Тюнинг внедорожников нынче в моде. Едва ли не каждый второй щеголяет решетками на светотехнике, широкими подножками, шинами с крупными надписями на боковинах и, конечно, хромированным «кенгурятником» с громадными «кастрюлями» дополнительных фар. Вся эта роскошь позволяет владельцу машины предстать перед публикой этаким повелителем пустынь и джунглей. Но у тюнинга джипов есть и альтернативная ветвь. Для тех, кто покоряет другие джунгли — асфальтовые…
Текст: Валерий Арутин
Фото: Григорий Голышев
Вопрос о том, зачем вообще нужен большой внедорожник жителю мегаполиса, давайте считать риторическим. Нас сегодня интересует другое — какие доработки требуются тяжелой и высокой машине, чтобы лучше соответствовать не характерным для нее условиям эксплуатации. Нетрудно догадаться, что для покорения асфальта джипу в первую очередь необходимы более мощные тормоза и двигатель, а также жесткая подвеска. Особенно преуспели в доработках подобного рода японские тюнинговые фирмы. Глядя в их каталоги, иногда и не поймешь сразу, что перед тобой внедорожный автомобиль — пластиковый обвес, антикрыло на крыше, низкая подвеска и низкопрофильные шины делают джип похожим на большой универсал и наверняка лишают его большей части внедорожных возможностей. Ведь в Японии, чтобы найти бездорожье, придется еще очень сильно постараться…
Одна из крупнейших подобных фирм — объединение JAOS (Japan Offroad Service). В него входят несколько компаний, каждая из которых специализируется в своей области тюнинга. Например, Zeal занимается доработками подвески, а Victron производит колесные диски. Те, что установлены на темно-зеленый Land Cruiser, — составные, 18-дюймовой размерности, и при этом каждый весит всего десять килограммов!
Именно к российскому дистрибьютору JAOS обратился хозяин «сотки», решивший заняться тюнингом своего джипа. Toyota Land Cruiser 100 — классический внедорожник с мощной рамой, длинноходными подвесками, неразрезным задним мостом и понижающей передачей в трансмиссии. Но на ровном асфальте все это, скорее, лишняя обуза, и пересевший в Тойоту из мощной Subaru владелец ощутил это в полной мере. Land Cruiser славится мягкой, энергоемкой подвеской, обеспечивающей автомобилю прекрасную устойчивость и плавный ход даже на сильно разбитом асфальте. Но уверенно Toyota едет только по прямой. В поворотах Land Cruiser пугает огромными кренами, а при резких разгонах и торможениях досаждает сильными клевками. Поэтому владелец этой машины первым делом заказал доработанную подвеску. Так на машине появились тюнинговые амортизаторы, более мощные стабилизаторы поперечной устойчивости и жесткие торсионы в передней подвеске.
Вслед за подвеской настал черед тормозов. На первый взгляд ничего особенного с ними не делали — всего лишь поменяли тормозные диски и колодки. Но правильно подобранные комплектующие обеспечили механизмам штатного диаметра лучшую температурную устойчивоть и, как показали наши измерения, уменьшили тормозной путь со 100 км/ч на несколько драгоценных метров.
После того, как внедорожник стал лучше тормозить и поворачивать, пришла очередь двигателя. Здесь марка JAOS оказалась бессильна — фирмы, входящие в это объединение, не занимаются доработками тойотовских моторов. Но в российском представительстве JAOS нашли выход. Выручила… сама Toyota, а точнее ее американское спортивное отделение TRD (Toyota Racing Development). Для восьмицилиндрового мотора Лэнд Крузера TRD предлагает механический компрессор, устанавливаемый в развале цилиндров вместо штатного впускного коллектора. Привод нагнетателя осуществляется ремнем от коленвала через систему шкивов и роликов, а увеличение подачи топлива — дополнительной, девятой форсункой. Кроме того, в комплекте с нагнетателем поставляется спортивный термостат, который обеспечивает форсированному двигателю нужный ему температурный режим. Оригинально сделана система управления доработанным мотором. Тюнинговый контроллер подключен не взамен штатного, а параллельно ему, через промежуточную колодку проводов. В итоге, многие функции управления выполняет штатный компьютер — например, ограничивает максимальные обороты двигателя на том же уровне, что и у стандартного мотора.
Механический наддув прост и эффективен. На установку нагнетателя уходит всего шесть часов, а прибавка мощности обещается весьма солидная — 50 процентов от штатных 235 «лошадей». Если учесть дополнительный десяток сил, полученных от установки на темно-зеленый внедорожник прямоточной выпускной системы и воздушного фильтра, получается, что мощность мотора доходит до 360 л.с.! В то же время нагрузки на двигатель увеличиваются некритично. Лучшее доказательство тому — гарантия на автомобиль, которую компания Toyota сохраняет после установки тюнингового комплекта. Впрочем, это относится только к Америке и Японии — в России владелец внедорожника после тюнинга о гарантии производителя может забыть. Но взамен представительство JAOS берет гарантийные обязательства по двигателю на себя.
С первых же метров дистанции понимаешь, что прибавка в динамике есть и немалая. И без того более чем уверенная тяга 4,7-литрового мотора уже с полутора-двух тысяч превращается просто в паровозную! Ведь TRD помимо 50-процентной прибавки мощности обещает такой же рост крутящего момента двигателя, причем его пик в 650 Нм достигается при 2800 об/мин против 3400 об/мин у стандартного мотора. Взгляните на результаты измерений, приведенные в таблице. Справа — данные, полученные при испытаниях стандартной машины. Разгон до «сотни» улучшился на три секунды, а до 150 км/ч почти на двенадцать! Картину не в силах испортить даже устаревший «автомат», с четырьмя донельзя «растянутыми» ступенями. При интенсивной езде последняя передача фактически не используется — почти сразу после переключения на нее автомобиль упирается в электронный ограничитель скорости, срабатывающий на отметке 180 км/ч.
Специалистов TRD, не снимающих ограничение максимальной скорости, можно понять. Ведь далеко не каждый, кто захочет увеличить мощность своего джипа, одновременно с этим поменяет тормоза и амортизаторы. А без этого рост скорости может оказаться фатальным. Зато с «зажатой» подвеской и низкопрофильными шинами Land Cruiser чувствует себя намного уверенней. На ровном асфальте полигона даже на максимальной скорости у него лишь немного расширяется динамический коридор, а на обычном шоссе можно было спокойно держать крейсерские 150—160 км/ч. При этом возросшая жесткость подвески почти не вредит комфорту — по сравнению с легковыми автомобилями, назвать тюнинговый Land Cruiser жестким язык не поворачивается. Скорее, наоборот — кому-то более жесткая подвеска поможет избежать морской болезни.
И в поворотах крены хоть и остались, но уже не такие пугающие, как прежде. Автомобиль послушно следует заданной траектории, главное — правильно ее задать, ведь обратная связь на переусиленном руле почти отсутствует. В пределе Land Cruiser демонстрирует плавный снос передней оси, который легко парируется сбросом газа — к заносу задней оси это не приводит. Но не спешите записывать внедорожник в спортивные автомобили. Все-таки высокий центр тяжести и низкая жесткость рамного кузова никуда не исчезли. Резкие маневры по-прежнему не его стихия. Тем более, что при быстром рулении проявляется еще одна болезнь — нехватка производительности гидроусилителя. Руль неожиданно «закусывает» и, чтобы провернуть его, требуется очень большое усилие.
И все же после такого тюнинга Land Cruiser вполне может быть переименован в Tarmac Cruiser — Асфальтовый Крейсер. Мощный двигатель, автоматическая коробка передач, неплохие тормоза, комфортная подвеска и в то же время хорошая устойчивость даже на неровном асфальте — прекрасное сочетание для «крейсера», способного пожирать сотни и сотни километров сухопутных трасс.
(Автоспорт №3’2004)
Перечень доработок
Двигатель: $7670
Нагнетатель TRD
Термостат TRD
Воздушный фильтр Battlez
Выпускная система Ganador: $2517
Подвеска: $2772
Амортизаторы TRD
Торсионы Zeal
Усиленные стабилизаторы
Тормоза: $1836
Тормозные диски Battlez
Тормозные колодки Battlez
Колесные диски Victron, 18”: $4420
Шины Yokohama 285/60 R18: $1000
Итого: $20215
Результаты измерений | ||
Автомобиль | Land Cruiser 100 VX JAOS | Land Cruiser 100 VX стандарт* |
Максимальная скорость, км/ч | 180,9 | 179,0 |
Время разгона, с | — | — |
0—50 км/ч | 2,69 | — |
0—100 км/ч | 8,57 | 11,64 |
0—150 км/ч | 19,66 | 31,21 |
на пути 400 м | 16,09 | 18,08 |
на пути 1000 м | 29,72 | 33,50 |
60—100 км/ч (D) | 5,03 | 6,94 |
80—120 км/ч (D) | 6,39 | 9,39 |
Выбег, м | — | — |
С 50 км/ч | 573 | 617 |
130—80 км/ч | 904 | 930 |
160—80 км/ч | 1364 | 1419 |
Тормозной путь | — | — |
со скорости 100 км/ч, м | 40,8 | 44,8 |
Замедление, м/с2 | 9,4 | 8,6 |
* — Результаты измерений газеты «Авторевю», №12-13, 2000
Toyota Land Cruiser 100 VX (данные производителя) | ||
ДВИГАТЕЛЬ | V-образный, 8-цилиндровый | |
Система питания | распределенный впрыск | |
Количество клапанов | 24 | |
Рабочий объем, куб. см | 4664 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 94/84 | |
Степень сжатия | 9,6 | |
Макс. мощность, л.с. | 235 при 4800 об/мин | |
Макс. крутящий момент, Нм | 434 при 3400 об/мин | |
Привод | полный, межосевой дифференциал с вискомуфтой и принудительной блокировкой, демультипликатор | |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | автоматическая, 4-ступенчатая | |
Передаточные числа | — | |
I | 2,95 | |
II | 1,53 | |
III | 1,00 | |
IV | 0,72 | |
З.х. | 2,68 | |
Гл. передача | 4,1 | |
ПОДВЕСКА | — | |
передняя | независимая, торсионная, на двойных поперечных рычагах | |
задняя | зависимая, на продольных рычагах, с тягой Панара | |
ТОРМОЗА | дисковые, вентилируемые, с усилителем и АБС | |
Диаметр передних дисков, мм | 311 | |
Диаметр задних дисков, мм | 325 | |
ШИНЫ | 235/85 R16 | — |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм | — | |
Длина/ширина/высота | 4890/1940/1880 | |
Колесная база | 2850 | |
Колея передних/задних колес | 1620/1615 | |
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, кг | 2260 | |
Емкость топливного бака, л | 96 | |
Бензин | Аи-95 | |
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч | 175 | |
ВРЕМЯ РАЗГОНА до 100 км/ч, с | 11,7 |
Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а