Эра «восьмерок» подходит к концу. Пройдет еще немного времени, и машины десятого семейства отберут у Самары звание самого «драйверского» отечественного автомобиля. Для кого-то, все еще находящегося в плену собственных предрассудков, это может показаться странным. Как?! «Десятка»? Эта «беременная антилопа» с неизлечимой управляемостью? Ни-ко-гда!
А знаете, кто был самым яростным адептом «восьмерки», еще год назад говорившим примерно то же самое? Аркадий Кузнецов — раллист, отказавшийся от полноприводного автомобиля Ford Escort Cosworth ради «восьмерки» и ставший на ней чемпионом России 1998 года в классе А8.
И знаете, кто теперь является самым пламенным пропагандистом и агитатором за «десятку»? Уже догадались? Правильно — Аркадий Кузнецов… Необычный у него получился аппарат: с огромным задним антикрылом а-ля Subaru Prodrive, с двумя прожекторами, вписанными в передний бампер, хищными прорезями воздухозаборников и широченными на раллийный манер ярко-красными брызговиками. Но это — лишь намек на ее способности. Все самое интересное — внутри.
Для российских реалий мало пригоден западный тюнинг, эксплуатирующий, как правило, «кольцевую» идеологию: уменьшенный дорожный просвет, минимальные хода подвески, сверхнизкопрофильные шины… Тюнинг же от Лады Инжиниринг всегда был тюнингом «по Кузнецову». Стиль езды, вкусы и предпочтения раллиста формировали и подходы фирмы к созданию «коммерческих» машин. Все «восьмерки», подготовленные Ладой Инжиниринг, на которых мне довелось поездить, по своему характеру, манерам, настройке были «родственницами» раллийных автомобилей Кузнецова. Стоящая передо мной синяя машина тоже со временем станет родоначальницей целого семейства тюнинговых «десяток».
Приняв от Аркадия ключи, с некоторым опасением усаживаюсь за руль. После такой яркой внешности не хотелось бы разочароваться. Я все еще не верю, что даже глубоким вмешательством можно до конца вылечить врожденные пороки «десятки». Тем более, что опробованная непосредственно перед этим стандартная «сто шестая» ясно показала: вазовским конструкторам это не удалось. Несмотря на подрамник и вильчатые рычаги в конструкции передней подвески, ВАЗ-21106 «гуляет» по дороге, раскачивается и управляется крайне нечетко — почти так же, как и обычная «десятка». Впрочем, не знаю, стоит ли винить в этом именно конструкторов — они-то хотели как лучше (к примеру, проектировали подвеску в расчете на импортные амортизаторы Koni Sport). А получилось как всегда: из экономии на «сто шестые» нынче ставят переделанные скопинские стойки… Как бы то ни было, ездить на «десятке», которая вдвое мощнее обычной, а управляется так же плохо, просто страшно.
Оглядевшись в салоне кузнецовской машины, замечаешь, что все здесь подчинено функциональности. Сиденья Cobra, ремни TRW Sabelt, руль Sparco — все это в данном случае не «выпендреж», а необходимые рабочие инструменты. Как и незаметные с первого взгляда детали: широкая педаль тормоза (Кузнецов для перевода машины в скольжение использует прием торможения левой ногой), гидравлический «ручник» без фиксатора (применяется с той же целью), а рядом с ним рычажок поменьше — им на ходу можно изменять распределение тормозного усилия между колесами передней и задней осей.
А вот белые циферблаты на приборной доске — это уже чисто декоративный элемент. Хотя спидометр, оцифрованный до 240 км/ч, оказался на удивление точным. Когда в ходе испытательных заездов стрелка легла на отметку 200, беспристрастный оптический прибор показал реальную скорость 194 км/ч — вполне допустимое расхождение.
Зажужжал стартер, и салон наполнился вибрацией — это дают о себе знать более жесткие опоры, на которых подвешен двигатель. Виброизоляция, конечно, страдает, зато на трамплинах не «вышибает» передачи.
Выхлоп форсированного двухлитрового мотора, пропущенный через органные трубы спортивного глушителя Remus, звучит красиво: басовито рокочет на холостом ходу, гулко рявкает при открытии дросселя и, наконец, воет как турбовинтовой самолетный двигатель, когда машина на максимальной скорости проносится мимо.
Первая передача, сцепление, немного более тяжелое, чем на обычных «десятках», на всякий случай побольше газа… А вот это, как оказалось, вовсе и не обязательно. Мотор оказался неожиданно тяговитым даже на малых оборотах, и проблем с троганием не возникло. Но на ходу! Машина просто ошарашивает жесткостью подвески. Какие там вибрации от двигателя! Трясет так, что хочется пристегнуться пилотскими ремнями — кажется, что вот попадется кочка покрупнее, и тогда точно ударишься головой о потолок.
Однако тряска не такая, как в каком-нибудь спортивном купе, когда постоянно боишься, что пробьет подвеску или после очередного ухаба масляный картер достанет до земли… Работа раллийных амортизаторов Bilstein и пружин Eibach вселяет железобетонную уверенность в том, что «десятка» не спасует ни на каком покрытии. И даже там, где никакого покрытия нет и в помине.
За что приходится платить комфортом, понимаешь при быстрой езде по грунтовке или плохой асфальтовой дороге. На тех же неровностях, где стандартный ВАЗ-21106 пугающе раскачивался, кренился и рыскал из стороны в сторону, кузнецовская «десятка» идет так, что буквально с точностью до сантиметра можно предсказать траекторию каждого колеса. Кочки, выбоины и трамплины влияют на комфорт седоков, но не на управляемость, которую иначе как блестящей не назовешь!
Информативный руль (вопреки наличию гидроусилителя), мгновенные реакции… В частности, это обеспечивается тем, что кузов тюнинговой машины долнительно усилен с целью повышения жесткости, а подвеска серьезно доработана. Спереди и сзади установлены растяжки между стаканами стоек, подвеска собрана на более жестких резинометаллических шарнирах, а в опорах передних стоек стоят ШС (шарниры скольжения). Для лучшей устойчивости колея машины увеличена на 80 мм, а база — на 25 мм. Список оригинальных деталей также включает корпуса передних стоек и балку заднего моста с интегрированным стабилизатором поперечной устойчивости.
Потрясающе энергоемкая подвеска и удивительно собранное, упругое поведение при скоростной езде по неровным дорогам восхищают в «десятке» от Лады Инжиниринг больше всего. Форсированный мотор, который на второй и третьей передаче при выходе из поворота срывает в пробуксовку широченные шины Bridgestone, и сверхэффективные гоночные тормоза AP Racing на этом фоне воспринимаются уже как нечто само собой разумеющееся. Дело все же не в моторе. В конце концов, уже вовсю продается модификация ВАЗ-21103 с 16-клапанным тольяттинским двигателем, который в «гражданской» версии поддается форсировке до 120-130 л. с., чего вполне достаточно для динамичной езды.
Главное, что эта машина доказывает: проблемы управляемости «десятки» преодолимы. Пусть пока и не самыми дешевыми мерами. Но ведь это — лишь первые эксперименты. Крупнейшие тюнинговые фирмы все свои ресурсы направляют на создание новых версий «десятки», триумфально шагающей по стране. Причем готовят не только седаны, но и универсалы и хэтчбеки ВАЗ-2112, которые, как предсказывают, станут особенно популярными у любителей динамичной езды. Смена формации идет полным ходом.
Рустам АКИНИЯЗОВ
(Автоспорт №1’2000)