительности. Напомним, здесь их две — по одной на каждый ряд цилиндров V-образной «шестерки». Кстати, спрятаны они весьма глубоко, и для замены компрессоров требуется снятие силового агрегата в сборе. Величина заявленного пикового давления впечатляет — 1,2 бара. Соответственно, применены интеркулеры на четверть большей площади — опять же, по одному на каждый ряд цилиндров. Дополнительно доработке подверглись топливная и масляная системы. А от серийного выхлопного тракта не осталось и вовсе ничего — его место занял целиком иной, спортивный выпуск Milltek Sport. Начинается он сразу от турбин и по европейским правилам включает в себя спортивный катализатор. Конечно, управляет всем этим хозяйством компьютер двигателя с измененной программой.
Адаптивная автоматическая КПП Tiptronic имеет свой собственный блок управления, чем тоже можно воспользоваться при столь глубоком тюнинге. Создатели машины такой возможностью не пренебрегли — и заложили в блок иную программу, рассчитанную на взаимодействие с более мощным мотором. Смещение точек переключения передач должно сгладить «тупость» гидромеханики и приспособить ее к изменившемуся характеру двигателя.
Аналогичному перепрограммированию подвергли и подвеску. Напомним, что она у Audi Allroad с пневматическими упругими элементами, возможностью оперативного изменения клиренса и также своим собственным «разумом». Доработки призваны улучшить управляемость и устойчивость автомобиля — за счет понижения высоты кузова.
Владельцам вседорожного универсала известно, что неплохие по своим характеристикам тормоза не любят активной езды. Сказывается большой, около 1800 кг, вес машины — где-то через полгода штатные диски не выдерживают и коробятся. Поэтому на Audi от Sportec их место заняли гоночные многопоршневые механизмы Brembo под торговой маркой Movit. Диски имеют увеличенный диаметр, причем одинаково большой и спереди и сзади — 322 миллиметра. В отличие от стандарта, задние диски — с вентиляцией, а для стояночного тормоза предусмотрен отдельный механический суппорт.
И все же, с первых метров пути становится ясно, что главное в блюде под названием Audi Allroad Sportec — это двигатель. Теперь он полностью заслуживает право носить гордое имя Biturbo. Отменная динамика, потрясающая эластичность! При разгоне с любой скорости, даже за 150, запас тяги огромен. Да и цифры, полученные в ходе полигонных замеров, говорят сами за себя. На модных нынче 400 м машина преодолела психологически важную отметку в 15 секунд, и это, не забывайте, с автоматической коробкой передач! Вообще-то, очень жаль, что хороший двигатель вынужден соседствовать с совсем неспортивной коробкой. Хотя свои плюсы есть и у нее — в частности, гидротрансформатор скрашивает «турбояму» — задержку реакции двигателя на нажатие на педаль газа.
Но на фоне современных «автоматов», что ставятся на спорткары схожей мощности, Tiptronic пасует. Изменение его настроек немного улучшило ситуацию, но, как говорится, исправить горбатого… В автоматическом режиме, несмотря на адаптивный алгоритм, коробка по-прежнему работает с заметными задержками. А ручной режим на самом деле можно назвать таковым только с натяжкой — в нем КПП сама переключается как вверх, так и вниз. Проку от него немного.
Подвеска также сохранила свой, в целом, комфортный характер, однако крены в поворотах стали меньше и за счет этого машина более четко держит заданный курс в повороте. В результате смены управляющей программы, общий диапазон изменения клиренса остался прежним, 66 мм, но кузов опустился на дополнительные 15 мм.
Что касается плавности хода, то общая закономерность такова — чем более низкое из четырех положений кузова выбрал водитель, тем жестче, но гармоничнее подвеска отрабатывает неровности. Однако курсовые рысканья остаются и в самом опущенном состоянии. Да и крены все же остались, хоть и небольшие для машины со столь высоким центром тяжести. Приятно, что они немного уменьшаются при переходе на нижнее положение подвески.
Немалую роль в улучшение управляемости внесла замена универсальных шин на чисто асфальтовые Yokogama. К тому же их посадочный диаметр на дюйм больше, а профиль шины — на 30 мм шире, чем у стандарта. Впрочем, ожидать повадок спортивного купе от тяжелого Audi Allroad, даже тюнингового, наивно. Острая рулежка и «вкусные» реакции — удел иных, менее универсальных автомобилей. Да и на очень больших скоростях ехать на Allroad Sportec становится неприятно. На рубеже 200 км/ч машина начинает «плавать», а с дальнейшим ростом скорости — и вовсе внезапно переставляться из стороны в сторону на 20—30 сантиметров. Это страшновато даже на ровной динамометрической дороге полигона, а на дорогах общего пользования — и подавно.
Похожие «танцы» подвеска выделывает и при торможении с высоких скоростей — по этой причине проводить замеры тормозного пути с 200 км/ч мы сочли небезопасным. Хотя тормоза подкупают своей эффективностью. Сочетание усилия и информативности на педали — попросту идеальное. Вместе с гоночными механизмами великолепно работает штатная АБС — нет ни раннего вступления в действие, ни дрожи на педали. Жаль, что влажный асфальт не позволил получить достоверные данные о тормозном пути. Хотя тот факт, что тюнинговый Allroad на нем остановился практически как «стандарт» на сухом, уже о многом говорит. Погода, впрочем, не помешала убедиться в отменной температурной стойкости тормозов Movit. После нескольких торможений эффективность их работы нисколько не снизилась, а тормозной путь — не увеличился.
В заключение остается сказать, что на все усовершенствования производитель работ — Пит-Лейн — предоставляет годовую гарантию. А имя Sportec должно служить еще одной гарантией — приемлемого ресурса форсированных автомобилей. Пока что этот серебристый Allroad пробежал более 10 тысяч километров без технических проблем.
И мы уверены, что за эти километры владелец «вседорожного экспресса» получил немало удовольствия от машины. Прежде всего, от ее возросшей динамики, но и от того, что вопреки заметному ее улучшению, Allroad не потерял своего главного свойства — универсальности.
(Автоспорт №1’2004)
Точность показаний спидометра | ||||||||||
Показания спидометра, км/ч | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | 200 | 220 |
Истинная скорость, км/ч | 37 | 57 | 77 | 96 | 115 | 135 | 154 | 173 | 192 | 211 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ (ESP выключена/ESP включена) | ||
— | Audi Allroad 2,7T Sportec* | Audi Allroad 2,7T (стандарт)** |
Максимальная скорость, км/ч | 242,5 | 219,7 |
Время разгона, с | — | — |
0—50 км/ч | 2,70/2,88 | 2,89 |
0—100 км/ч | 6,53/6,72 | 8,70 |
0—150 км/ч | 13,34/13,52 | 18,62 |
0—200 км/ч | 25,78/25,85 | 42,21 |
на пути 400 м | 14,77/14,96 | 16,17 |
на пути 1000 м | 26,53/26,70 | 29,44 |
60—100 км/ч (D) | 2,87 | 4,71 |
80—120 км/ч (D) | 4,16 | 5,69 |
Выбег, м | — | — |
с 50 км/ч | 576 | 499 |
130—80 км/ч | 1023 | 952 |
160—80 км/ч | 1585 | 1465 |
Тормозной путь | — | — |
со скорости 100 км/ч, м | 38,9 | 38,2 |
Замедление, м/с2 | 9,9 | 10,1 |
со скорости 150 км/ч, м | 85,3 | 87,1 |
Замедление, м/с2 | 10,2 | 10,0 |
* — замеры проводились на влажном покрытии,
** — результаты измерений газеты Авторевю.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОРАБОТОК
ДВИГАТЕЛЬ — 9900
Турбо-кит Sportec
— турбины увеличенной производительности
— интеркулеры Audi RS4
— впускной и выпускной коллекторы
— масляный радиатор
— топливные форсунки
— топливный насос
— измененная программа управления
Выпускная система Milltek Sport
ПОДВЕСКА
Измененная программа управления — 40
Колесные диски Sportec — 2020
Yokogama AVS Sport 255/45ZR18 — 1080
ТОРМОЗА — 6740
Диски + суппорты Movit
АКСЕССУАРЫ
Накладки на педали — 180
Набор крышек горловин — 150
ИТОГО — 20110
(Цены в евро, с установкой)
Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а