Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Jaguar X-Type 3,0: английский кабинет

В такой день нетрудно представить себя настоящим англичанином. Из окна автомобиля укутанную туманом Москву вполне можно принять за Лондон. Особенно, если этот автомобиль — классический темно-зеленый Jaguar X-Type.
Текст: Валерий Арутин
Фото: Григорий Голышев

Впрочем, когда в конце 2001 года Jaguar X-Type был представлен публике, истинные поклонники британской марки отнеслись к нему скептически: мол, этот Jaguar — ненастоящий. Действительно, конструкция автомобиля нетрадиционна для британской марки. Двигатель установлен поперечно, а вместо заднего привода — полный. Масла в огонь критики подлил и сам Jaguar: вслед за мощными полноприводными модификациями был налажен выпуск двухлитровой версии с… передним приводом! Надо хорошо знать англичан, чтобы понимать — если они пожертвовали какой-то частью своих знаменитых традиций, то лишь под давлением чрезвычайных обстоятельств. Этими обстоятельствами стали директивы корпорации Ford, к тому моменту уже несколько лет владеющей «британской кошкой». За основу для самого маленького Ягуара был взят Ford Mondeo, удачную платформу которого фордовские стратеги старались сделать как можно более массовой.

Но не думайте, что X-Type — просто перелицованный Mondeo. Нет, англичане народ своеобразный, авторитета континентальной Европы они никогда не признавали. Если вникнуть в технические детали, оказывается, что у X-Type и Mondeo одинакова только общая компоновка, да некоторые узлы — механическая коробка передач, пара рычагов в подвеске… Моторы у английской машины свои, конструкция подвесок серьезно переработана, да и полным приводом Mondeo, как известно, не оснащается. Доводкой Ягуара британские инженеры занимались самостоятельно, не обращаясь за советом к коллегам по концерну. Наконец, кузов у X-Type точно английский.
Поставьте рядом бэби-Ягуар и старшую модель S-Тype. Сзади и сбоку сходство настолько сильное, что в первый момент машины можно перепутать. А в форме передка читается уже порода флагмана — Jaguar XJ: низкий рельефный капот, подчеркивающий круглые фары, узкая вертикальная решетка радиатора, растянутая улыбка воздухозаборника в бампере. В линиях кузова вы не найдете и намека на стиль техно, доминирующий в облике Mondeo. Нет, X-Type — английский джентльмен, ему нет дела до массовой моды.

В салоне автомобиля тоже царствует английский стиль. Здесь нет холодного немецкого расчета, японской аскетичности или французского модничества. Интерьер успокаивает — сочетание светлой кожи и орехового шпона создает уютную атмосферу. Только уют этот не плюшевый, какой бывает в гостиной, а, скорее, сдержанно-деловой, кабинетный. Но это не тот кабинет, где в центре стоят стол для совещаний, компьютер и батарея телефонов. Нет, скорее чувствуешь себя сидящим в кабинете старинного английского особняка. Трубка хорошего табака, кожаное кресло эпохи королевы Виктории, камин в глубине комнаты. А за окном лондонский туман…
Гостей с континента Британия нередко ставит в тупик — отсутствие смесителей в ванной, нестандартные розетки… Как в настоящем английском доме, в салоне Ягуара тоже есть пара эргономических «особенностей»: кнопка аварийной сигнализации спряталась на центральной консоли между клавишами подогрева сидений, а дверные ручки при открывании требуют такого усилия, что в первый раз кажется, будто заблокированы замки. Рычаг автоматической коробки перемещается по прорези, стилизованной под букву J, но при этом загораживает указатели режимов «автомата». Еще бы — ведь схема движения рычага рассчитана на водителя, который будет сидеть справа. На англичанина…

Что ж, мне остается лишь принять правила, которые предлагает Jaguar. Не стану никуда спешить. Неторопливо настрою сиденье и положение большого руля, разберусь с тем, как управлять климат-контролем и аудиосистемой, тыкая пальцем в информационный дисплей. Поставлю в CD-ресивер диск U2 (Боно, конечно, ирландец, но сегодня будет в самый раз). И только после этого подчеркнуто плавно тронусь и вырулю на шоссе.

Но полностью одолеть себя вальяжности Ягуара я все-таки не дам. Вот впереди прямая и ровная дорога. Пора бы разбудить «британскую кошку» — заставить показать, на что она способна. Педаль — в пол, и X-Type проснулся. Секундная задержка, скачок оборотов трехлитрового мотора, и попутные машины начинают все быстрее мелькать в боковых окнах. Разгон происходит настолько ровно и плавно, что кажется будто машина ускоряется не сильно, даже вяловато. И только взгляд на приборы показывает, насколько ощущения тебя обманывают — всего за несколько секунд стрелка спидометра перевалила за отметку 160 км/ч. Jaguar словно хочет сделать вид, будто никуда и никогда не торопится. Gentleman will walk, but never run…

Но оказалось, что заставить X-Тype ехать быстро куда легче, чем самого себя. Нечасто со мной бывает такое, что нажимаешь на педаль газа больше из-за необходимости дать оценку машине, чем ради собственного удовольствия… Виной тому — автоматическая коробка передач. Кстати, японская, фирмы Jatco, хоть и настроенная английскими инженерами. Не знаю, кто уж там намудрил — японцы или англичане, но быстрая езда в потоке на Ягуаре — сплошное мучение. Вот появился просвет, в который можно нырнуть. В ответ на импульс газа коробка зачем-то принялась переключаться «вниз», хотя можно было спокойно разогнаться и на текущей передаче. Пока все это происходило, пока машина, присев на задние колеса, ускорялась — нырять уже некуда, надо спешно осаживать только-только разогнавшийся Jaguar обратно. А тут еще тормоза вносят свои пять шиллингов — слишком легкая и нечувствительная педаль любое чуть более резкое торможение превращает в «поисковое». Нет, не любит X-Type быстрого движения в плотном потоке. Jaguar — животное не стадное, он предпочитает охотиться в одиночку.

Действительно, если вырваться на пустую дорогу, удовольствия от быстрой езды получаешь куда больше. Здесь уже можно спокойно жать на педали. На прямой, газ — в пол, перед поворотом тормоз — сильно, почти до срабатывания АБС. В таком режиме и «автомат» довольно шустро переключает передачи вверх, и тормоза уже не досаждают. А на высоких оборотах в голосе двигателя, доминирующего над остальными шумами, появляются зажигательные, почти гоночные ноты. И хочется, чтобы «автомат» потянул с переключениями, хочется послушать эту симфонию подольше. Хотя собственные ощущения говорят о том же, что и технические характеристики — максимум крутящего момента приходится всего на 3000 об/мин, и на высоких оборотах мотора темп разгона падает.

Английское своеобразие сквозит и в настройках ходовой части. Подвеска комфортная и одновременно собранная. Jaguar упруго глотает мелкие неровности, плавные волны и при этом отнюдь не воспринимается, как жесткий автомобиль. Рулевое управление, с переменным передаточным числом, «в нуле» не кажется слишком острым и даже на высокой скорости не требует от водителя излишней осторожности в обращении с рулем. Но стоит порезче перестроиться в соседний ряд, и X-Type отзывается заметным креном, словно одергивает тебя: не суетись, сохраняй невозмутимость, как и положено истинному англичанину. Думаете, у подвески недостаточная поперечная жесткость? Ничуть не бывало — при прохождении поворотов на пределе крены кузова отнюдь не велики. А предел у Ягуара — ох, как высок! Он цепляется за асфальт всеми четырьмя колесами так, словно от дикой кошки ему достались не только имя, но и острые когти. Скорость входа в поворот уже пугающе высока, а X-Type все еще уверенно «пишет» траекторию, заданную водителем. Еще быстрее — и Jaguar демонстрирует переднеприводные повадки: сначала соскальзывает передней осью, а при резком сбросе газа срывается в занос. Но развиваются скольжения спокойно и плавно, не пугая водителя.

И все-таки X-Type — автомобиль неспортивный. По крайней мере, в такой конфигурации. Езда на пределе возможностей — не его стихия. Вот если бы он был с «механикой», да в версии Sport — с жесткой подвеской, карбоновыми панелями в салоне, черной кожей с алькантарой, отделкой кузова Non-chrome… Но такие машины не пользуются у нас популярностью. Пока.

(Автоспорт №4’2004)

Jaguar X-Type (данные производителя)
МОДЕЛЬ X-Type 2.5 X-Type 3.0
ДВИГАТЕЛЬ V-образный, 6-цилиндровый V-образный, 6-цилиндровый
Расположение спереди поперечно спереди поперечно
Число клапанов 24 24
Рабочий объем, куб. см 2495 2967
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 81,6/79,5 89/79,5
Степень сжатия 10,3 10,5
Макс. мощность, л. с. 194 при 6800 об/мин 231 при 6800 об/мин
Макс. крутящий момент, Нм 241 при 3000 об/мин 279 при 3000 об/мин
Привод постоянный полный постоянный полный
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ механическая (автоматическая) механическая (автоматическая)
Число ступеней 5 (5)* 5 (5)*
Передаточные числа
I 3,42 (3,8) 3,42 (3,8)
II 2,14 (2,13) 2,14 (2,13)
III 1,45 (1,37) 1,45 (1,37)
IV 1,03 (0,94) 1,03 (0,94)
V 0,77 (0,69) 0,77 (0,69)
З.х. 3,47 (2,97) 3,47 (2,97)
Гл. передача 3,8 (3,9) 3,8 (3,9)
ПОДВЕСКА
передняя независимая, типа McPherson независимая, типа McPherson
задняя независимая, многорычажная независимая, многорычажная
ТОРМОЗА
спереди дисковые, вентилируемые (300 мм) дисковые, вентилируемые (300 мм)
сзади дисковые (280 мм) дисковые (280 мм)
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ реечное, с изменяющимся передаточным числом и гидроусилителем реечное, с изменяющимся передаточным числом и гидроусилителем
ШИНЫ 225/45 R17 225/45 R17
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм
Длина/ширина/высота 4875/1820/1445 4875/1820/1445
Колесная база 2910 2910
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, кг 1555 (1595)* 1555 (1595)*
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч 224 (220)* 235 (230)*
Время разгона 0—100 км/ч, с 8,3 (8,9) 7,0 (7,5)
РАСХОД ТОПЛИВА, л/100 км
загородный цикл 7,2 (7,6) 7,7 (7,8)
городской цикл 13,6 (15,0) 14,8 (15,1)
смешанный цикл 9,6 (10,3) 10,3 (10,5)
Емкость топливного бака, л 61 61
Топливо бензин Аи-95 бензин Аи-95

* В скобках данные для автомобиля с автоматической коробкой передач.

Jaguar X-Type 3.0 Executive
Базовая комплектация: 52700 евро

Фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира
Боковые подушки безопасности
Боковые шторы безопасности
АБС + Brake assist
Гидроусилитель руля с изменяемой характеристикой
Зимний пакет
(обогрев передних сидений, лобового стекла и зеркал)
Климат-контроль
Круиз-контроль
Электростеклоподъемники всех дверей
Электропривод наружных зеркал
Электрорегулировки передних сидений
Бортовой компьютер
Центральный замок с ДУ
Противоугонная система Jaguar
Управление круиз-контролем и аудиосистемой на руле
Отделка салона натуральным деревом и кожей
Противотуманные фары
Легкосплавные диски 17”
Дополнительное оборудование: 7550 евро
Автоматическая коробка передач
Система курсовой устойчивости (DSC)
Ксеноновые фары
Park-tronic
Складывающееся заднее сиденье (70:30)
Навигационная система с экраном touch screen
Окраска «металлик» (Jaguar Racing Green)
Всего 60250 евро

Печатные варианты этого и других тестов вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.