Судя по тому, как заметались по трассе судьи в желтых жилетах и как стремглав кинулись к своей машине пожарные, стало ясно — на девятом спецучастке случилось что-то серьезное. Причем с кем-то из лидеров, только что промчавшихся мимо нас, журналистов и зрителей этапа чемпионата Европы Tofas Fiat Rally of Turkey.
«Ч-черт, — шевельнулась в голове неприятная мысль. — Неужели снова кто-то из наших — Потапов или Лесников? Мои терзания прервал знакомый бельгийский журналист, до этого оживленно говоривший с кем-то по мобильному телефону: «Potapov crashed his car and out of the rally!» У меня все похолодело внутри: известие о том, что Александр разбил третий по счету «уорлд-ралли-кар» означало, что для нашей команды, похоже, все кончено…
После того, как обе Subaru Impreza WRC команды ИТЕРА потерпели крушение на итальянском ралли Милле-Милья (подробнее об этом — в прошлом номере Автоспорта), ее бюджет если и не затрещал по швам, то сильно «прогнулся». Равно как и терпение руководства газовой компании — пять сходов в четырех гонках и три разбитых автомобиля нельзя было списать лишь на капризы фортуны. Поэтому перед поездкой в Турцию, на третий «суперэтап» чемпионата Европы с коэффициентом 20, вопрос о будущем команды встал, что называется, ребром.
Давно уже британским «субаростроителям» из фирмы Prodrive не приходилось работать такими стахановскими темпами. Вместе с ними в Англии вкалывали без выходных и механики ИТЕРЫ. В итоге меньше чем за месяц две российские машины вновь были как новенькие. И теперь слово было за гонщиками — ведь турецкая «двадцатка» больше других подходила для того, чтобы реабилитироваться после предыдущих неудач.
Из-за значительной удаленности от центров раллийной цивилизации немногие из лидеров европейского первенства рискнули отправиться в третий по величине город Турции Измир. На край Старого Света пожаловали только трехкратный чемпион Германии Армин Кремер да выступавший на точно такой же Королле WRC Рокко Тениссен, победивший в минувшем сезоне сразу в двух первенствах — Бельгии и Голландии. Еще два «уорлд-ралли-кара» вывели на старт местные знаменитости — бронзовый призер прошлогоднего Кубка мира среди незаводских команд Серкан Язиджи и триумфатор чемпионата балканских стран Эрджан Казаз. С некоторой натяжкой в стан конкурентов россиян можно было записать болгарина Радослава Козлекова на заслуженном Эскорте да еще пяток турецких пилотов на полноприводной технике и кит-карах. Ну, а сами наши пилоты ставили на первое место в списке соперников вовсе не гонщиков, а… трассу турецкого ралли.
Главная здешняя специфика — очень скользкий и достаточно неровный асфальт. Плюс — полное отсутствие на горной трассе каких-либо отбойников и бордюров! Учитывая, что практически все повороты можно «резать», после прохождения нескольких экипажей гонка становится не асфальтовой, а скорее уже грунтовой! Чтобы «вкатиться» в это хитрое полутвердое-полускользкое покрытие, экипажи Александра Потапова с Алексеем Пушкиным и Александра Лесникова с Андреем Русовым приняли в первый день вполне благоразумное решение — поспешать не торопясь. И пятничную секцию гонки, состоявшую из трех коротких, но чудовищно грязных спецучастков, проехали просто «шепотом», расположившись на пятой и восьмой строчке абсолюта. А впереди тем временем утвердились сильно оторвавшиеся от соперников Кремер с Язиджи и на самую малость опередившие Потапова Казаз с Тениссеном.
«Если ехать так же жестко и круто резать повороты, как это делают лидеры, велика вероятность прокола, — объяснял вечером свою осторожность в дебюте «турецкого гамбита» трехкратный чемпион России. — Антипрокольный мусс в чемпионате Европы запрещен, поэтому единственная пробитая покрышка может стоить всей гонки. А поскольку наша главная задача — финиш, мы не можем себе позволить даже минимального риска».
Потапов словно в воду глядел — уже на третьем допе субботнего дня прокол одного из задних колес отбросил Кремера на вторую позицию. Недолго музыка играла и для Язиджи — на 30-километровом СУ7 он нарвался в срезке на камень, финишировал на голом диске и подарил немцу почти две минуты. Но это были пустяки по сравнению с тем, что пришлось испытать здесь Казазу и лидеру турецкой Формулы-2 Али Деведжи на Fiat Punto Kit Car. Оба пробили колеса недалеко от старта и, потеряв на их замене около пяти минут, расстались с надеждами на приличный результат. А между тем наши, верные своей тактике, начали понемногу наращивать темп. Потапов легко обошел явно ощущавшего себя не в своей тарелке Тениссена и вырвался на третье место, а Лесников, быстро разобравшись со своими вчерашними обидчиками и выиграв дуэль с экс-чемпионом Болгарии Козлековым, утвердился к злополучному девятому допу на шестой позиции…
…»Алла-а-ах акбар!» — вернул меня к печальной реальности истошный крик муэдзина из соседней мечети, многократно усиленный громкоговорителями. Но нет! Есть все же справедливость на этом свете — так расстроивший меня бельгиец уже через минуту принялся извиняться и причитать, что на самом деле вся эта судейская суматоха разгорелась не из-за Потапова, а из-за сгоревшей дотла Тойоты Тениссена. А чемпион России в это время финишировал на СУ9 живым и невредимым, проиграв победителю, Язиджи, всего 18 секунд на 34 километрах!
Словно гора свалилась с плеч. А уж когда мне рассказали, как наши механики привели в восторг спецов Продрайва, успев на 20-минутном сервисе поменять коробку передач на Subaru Потапова и совладать с не поддавшейся англичанам турбиной на машине Лесникова, во мне поселилась твердая уверенность, что все на этой гонке для наших будет хорошо.
И точно — ни выжимавшие все соки на 30-градусной жаре длинные допы второго дня, ни езда на сликах под проливным дождем в финале «турецкого гамбита» не смогли сдвинуть наших гонщиков с завоеванных позиций. Вечером 6 мая экипажи ИТЕРЫ въехали на финишный подиум на третьем и пятом местах соответственно. Смертельно уставшими, но страшно довольными. «Самое приятное в этой гонке — финиш», — в один голос заявили и Потапов, и Лесников, вместе набравшие первые 120 очков в чемпионате Европы. Хочется верить, что неудачи позади…
Андрей КЛЕЩЕВ
(Автоспорт №6’2001)