Московский этап «кольца» ждали с особым нетерпением. И не только любители автоспорта, больше года не видевшие гонок в первопрестольной, но и сами команды и их спонсоры. Ведь хорошо известно, что один столичный этап по рекламной отдаче перевешивает весь чемпионат…
Решение проводить гонки на Воробьевых горах было принято именно по этой причине. То есть от безысходности. Ходынка неумолимо застраивается жилыми домами, Мячково пока не готово к соревнованиям такого уровня, в Нагатино еще только берут пробы грунта. Проводить столь необходимую московскую гонку негде. Трасса перед главным зданием МГУ, с которой начиналось возрождение российского «кольца» в середине 90-х, была, по сути, единственным выходом.
Правда, назвать трассой корявые городские дороги перед высоткой МГУ язык как-то не поворачивается. Еще несколько лет назад, когда гонщики были здесь постоянными гостями, дорожное покрытие оставляло желать много лучшего. А когда за дорогами перед зданием университета вообще перестали следить, здесь впору стало проводить соревнования по ралли-кроссу: ямы, волны асфальта, на которых машины прыгали, как воробьи, заплатка на заплатке. Плюс к этому — обычный антураж Воробьевых гор: бордюры, деревья и фонарные столбы… Некоторые из гонщиков, впервые выходивших на трассу, возвращались обратно с выражением неподдельного ужаса на лицах.
Пытаясь как-то сгладить впечатление, глава команды Лукойл Рейсинг Евгений Малиновский, вложивший немало сил в организацию этого этапа, созвал накануне гонки специальную пресс-конференцию. Трудно сказать, была ли это лишь попытка выгородить главного спонсора, чье имя на фоне всех организационных неурядиц слишком часто поминалось недобрым словом, или же он на самом деле хотел обратить внимание журналистов на очень важную и болезненную тему — отсутствие в стране пригодных для гонок трасс.
«Ситуация, которая складывается сейчас, — заявил Малиновский, — рубит автоспорт на корню. Все, что мы имеем, — это единственная приемлемая трасса в Санкт-Петербурге да городское кольцо в Тольятти. Но спонсорам нужна гонка в Москве. И деньги на чемпионат они дают только с тем условием, что в календаре будет значиться столичный этап. Сейчас же, после закрытия Ходынского кольца, мы напрямую столкнулись с тем, что проводить кольцевые гонки в столице негде».
Далее Малиновский принялся в красках рассказывать о том, как сложно было подготовить Гран При Лукойл и с какими невероятными трудностями столкнулись организаторы. И все бы хорошо, если бы речи эти (по сути своей абсолютно правильные) произносились не на фоне того развала, что царил на Воробьевых горах. Кое-как установленные и постоянно протекающие водоналивные отбойники, отсутствие элементарных мер безопасности, ничем не огороженные деревья и столбы…
Но самое обидное, что все гонки на Гран При Лукойл выглядели как небольшое частное шоу для руководства нефтяной компании. «Кто дэвушку ужинает, тот ее и танцует», — вероятно, именно по этому принципу под лукойловскую VIP-зону и гостевые трибуны были заняты все лучшие места на трассе, а простых смертных, в свой выходной день пришедших посмотреть гонки (а многие ведь приехали и из других городов), не пускали вообще никуда, кроме одной дальней прямой. Там же поставили и трибуну для гостей команд, билеты на которую организаторы продавали по 20 долларов…
Многие зрители, наткнувшись на милицейские кордоны, просто разворачивались и уходили. Быть может, разочаровавшись в российском автоспорте навсегда… Свидетели тех, прежних, гонок на Воробьевых в один голос отмечали, что в этот раз зрителей было в десяток раз меньше. Однако те, кто нашел себе «место под солнцем» (пускай для этого пришлось пройти несколько километров в обход или дать взятку милиционеру), могли наблюдать самую захватывающую гонку за всю историю российских чемпионатов.
Формула-3
Перед Альберто Педемонте стояла непростая задача — доказать, что его успех в Тольятти не был случайностью и в первенстве на самом деле наступил перелом. В случае победы в Москве он получал возможность не только обогнать лидирующего Маурицио Медиани, но и получить серьезное психологическое преимущество в заключительной части чемпионата.
В субботней тренировке Педемонте промчался по Воробьевым на секунду быстрее своего партнера по команде Лукойл Рейсинг Алексея Павловского, а Медиани, для которого эта трасса была абсолютно незнакомой, смог только замкнуть тройку лучших. Зато в квалификации Маурицио сотворил чудо, с мизерным преимуществом вырвав поул-позицию у своего главного оппонента. «Мы ошиблись с настройками», — оправдывался Педемонте. Однако лидер Арт Лайна радоваться не торопился. Формально первый поворот после старта на Воробьевых горах правый — следовательно, и первое стартовое место располагается справа. Но на самом деле этот пологий правый поворот являлся лишь продолжением прямой, и первым реальным поворотом для гонщиков становится второй — крутой и узкий левый, что сводило преимущество поул-позиции на нет. Безусловно, организаторы должны были сами устранить нелепую ситуацию, в которой обладатель поула оказывался в невыгодном положении. Но этого сделано не было — протесты участников остались без удовлетворения.
Старт подтвердил опасения Арт Лайна. Педемонте, оказавшись внутри второго (а фактически — первого) поворота, не дал Медиани «захлопнуть калитку» и вырвался в лидеры. Все шло к тому, что Лукойл будет праздновать победу на своем Гран При уже в первом заезде дня. Но неудачная попытка обойти отставшего на круг Илью Козанкова обернулась для Педемонте упущенным первым местом, вернуть которое до финиша он так и не смог.
«Я не очень-то и расстроен, — делал хорошую мину при плохой игре Педемонте. — Рас-страивает только факт потери еще пяти очков. А так гонка была честная, просто в течение нескольких поворотов я пытался обойти Илью и когда наконец это сделал, то неожиданно оказался позади Медиани».
Супертуризм
В Супертуризме вновь не набралось кворума для получения полновесных очков. Но хуже то, что, в отличие от столь же немногочисленной Формулы-3, в национальном кузовном классе нет даже намека на чемпионскую интригу. Окончательно освоившийся со сложной в управлении «десяткой» итальянский легионер Лукойла Альберто Шилла получил в этой категории роль абсолютного лидера.
Ни в тренировках, ни в квалификации никто не смог сравниться с ним. Тотальное преимущество итальянца сохранялось и в воскресной гонке, где он лидировал от старта до финиша, обеспечив таким образом «утешительную» победу спонсору соревнований.
На фоне сверхуверенного пилотирования Шиллы становится все заметнее недостаток опыта у его партнера по команде Алексея Дудукало. Не секрет, что легионер исполняет в Лукойле роль наставника молодого российского пилота. Однако бросается в глаза то количество невынужденных ошибок, что допускает талантливый москвич. Вот и на этот раз, едва не обогнав Шиллу во втором послестартовом повороте, Алексей через несколько кругов в том же месте ошибся.
Авария, надо сказать, выглядела страшновато — не снижая скорости, красно-белая «десятка» пробила пластиковые отбойники, устремившись к толпе стоящих поодаль зрителей… Избежать трагедии удалось лишь чудом. После продолжительного ремонта Алексей выехал на трассу с круговым отставанием и… вскоре ошибся снова. При таких «заслугах» Дудукало мог вполне стать главным героем этапа, однако после финиша о злоключениях молодого гонщика просто забыли…
«Дудина надо лишать лицензии!» — слышались возгласы в паддоке. «Такое не позволяют себе даже в кроссе», — заметил один из свидетелей аварии.
События развивались следующим образом. На старте пилот команды Восток-Лада, занимавший перед московским этапом третье место в общем зачете, стал жертвой толчка сзади (вероятнее всего, со стороны Александра Желудова). Простояв в боксах два круга, тольяттинец на неисправной машине вернулся в гонку. Как выяснилось вскоре, только для того, чтобы, дождавшись, когда его начнет обгонять земляк Николай Мезенцев, вынести того с трассы…
Впоследствии при разборе этого инцидента, Дудин утверждал, что его действия не были местью. Поначалу бытовало мнение, что он решил, будто именно Мезенцев (с которым у Дудина непростые отношения) развернул его на старте и таким вот образом отомстил обидчику. Впрочем, тогда тем более непонятны действия опытного кольцевика, в результате которых только чудом никто не погиб. Машина Мезенцева пролетела в считанных метрах от стоявшего у обочины кафе и ударилась водительской дверью о дерево — каркас безопасности ушел в салон на сорок сантиметров…
Через неделю после гонки, на заседании совета РАФ по спорту, Дудин был дисквалифицирован до конца сезона с дальнейшей условной дисквалификацией на весь следующий год. Правда, досталось и потерпевшему: Мезенцев, в действиях которого судьи тоже усмотрели грубость (и, заметим, тоже не в первый раз), условно дисквалифицирован на год.
Туринг
Пришел, увидел, победил — так можно описать сенсационный триумф англичанина Ричарда Кея на московском этапе. Кей уже не раз был гостем на российских трассах. Когда-то он выступал на Воробьевых за рулем супертуринговой Хонды Аккорд за команду Лукойл Рейсинг. В прошлом сезоне он отъездил все гонки на Хонде Интегра, и только постоянные технические проблемы не позволили ему вступить в борьбу за титул.
В этом же году Гран При Лукойл стал первым и, как уверяют в команде Honda Racing Art, единственным стартом Кея в чемпионате. Что ж, двукратный вице-чемпион BTCC среди пилотов-«частников» в очередной раз продемонстрировал, какая пропасть отделяет российское «кольцо» от западного. Правда, поначалу Кей очень долго искал нужные настройки: в тренировках и квалификации его не раз выносило, разворачивало, впрочем, без последствий для машины. Но нашел! В гонке на кочковатой трассе его машина единственная ехала как по рельсам.
Воспользовавшись послестартовым завалом, уже на первом круге Кей с пятой стартовой позиции вырвался вперед и уехал от соперников как от стоячих! «Вообще-то, я мог ехать еще быстрее, — нанес англичанин удар по самолюбию ветеранов Туринга. — Но на пятом круге у меня возникли проблемы с коробкой передач, и до финиша мне приходилось одной рукой рулить, а другой придерживать рычаг КПП».
А в это время на победителя писали… протест (коих за выходные набралось более двадцати!). Непосвященному могло показаться, что коллективом команды Мастер-Пилот Свеза овладела мания преследования. Ее первый пилот Александр Львов лидировал перед Гран При Лукойл в чемпионате, опережая прошлогоднего чемпиона Михаила Ухова из МТС Эй-Си Рейсинг всего на 10 очков. В квалификации между Львовым и Александром Шабуровом из «вражеской» МТС Эй-Си Рейсинг произошло столкновение, после которого лидеру чемпионата пришлось практически всю сессию простоять в боксах и выехать только под самый ее занавес (как итог — только четвертое место на стартовом поле). Действия Шабурова Мастер-Пилот Свеза расценила как «преднамеренные, целью которых было помешать Львову показать достойный результат».
А о Ричарде Кее говорили, что на старте он пытался вообще выпихнуть Львова с трассы. Вытолкнуть петербуржца англичанину не удалось, но свое черное дело он все-таки сделал. Его столкновение со Львовым на старте вынудило последнего потратить немало времени на замену резины. Сам Кей утверждает, что это Львов подтолкнул его, но руководство Мастер-Пилот было другого мнения и после финиша гонки подало протест, который, впрочем, судьи отклонили.
После всех злоключений Львов финишировал на шестом месте, проиграв победителю больше круга. Однако задачу-минимум он все же выполнил, опередив на финише своего главного оппонента Михаила Ухова. Действующий чемпион, выиграв квалификацию, на старте был грубо атакован Олегом Кесельманом (который в этой гонке выступал на новой BMW 320i E46 и занял второе место) и, потратив время на ремонт, пересек линию финиша только седьмым.
Формула-1600
Заезд Формулы-1600 превратился в гонку на выживание. Из двенадцати вышедших на старт автомобилей финишную отмашку (данную, к тому же, раньше положенного срока) получили только три пилота. Хрупкие старенькие Эстонии не выдерживали бешеной тряски на неровном асфальте, и после гонки доехавшие пилоты просто радовались, что их машины не рассыпались на запчасти.
Столичная гонка прошла под диктовку Александра Нестерова. С самого начала сезона чемпионат для него являлся, по сути, игрой в догонялки — два схода по техническим причинам в двух первых гонках далеко отодвинули его от лидеров. В Москве для сохранения шансов на титул ему была необходима только победа — в таком случае он мог сравняться по очкам или обогнать лидирующих Дмитрия Щеглова и Карпа Хашафова.
Сильнейшим, как известно, везет. В квалификации Щеглов по техническим причинам не смог проехать ни одного круга, что откинуло его в конец стартового поля. Для Нестерова, учитывая его поул, складывалась весьма благоприятная ситуация. И он извлек из нее максимум. Умчавшись со старта первым, он первым и финишировал. А сход Щеглова и Хашафова, как уже было сказано, позволил Нестерову подняться на вторую строчку личного зачета.
«Это была очень легкая победа, — делился своими впечатлениями после финиша победитель. — Все время мне приходилось ехать в одиночестве. Это меня даже немного расслабило — несколько раз по ходу гонки я мазал передачи».
Вторым финишную отмашку получил — и это главная сенсация! — четырнадцатилетний Михаил Алешин. Не растерявшись в компании гораздо более взрослых гонщиков, Миша всю гонку ехал максимально аккуратно и заработал уже второй подиум в сезоне. «Я очень устал», — были его первые слова после гонки. Парень так обессилел, что долго не мог открыть на пьедестале бутылку шампанского…
Иван КОВАЛЕНКО
(Автоспорт №10’2001)