Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Доктор королевы.

Элемент риска из автогонок, несмотря на все принимаемые меры, полностью исключить невозможно. Случаются неприятные происшествия, а порой и трагедии. Но к очередному этапу зрители все равно заполняют трибуны, а пилоты выходят на старт бороться с соперниками и с самими собой… И что бы ни говорили, именно повышенным риском автогонки отличаются от любого другого спорта. Это уже не просто игра — ставка здесь всегда чуть выше, чем победа или поражение.

Но есть в мире Больших Призов человек, чьей профессиональной обязанностью является борьба с опасностями автогонок и последствиями инцидентов. Именно он всегда оказывается рядом, когда на трассе происходит беда, именно он выезжает на 23-й машине пелетона, когда гаснут стартовые огни. Профессор медицины, нейрохирург с мировым именем, Сидней Уоткинс известен специалистам как автор ряда серьезных научных работ. А мы знаем этого человека совсем в иной роли — как главного врача Формулы-1. Сид Уоткинс — личный доктор Королевы автоспорта вот уже больше двух десятилетий…

Начало его биографии больше подошло бы гонщику. Родился Сид Уоткинс почти 70 лет назад в Ливерпуле. Отец его владел автомастерской, и мальчик, естественно, рос среди машин. Юность Сида совпала с юностью автогонок. В 1952 году он окончил Ливерпульский университет, а затем, уже будучи дипломированным врачом, четыре года прослужил в Британском армейском медицинском корпусе, расквартированном в Западной Африке. Казалось бы, какие уж тут гонки — армия, Африка, — но нет! И в Африке были гонки (например, Западно-африканское ралли), а на этих гонках тоже требовался врач…

Вернувшись к гражданской жизни, Сид Уоткинс продолжил занятия медициной и стал специализироваться в нейрохирургии — сначала в Оксфорде, а затем в Лондоне. Но каждые свободные выходные он спешил на гонки — не в качестве болельщика, а исполнять обязанности врача. Когда Уоткинс стал профессором университета города Сиракузы (США), его увлечение скоростью пригодилось и тут. Он возглавил медицинскую бригаду, работавшую на автодроме Уоткинс Глен, где проходили соревнования Американского Автоспортивного Клуба, гонки серии Кан-Ам и Формулы-1.

Спустя некоторое время профессор принял предложение возглавить нейрохирургическое отделение одной из лондонских больниц и вернулся на родину. Примерно тогда же в его жизни произошло еще одно, не менее важное, событие — судьба свела его с руководителем команды Brabham Берни Экклстоуном. Берни предложил Уоткинсу стать врачом Формулы-1, и можно смело сказать, что это предложение не только повлияло на судьбу самого Сида, но и во многом изменило саму Формулу-1. Приверженец здравого смысла, всегда готовый прямо высказать свое мнение, Сид стал одним из самых уважаемых людей в формульном руководстве.

Сегодня оборудованные по последнему слову техники медицинские центры на трассах Формулы-1 воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. А ведь такими они стали именно благодаря стараниям Сида Уоткинса. «Начиналось все очень трудно, — вспоминает профессор. — Еще двадцать лет назад медицинские центры выглядели совсем иначе: маленькая палатка, а весь персонал — пара энтузиастов. Которые, кстати, первое время относились ко мне весьма настороженно. Они никак не могли понять, что я пришел не надзирать за ними, а помогать им. Но прошло время, и все встало на свои места».

За два десятилетия работы главным врачом Формулы-1 Сид Уоткинс не пропустил ни одного гоночного уик-энда. Во время Гран При профессор находится в автомобиле безопасности вместе с анестезиологом и водителем. Эта бригада «скорой помощи» готова в любую секунду мчаться к месту происшествия. О каждом инциденте на трассе Уоткинс тут же узнает по радио. А при появлении красного флага срывается с места немедленно, не дожидаясь вызова, даже если речь идет всего лишь о технической проблеме: «Нам необходимо быть полностью уверенными, что в нас нет нужды. Если же все-таки необходимость вмешательства есть, то прежде всего мы стараемся стабилизировать состояние пострадавшего и извлечь его из машины, не причинив ему никакого вреда. Нередко первыми на месте аварии оказываются не медики, а маршалы гонки. Они тщательно проинструктированы и знают, что если пилот чувствует себя хорошо и находится в сознании, то его нужно немедленно извлечь из машины. Но в случае серьезной травмы маршалы не должны трогать гонщика до прибытия врачей, если только его машина не загорелась. Конечно, из двух зол приходится выбирать меньшее… Теперь в наших машинах есть самое современное оборудование на случай практически любой травмы. У нас есть и досье на каждого пилота со всей необходимой информацией: группа крови, предыдущие травмы и заболевания, аллергии и прочее. Это помогает сэкономить время и избежать ошибок».

Рабочий день доктора на Гран При начинается задолго до старта гонки. Рано утром — встреча с должностным лицом, отвечающим за медицинское обслуживание на данной трассе. Затем — обязательный визит в местную больницу, работающую во время Гран При в паре с медицинским центром гонки. Потом — обратно на трассу, проверить готовность самого центра. Там обязательно должны присутствовать хирурги, специализирующиеся в разных областях, ортопед, травматолог, анестезиологи и реаниматологи. Врачи разделяются на группы и размещаются в стратегических точках трассы вместе с машинами «скорой помощиИ». Затем Уоткинс проверяет готовность группы эвакуации, в распоряжении которой находится вертолет. И лишь после всего этого дает разрешение начинать заезды.

По словам доктора Уоткинса, ни один автомобиль не выйдет на трассу, пока он не закончит все свои проверки и не даст разрешение: «На некоторых трассах проверка готовности врачей может превратиться в настоящую сверхзадачу. Например, в Монако на гонке готовы оказать свои услуги не менее сотни специалистов. Видимо, во время Гран При встают на уши все медики страны. А вот в Англии, к примеру, на гонках работает всего около 35 врачей. Если оценивать эффективность работы медицинских центров разных трасс, то лучшим я бы назвал Гран При Германии. А вот Монца потенциально наиболее опасна: итальянцы — народ сложный, горячий, и ждать от них можно чего угодно…»

Когда все идет хорошо, гонка для Сида Уоткинса — самое спокойное время уик-энда: «Если этап проходит без происшествий, я возвращаюсь домой уже в понедельник. Однако в случае необходимости могу и задержаться. Например, когда в Аделаиде попал в аварию Мика Хаккинен, я уехал домой лишь во вторник — убедившись, что с пилотом все в порядке и он уже на пути к выздоровлению».

Однако доктор Уоткинс готов оказать помощь не только в случае серьезных травм: «Не проходит ни одного уик-энда, чтобы я кому-нибудь не потребовался. Я лечу все: от головной боли до аппендицита… Думаю, что в Формуле-1 ипохондриков больше, чем во всем остальном мире. Поэтому в моей работе самое важное — иметь чувство юмора. С некоторыми гонщиками и должностными лицами без него общаться просто невозможно!»…

Татьяна КОЛЕСНИКОВА
(Автоспорт №3-2001)

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.