Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Уроки Рокингема.

Что нам стоит дом построить? А автодром? В строительство британского гоночного комплекса Рокингем было вложено почти сто миллионов долларов. Возведенное сооружение получилось впечатляющим, что и неудивительно — англичанам ли не знать толк в гонках и гоночной архитектуре? Однако, как выяснилось, не все так гладко в британском королевстве…

Казалось, абсолютно все готово к первому визиту CART на европейскую землю. Подтянутые полицейские в традиционных шлемах. Мощная техника, включая типичные только для CART автомобили-«сушилки». Оркестр шотландских гвардейцев, чтобы маршировать по стартовой прямой. Глянцевая, по-английски подробная, брошюра — программа предстоящих событий. И в ней педантично указано, что знаменитая команда «Джентльмены, заводите ваши моторы!» разнесется над автодромом ровно в 12 часов 29 минут. Так почему же гонка началась с четырехчасовым опозданием, а квалификации не было вовсе?

Наш автобус плавно тормозит и останавливается на безбрежной парковке, почти не заполненной машинами. Здесь все новенькое, с иголочки, даже асфальтовая дорожка, которая ведет к автодрому. Предстоящая гонка CART — первое по-настоящему масштабное событие на этой арене. Быть может, через пару лет и у нас в России будет новый автодром, и гости из других стран приедут в Москву на Формулу-1. В Рокингеме я не раз и не два вспоминал Россию и прикидывал: а как это будет у нас? И эта поездка заставила меня под иным углом взглянуть на перспективы и предстоящие сложности строительства автодрома для Формулы-1 в Москве.

Есть трассы, которые появились как бы сами собой. Они словно порождение окружающей природы, которую человек разве что немного подправил. Классический автодром такого типа — Спа-Франкошам в Бельгии. Петляющее в предгорьях Арденн шоссе местного значения закольцевали — получилась трасса. А трибуны так вписались в окружающий пейзаж, словно выросли самостоятельно, как грибы после дождя.

Рокингем не таков. Эх, не дожил никто из зодчих-конструктивистов, в начале XX века чертивших свои домики-коробочки! Они мечтали о том, чтобы сделать саму конструкцию эстетическим элементом. В Рокингеме их мечты обрели прочную металлическую плоть. Симфония утилитарного металла — вот что такое новый британский автодром. А уж об удобстве зрителей и говорить не стоит. VIP-сектор — застекленные кабинки с уютными диванчиками, где можно, попивая чай или кофе, с наслаждением наблюдать за машинами, перемещающимися по грандиозному овалу. Совсем иное ощущение получаешь, поднявшись на следующий ярус. Трибуна открыта всем ветрам, высоко и просторно, как на мостике «Титаника». С другой стороны, есть и крыша над головой, хотя в дождь гонки CART и не проводятся. Чаша овала словно на ладони. Эффект присутствия потрясающий — машины проходят где-то внизу, но трибуна под твоими ногами гулко вибрирует.

В 1999 году здесь были сельскохозяйственные угодья. Очевидно, не слишком ценные — в марте огромные экскаваторы и пятнадцать 35-тонных самосвалов приступили к земляным работам. Когда «нулевой цикл» был завершен, началось строительство трибун и самой трассы. А в январе нынешнего года гонщик серии NASCAR Рик Федрицци первым выехал на новую арену на 750-сильном Понтиаке.

Но почему этот овальный трек американского типа выстроили здесь, в Нортгемптоншире, а, скажем, не в окрестностях Лондона? Очень красивой могла бы быть версия о том, что лорд Рокингем (а родовой замок Рокингемов стоит здесь с XI века), будучи британским премьер-министром, был причастен к получению независимости британскими колониями в Северной Америке… Это действительно так, но на выбор места для автодрома это не повлияло. Все гораздо проще и прагматичнее. Нортгемптоншир — один из тех районов Англии, которые нуждаются в развитии. А автодром вместе с инфраструктурой — это инвестиции, рабочие места, гостиницы, магазины… Импульс развития дается именно тому району, которому он особенно нужен.

Следуя этой логике, российский автодром нужно было строить отнюдь не в Нагатинской пойме Москвы-реки и даже не в Питере, а где-нибудь в средней полосе России, где предприятия стоят, а народ перебивается с хлеба на квас. Провинциальные проекты были. Но, пожалуй, стоит смириться с тем, что сейчас в России в отдалении от столиц такой проект реализовать попросту нереально.

Сооружая автодром в Москве (а не в Рязани или Сызрани), можно не беспокоиться о том, в каких гостиницах будут жить гости Гран При, как они доберутся до трассы от ближайшего международного аэропорта и как проложить приличные телекоммуникационные линии. Можно сосредоточиться на главном. Тем более что автодром и сам по себе — достаточно сложное технически сооружение. Убедиться в этом можно было в том же Рокингеме.

Вроде бы все предусмотрели создатели этого комплекса. Даже огромный детский городок из надувных резиновых стен и башен. Но… отдельные элементы того, что построено, вызывали недоуменные вопросы. Мелочи всякие, на которые можно и не обращать внимания. С другой стороны, если все так хорошо, почему бы не обратить внимание на мелочи? Пусть даже такие интимные, как сантехническое оборудование…

Каждому, кто был на Британских островах, известно, что традиционный английский умывальник не имеет смесителя — есть отдельные краны с горячей и холодной водой и пробочка, чтобы затыкать раковину. Так уж принято у англичан — наполнять раковину водой нужной температуры и умываться из нее. Традиция! Правда, в современных гостиницах от этой традиции, как правило, отходят — ведь там могут останавливаться гости из других стран…

Могли ли предположить те, кто проектировал «удобства» в паддоке Рокингема, что туда зайдут не только англичане? А, скажем, японский пилот Тора Такаги, безвестный американский механик, швед Кенни Брак или журналист, приехавший из далекой России… Допустим, иностранцев в расчет не принимали. Но мне сложно представить себе такого англичанина (будь он хоть сам лорд Рокингем, несгибаемый приверженец традиций), который в общественном туалете наполняет раковину водой и моет в ней руки. И тем не менее все рукомойники здесь имели традиционную английскую конструкцию — отдельные краны для холодной и горячей воды и обязательная пробочка на умилительной никелированной цепочке… В первый день соревнований над рукомойниками висела грозная надпись: «Вода ОЧЕНЬ горячая». Но, видимо, все равно ошпарилось немало народу, потому что на второй день горячую воду отключили совсем — шла одна холодная…

Англичане явно старались все предусмотреть заранее, но даже у них, славящихся своей аккуратностью, не все шло по-задуманному… Я уж не говорю о том, что на автодроме во время гонки не работало табло, показывающее положение гонщиков по отношению к лидеру (без него на овальном треке, где лидеры вскоре после старта теряются в плотных рядах круговых, зрителям тяжело разобраться в ситуации). Да что там табло! Гонка могла вообще не состояться!

Перед самой квалификацией выяснилось, что сквозь покрытие трассы в нескольких местах просачивается вода… А ведь асфальт был уложен прецизионным образом с допуском по высоте плюс-минус 1 миллиметр! Да и о гидроизоляции, надо думать, строители не забыли. Типично российская история, не так ли? Вроде крыши на стадионе в Лужниках, которую сначала построили, и лишь потом поняли, что трава на футбольном поле не растет из-за отсутствия солнечного света…

Мощные реактивные «сушилки» с жутким воем пытались ликвидировать сырость. Но вода все сочилась и сочилась сквозь асфальт. В день гонки машины несколько раз выезжали на тренировки, но больше пятнадцати минут ни одна из них не длилась — пятна сырости угрожали безопасности пилотов. Ведь стоит обутой в слики машине CART поскользнуться, и она на огромной скорости полетит прямиком в бетонную стену!

Вновь и вновь тренировки останавливались. Вновь и вновь на трассу выходили руководители CART и самые авторитетные гонщики. Можно ли проводить гонку? Технические мониторы на автодроме показывали ход жарких обсуждений на трассе. Бразильский гонщик Тони Канаан, найдя в асфальте трещину, сунул в нее палец — и оттуда брызнул фонтанчик воды! Очевидно, режиссер внутренних трансляций Рокингема раньше работал на каком-нибудь эротическом канале. Из этого эпизода он устроил настоящее шоу — палец Канаана вновь и вновь совершал возвратно-поступательное движение, брызги победно летели во все стороны, а выражение лица удивленного бразильца можно было описать фразой «Дас ист фантастиш!»

Короче говоря, гонка все-таки состоялась. Не отменять же ее было в самом деле — представляете, какой бы был скандал и какие убытки светили хозяевам трассы? А теперь представьте, что подобное случилось в России… Сколько слов было бы сказано на Западе про русских, которые ничего не могут организовать как следует? Вывод прост — Гран При России должен быть подготовлен не на сто, а на двести процентов!

Сама гонка вышла по стандартам CART довольно пресной. И причина этого не была секретом для специалистов: англичане построили автодром, на котором невозможно обгонять! Очевидно, виной тому небольшой (всего 8 градусов) наклон трассы на виражах и ее специфическая конфигурация. Так или иначе, но даже кругового пройти было сложно, не говоря уж об обгоне сопротивляющегося соперника. Еще один повод задуматься строителям автодрома в Нагатино — ведь уже на стадии проектирования закладываются особенности трассы, делающие гонки интересными или скучными. Не хочется, чтобы в Москве появился «стерильный» автодром вроде Хунгароринга или испанской трассы Каталунья…

Поскольку гонка началась с четырехчасовым опозданием, покидать Рокингем пришлось в темноте. Полицейские выбивались из сил, борясь с «пробками», намертво заткнувшими выезд с паркингов. И все-таки в очередях на выезд мы потеряли не меньше двух часов. Ясно, что проектировщики не соотнесли вместительность парковок с пропускной способностью подходящих к автодрому дорог! А теперь представьте, что будет, если после окончания Гран При России десятки тысяч машин хлынут на проспект Андропова? С одной стороны они упрутся в светофоры на Велозаводской улице. С другой — в пересечение проспекта с Каширским шоссе. И так оно и будет, если параллельно с постройкой автодрома не будут предусмотрены новые транспортные развязки.

Умные учатся на чужих ошибках. Быть может, этот репортаж из Рокингема содержит излишек негативных впечатлений, но зато из них можно сделать полезные выводы. А сами по себе гонки CART — это здорово. Настолько здорово, что в голову закралась крамольная мысль: а может быть, не обязательно приглашать в Москву именно Формулу-1?

Сергей ИВАНОВ
(Автоспорт №11’2001)

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.