Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Toyota Land Cruiser 100 VX: Tarmac Cruiser

Тюнинг внедорожников нынче в моде. Едва ли не каждый второй щеголяет решетками на светотехнике, широкими подножками, шинами с крупными надписями на боковинах и, конечно, хромированным «кенгурятником» с громадными «кастрюлями» дополнительных фар. Вся эта роскошь позволяет владельцу машины предстать перед публикой этаким повелителем пустынь и джунглей. Но у тюнинга джипов есть и альтернативная ветвь. Для тех, кто покоряет другие джунгли — асфальтовые…
Текст: Валерий Арутин
Фото: Григорий Голышев

Вопрос о том, зачем вообще нужен большой внедорожник жителю мегаполиса, давайте считать риторическим. Нас сегодня интересует другое — какие доработки требуются тяжелой и высокой машине, чтобы лучше соответствовать не характерным для нее условиям эксплуатации. Нетрудно догадаться, что для покорения асфальта джипу в первую очередь необходимы более мощные тормоза и двигатель, а также жесткая подвеска. Особенно преуспели в доработках подобного рода японские тюнинговые фирмы. Глядя в их каталоги, иногда и не поймешь сразу, что перед тобой внедорожный автомобиль — пластиковый обвес, антикрыло на крыше, низкая подвеска и низкопрофильные шины делают джип похожим на большой универсал и наверняка лишают его большей части внедорожных возможностей. Ведь в Японии, чтобы найти бездорожье, придется еще очень сильно постараться…

Одна из крупнейших подобных фирм — объединение JAOS (Japan Offroad Service). В него входят несколько компаний, каждая из которых специализируется в своей области тюнинга. Например, Zeal занимается доработками подвески, а Victron производит колесные диски. Те, что установлены на темно-зеленый Land Cruiser, — составные, 18-дюймовой размерности, и при этом каждый весит всего десять килограммов!

Именно к российскому дистрибьютору JAOS обратился хозяин «сотки», решивший заняться тюнингом своего джипа. Toyota Land Cruiser 100 — классический внедорожник с мощной рамой, длинноходными подвесками, неразрезным задним мостом и понижающей передачей в трансмиссии. Но на ровном асфальте все это, скорее, лишняя обуза, и пересевший в Тойоту из мощной Subaru владелец ощутил это в полной мере. Land Cruiser славится мягкой, энергоемкой подвеской, обеспечивающей автомобилю прекрасную устойчивость и плавный ход даже на сильно разбитом асфальте. Но уверенно Toyota едет только по прямой. В поворотах Land Cruiser пугает огромными кренами, а при резких разгонах и торможениях досаждает сильными клевками. Поэтому владелец этой машины первым делом заказал доработанную подвеску. Так на машине появились тюнинговые амортизаторы, более мощные стабилизаторы поперечной устойчивости и жесткие торсионы в передней подвеске.

Вслед за подвеской настал черед тормозов. На первый взгляд ничего особенного с ними не делали — всего лишь поменяли тормозные диски и колодки. Но правильно подобранные комплектующие обеспечили механизмам штатного диаметра лучшую температурную устойчивоть и, как показали наши измерения, уменьшили тормозной путь со 100 км/ч на несколько драгоценных метров.

После того, как внедорожник стал лучше тормозить и поворачивать, пришла очередь двигателя. Здесь марка JAOS оказалась бессильна — фирмы, входящие в это объединение, не занимаются доработками тойотовских моторов. Но в российском представительстве JAOS нашли выход. Выручила… сама Toyota, а точнее ее американское спортивное отделение TRD (Toyota Racing Development). Для восьмицилиндрового мотора Лэнд Крузера TRD предлагает механический компрессор, устанавливаемый в развале цилиндров вместо штатного впускного коллектора. Привод нагнетателя осуществляется ремнем от коленвала через систему шкивов и роликов, а увеличение подачи топлива — дополнительной, девятой форсункой. Кроме того, в комплекте с нагнетателем поставляется спортивный термостат, который обеспечивает форсированному двигателю нужный ему температурный режим. Оригинально сделана система управления доработанным мотором. Тюнинговый контроллер подключен не взамен штатного, а параллельно ему, через промежуточную колодку проводов. В итоге, многие функции управления выполняет штатный компьютер — например, ограничивает максимальные обороты двигателя на том же уровне, что и у стандартного мотора.

Механический наддув прост и эффективен. На установку нагнетателя уходит всего шесть часов, а прибавка мощности обещается весьма солидная — 50 процентов от штатных 235 «лошадей». Если учесть дополнительный десяток сил, полученных от установки на темно-зеленый внедорожник прямоточной выпускной системы и воздушного фильтра, получается, что мощность мотора доходит до 360 л.с.! В то же время нагрузки на двигатель увеличиваются некритично. Лучшее доказательство тому — гарантия на автомобиль, которую компания Toyota сохраняет после установки тюнингового комплекта. Впрочем, это относится только к Америке и Японии — в России владелец внедорожника после тюнинга о гарантии производителя может забыть. Но взамен представительство JAOS берет гарантийные обязательства по двигателю на себя.

С первых же метров дистанции понимаешь, что прибавка в динамике есть и немалая. И без того более чем уверенная тяга 4,7-литрового мотора уже с полутора-двух тысяч превращается просто в паровозную! Ведь TRD помимо 50-процентной прибавки мощности обещает такой же рост крутящего момента двигателя, причем его пик в 650 Нм достигается при 2800 об/мин против 3400 об/мин у стандартного мотора. Взгляните на результаты измерений, приведенные в таблице. Справа — данные, полученные при испытаниях стандартной машины. Разгон до «сотни» улучшился на три секунды, а до 150 км/ч почти на двенадцать! Картину не в силах испортить даже устаревший «автомат», с четырьмя донельзя «растянутыми» ступенями. При интенсивной езде последняя передача фактически не используется — почти сразу после переключения на нее автомобиль упирается в электронный ограничитель скорости, срабатывающий на отметке 180 км/ч.

Специалистов TRD, не снимающих ограничение максимальной скорости, можно понять. Ведь далеко не каждый, кто захочет увеличить мощность своего джипа, одновременно с этим поменяет тормоза и амортизаторы. А без этого рост скорости может оказаться фатальным. Зато с «зажатой» подвеской и низкопрофильными шинами Land Cruiser чувствует себя намного уверенней. На ровном асфальте полигона даже на максимальной скорости у него лишь немного расширяется динамический коридор, а на обычном шоссе можно было спокойно держать крейсерские 150—160 км/ч. При этом возросшая жесткость подвески почти не вредит комфорту — по сравнению с легковыми автомобилями, назвать тюнинговый Land Cruiser жестким язык не поворачивается. Скорее, наоборот — кому-то более жесткая подвеска поможет избежать морской болезни.

И в поворотах крены хоть и остались, но уже не такие пугающие, как прежде. Автомобиль послушно следует заданной траектории, главное — правильно ее задать, ведь обратная связь на переусиленном руле почти отсутствует. В пределе Land Cruiser демонстрирует плавный снос передней оси, который легко парируется сбросом газа — к заносу задней оси это не приводит. Но не спешите записывать внедорожник в спортивные автомобили. Все-таки высокий центр тяжести и низкая жесткость рамного кузова никуда не исчезли. Резкие маневры по-прежнему не его стихия. Тем более, что при быстром рулении проявляется еще одна болезнь — нехватка производительности гидроусилителя. Руль неожиданно «закусывает» и, чтобы провернуть его, требуется очень большое усилие.

И все же после такого тюнинга Land Cruiser вполне может быть переименован в Tarmac Cruiser — Асфальтовый Крейсер. Мощный двигатель, автоматическая коробка передач, неплохие тормоза, комфортная подвеска и в то же время хорошая устойчивость даже на неровном асфальте — прекрасное сочетание для «крейсера», способного пожирать сотни и сотни километров сухопутных трасс.

(Автоспорт №3’2004)

Перечень доработок
Двигатель: $7670

Нагнетатель TRD
Термостат TRD
Воздушный фильтр Battlez
Выпускная система Ganador: $2517
Подвеска: $2772
Амортизаторы TRD
Торсионы Zeal
Усиленные стабилизаторы
Тормоза: $1836
Тормозные диски Battlez
Тормозные колодки Battlez
Колесные диски Victron, 18”: $4420
Шины Yokohama 285/60 R18: $1000
Итого: $20215

Результаты измерений
Автомобиль Land Cruiser 100 VX JAOS Land Cruiser 100 VX стандарт*
Максимальная скорость, км/ч 180,9 179,0
Время разгона, с
0—50 км/ч 2,69
0—100 км/ч 8,57 11,64
0—150 км/ч 19,66 31,21
на пути 400 м 16,09 18,08
на пути 1000 м 29,72 33,50
60—100 км/ч (D) 5,03 6,94
80—120 км/ч (D) 6,39 9,39
Выбег, м
С 50 км/ч 573 617
130—80 км/ч 904 930
160—80 км/ч 1364 1419
Тормозной путь
со скорости 100 км/ч, м 40,8 44,8
Замедление, м/с2 9,4 8,6

* — Результаты измерений газеты «Авторевю», №12-13, 2000

Toyota Land Cruiser 100 VX (данные производителя)
ДВИГАТЕЛЬ V-образный, 8-цилиндровый
Система питания распределенный впрыск
Количество клапанов 24
Рабочий объем, куб. см 4664
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 94/84
Степень сжатия 9,6
Макс. мощность, л.с. 235 при 4800 об/мин
Макс. крутящий момент, Нм 434 при 3400 об/мин
Привод полный, межосевой дифференциал с вискомуфтой и принудительной блокировкой, демультипликатор
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ автоматическая, 4-ступенчатая
Передаточные числа
I 2,95
II 1,53
III 1,00
IV 0,72
З.х. 2,68
Гл. передача 4,1
ПОДВЕСКА
передняя независимая, торсионная, на двойных поперечных рычагах
задняя зависимая, на продольных рычагах, с тягой Панара
ТОРМОЗА дисковые, вентилируемые, с усилителем и АБС
Диаметр передних дисков, мм 311
Диаметр задних дисков, мм 325
ШИНЫ 235/85 R16
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм
Длина/ширина/высота 4890/1940/1880
Колесная база 2850
Колея передних/задних колес 1620/1615
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, кг 2260
Емкость топливного бака, л 96
Бензин Аи-95
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч 175
ВРЕМЯ РАЗГОНА до 100 км/ч, с 11,7

Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.