На старте очередной «супердвадцатки» чемпионата Европы, болгарского ралли Албена, лидер европейского первенства Армин Кремер выглядел уверенно. «Кого я считаю своими соперниками? — переспросил немецкий пилот обступивших его журналистов. — Пожалуй, двукратного чемпиона Европы итальянца Энрико Бертоне и, конечно же, болгарских гонщиков, знающих эту трассу наизусть». Что ж, с логикой у Кремера все в порядке — и Бертоне, стартовавшего на грозном Peugeot 306 Maxi, и болгар Димитара Илиева с Ясеном Поповым, впервые порадовавших домашнюю публику «заводскими» машинами WRC от Seat и Hyundai, действительно следовало опасаться. Но уже после первых спецучастков от благодушия Кремера не осталось и следа. А его менеджеры, позабыв про болгар и итальянцев, переключили все свое внимание на российскую команду ИТЕРА. «Кто такой Потапов? — осторожно интересовались немцы в стане россиян. — Давно ли он в Болгарии? И почему вдруг пилот, отставший от Кремера на пять минут в Турции, здесь не дает Армину продыха ни на одном из спецучастков?»
Что ж, раскроем наши карты. И напомним немцам о том, что Потапов — один из лучших российских асфальтовых специалистов. Что в Болгарии он выступал еще при царе Горохе — на Москвиче за команду АЗЛК. Что в Турции первый пилот ИТЕРЫ шел исключительно на «доезд» и не ставил перед собой задачи бороться за лидерство. И то, наконец, что с Албеной у Потапова старые счеты. Ведь в 1998-м он испытал здесь, наверное, одно из самых больших разочарований в своей гоночной жизни. Лидировать, выигрывая у чемпиона мира в группе N Алессандро Фьорио, финна Тони Гардемейстера и того же Бертоне, и сойти по дороге на сервис из-за открутившегося маховика!
В тридцать второй раз Албена, известная советским гонщикам как ралли Золотые пески, принимала у себя этап чемпионата Европы. За три десятилетия болгарская гонка почти не изменилась: гигантская, растянутая чуть ли не на половину страны трасса и короткие, но очень разноплановые спецучастки, крайне сложные в плане выбора покрышек (менять которые за три дня ралли можно было всего шесть раз!). И если, скажем, на турецкой или итальянской «двадцатках» можно ехать на одном типе резины, то в Болгарии едва ли не к каждому допу нужен был свой «ключик». Городская гонка в курортной столице Болгарии Албене — это одно, скользкий как мыло Аладжий Монастырь — совсем другое, лесной слалом близ древнего Шумена — третье, а быстрые и ровные допы в отрогах сливенских Балкан — четвертое. И конечно, визитная карточка болгарского ралли — 12-километровый доп Варбица, непредсказуемое покрытие которого стоило «жизни» не одному десятку спортивных автомобилей, включая Subaru Impreza WRC Сергея Успенского, разбитую здесь год назад.
Тогда в Болгарии не на жизнь, а на смерть рубились будущий чемпион Европы Хенрик Лундгаард и будущий пилот Шкоды Бруно Тири. Ну, а на этот раз Албена рукоплескала России и Германии. Спору нет, на отдельных допах был великолепен трехкратный победитель этой гонки Бертоне, временами «выстреливали» хозяева трассы. Однако с первых же спецучастков стало ясно, что и итальянцу, и болгарам придется подбирать крохи с немецко-российского стола.
За две прошедшие после турецкой гонки недели победная поступь Кремера ничуть не изменилась. Зато российский чемпион преобразился. Куда девалась та осторожная, сверхаккуратная езда, что помогла пилотам ИТЕРЫ прийти в себя и вернуть расположение фортуны в Турции? В Болгарии от нее не осталось и следа — Потапов предстал перед тысячами зрителей как никогда быстрым, решительным и уверенным в себе. И хотя Александру потребовалось какое-то время, чтобы прийти к полному взаимопониманию с автомобилем и со своим «запасным» штурманом, петербурженкой Илоной Накутис, уже в дебюте Кремер почувствовал на себе жесткий прессинг россиян.
Как ни выкладывался трехкратный чемпион Германии, за первый день гонки он смог оторваться от трехкратного чемпиона России на мизерные девять секунд! А в середине второго, когда раллисты отправились на самые сложные и техничные допы возле городка Сливен, Потапов наконец-то открыл счет своим победам на спецучастках чемпионата Европы-2001. И если бы не его досадная ошибка — разворот на последнем субботнем СУ, — то Кремер и перед стартом заключительного дня ралли не чувствовал бы себя в безопасности.
Впрочем, поволноваться в воскресенье все же пришлось. И не только немцу, но и всем оставшимся в строю экипажам. В субботу над Балканами светило солнце, а день спустя горы встретили стартовавших на сликах спортсменов дождем и густым туманом, в котором, как шутили раллисты, не было видно даже приборов. Но и этот экзамен Александр с Илоной сдали на «отлично» — при езде «вслепую» они не отдали немцам ни одного спецучастка. И хотя в заключительной части ралли наши немного промахнулись с резиной, финальную точку в этой гонке все же поставили россияне. Выиграв последний, 28-й, спецучасток, экипаж ИТЕРЫ финишировал в Албене вторым, отстав от Кремера за 270 километров гонки всего на 52 секунды!
52 секунды — много это или мало? Решайте сами, но в любом случае никогда еще наши раллисты не были так близки к победе на этапе чемпионата Европы — обычно их отставание от соперников исчислялось минутами. Чего же не хватило для победы? Вполне возможно, что просто равной по силе техники. Ведь, в отличие от Короллы немца, оснащенной секвентальной коробкой передач, на российской Импрезе стояла обычная КПП. Да и установка запасной турбины не лучшим образом сказалась на динамике и максимальной скорости нашей Subaru. Впрочем, Потапов не склонен строить догадки: «Да, мы могли прибавить, но и Армин, тогда, наверное, сделал бы то же самое! Могу сказать лишь одно — никогда еще мы не ездили по асфальту так быстро…»
Что думал на сей счет сам Кремер, осталось загадкой. Но в любом случае теперь он может вздохнуть спокойно — в то время как немец продолжает погоню за европейским «золотом», для ИТЕРЫ наступило время выступлений на российских трассах.
Андрей КЛЕЩЕВ
(Автоспорт №7’2001)